Структура органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 19:49, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изложение основных принципов построения системы государства, функции и задачи основных органов власти. На основании цели в работе поставлены следующие задачи:
1) выявить правовую сущность органов государственной власти;
2) проанализировать методы и способы классификации органов государственной власти;
3) изучить структуру федеральных и региональных органов государственной власти, их взаимоотношения с органами местного само-управления.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….......3
1 Общие принципы государственного устройства РФ…………………….…...5
2 Структура органов государственной власти………………………………......9
2.1 Общая характеристика органов государственной власти…………….........9
2.2 Президент РФ………………………………………………………………...10
2.3 Законодательная власть в РФ…………………………………………….....11
2.4 Федеральные органы исполнительной власти……………………………..15
2.5 Законодательная и исполнительная власть в субъектах Федерации..….17
2.6 Судебная власть РФ и ее органы…………………………………………....19
2.7 Прокуратура РФ……………………………………………………………...21
Заключение…………………………………………………………....................22
Список литературы..…………………….……………

Файлы: 1 файл

система органов гос власти рф.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение……………………………………………………………………….......3

1 Общие принципы государственного устройства РФ…………………….…...5

2 Структура органов государственной власти………………………………......9

2.1 Общая характеристика  органов государственной власти…………….........9

2.2 Президент РФ………………………………………………………………...10

2.3 Законодательная власть  в РФ…………………………………………….....11

2.4 Федеральные органы  исполнительной власти……………………………..15

2.5 Законодательная  и  исполнительная власть в  субъектах Федерации..….17

2.6 Судебная власть РФ и ее органы…………………………………………....19

2.7 Прокуратура РФ……………………………………………………………...21

Заключение…………………………………………………………....................22

Список литературы..…………………….…………………………………….24 
 
 
 
 
 

 

 

Введение

 

 

Государство как одна из форм политической организации общества призвано осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями. 

На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом. 

Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством. 

Система органов государственной власти – необходимый атрибут любого государственного образования. Именно от качества функционирования и управления органов государственной власти, принципа их формирования, особенностей их полномочий и функций зависит реализация основных конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации.

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти. Основная цель демократического государства обеспечивать права и свободы человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации определена система органов государственной власти, их компетенция, основные принципы функционирования. Система государственной власти состоит из большого числа органов разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.

Основные органы государственной власти названы в Конституции РФ, однако, в эту систему входят также многие другие органы, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. 
 Государственная власть - живой организм, находящийся в постоянном движении и развитии. Поэтому изучение того, как функционирует государство, его властные органы на современном историческом этапе кажется мне актуальным.

Целью данной работы является изложение основных принципов построения системы государства, функции и задачи основных органов власти. На основании цели в работе поставлены следующие задачи: 

1) выявить правовую сущность органов государственной власти; 

2) проанализировать методы и способы классификации органов государственной власти;

3) изучить структуру федеральных и региональных органов государственной власти, их взаимоотношения с органами местного само-управления. 

 
 
 
 

 

 

 

1 Общие принципы государственного  устройства Российской Федерации

 

 
 Система Российского государства основана на принципах демократии, республиканской формы правления, конституционной законности, федерализма, единства системы государственной власти. 
Принцип демократии означает, что органы государственной власти в Российской Федерации формируются народом, путем прямых и свободных выборов.

Форма правления – это способ организации и формирования верховной государственной власти. Республика (от лат. “res publica – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. 
 Республиканской форме правления в Российской Федерации присущи следующие признаки: «отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого и левого толка; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок».[1]

Российская Федерация имеет президентско-парламентскую республиканскую форму правления. Особенностью Российской Федерации является «наличие сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя правительства, возможность, хотя и ограниченная отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом)». 
Принцип конституционной законности означает, что действия всех органов власти, подчинены Основному Закону государства – Конституции. Органы власти обязаны соблюдать конституционные нормы, а также нормы федеральных законов и признанные ею нормы международных договоров.  Россия является федеративным государством. «Федеративное государство - это единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных и национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы государственной власти и свое правительство». [6]

Основные принципы федеративного устройства Российской Федерации – это принцип государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения полномочий между органами государственной власти: федеральной и субъектов Федерации, равноправия и самоопределения народов Российской Федерации.

Установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Исходя из этого, реализация принципа единства системы государственной власти должна проявляться, в наличии непротиворечивой системы органов государственной (законодательной, исполнительной и судебной) власти, деятельность которых обеспечивает законодательное регулирование, реализацию предметов ведения, конституционно закрепленных соответственно за Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

Существование на территории субъекта Федерации двух государственных властей предполагает их размежевание. Каждая из них имеет свою сферу деятельности (а также совместную сферу). Это обуславливает многие особенности в структуре и деятельности государственной власти на федеральном уровне, и на уровне ее субъектов. Вместе с тем объективно обусловлены не только размежевания государственной власти на разных уровнях и по видам, но и единство государственной власти, ее целостность. Федеральная государственная власть и государственная власть субъектов РФ представляют собой единство и в социальном, и в организационно-правовом аспектах. В частности, оно вытекает из того, что государственная власть Федерации и государственная власть каждого из ее субъектов соотносятся как целое и его часть. С одной стороны, это власть единого многонационального народа России, с другой - народа одного из 85 ее субъектов, что порождает определенную иерархию и соподчиненность властей, выступающих как целостность вовне и внутри Федерации.[7]

Предпосылкой реализации принципа единства системы государственной власти выступает наличие четких конституционных и иных законодательных норм, касающихся разграничения предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением.

Вместе с тем самостоятельность субъектов Российской Федерации в сфере организации государственной власти не должна разрушать единство экономического и правового пространства страны. В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, не могут передавать, исключать или каким  - либо образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения и предметы ведения субъектов РФ.

 Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционного правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности и единства системы государственной власти Российской Федерации.

Принцип разделения властей призван служить целям демократии в государственном управлении, взаимному контролю властей, препятствовать попыткам авторитаризма. Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов власти в России. В ст. 10 Конституции РФ установлено: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Равновесие властей поддерживается специальными организационно - правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий органов государственной власти в установленных пределах. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
2 Структура органов государственной власти 
 
2.1 Общая характеристика органов государственной власти 
 
 Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть. 
Государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно - властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке. [8]

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

1) наделены государственно-властными полномочиями;

2) образуются и действуют в установленном государством порядке; 
3) уполномочены государством осуществлять его задачи и функции;

4) являются составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ.[1]

Федеральные органы включают: президента РФ, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратура, федеральное собрание, правительство РФ, совет федерации, государственная дума, конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, и федеральные суды РФ. В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые Федеральными законами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти.

2.2 Президент Российской Федерации

 

Президент РФ является главой государства (ст.80 Конституции РФ). Президент РФ занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти, избирается всеобщим голосованием, располагает собственными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо.

Президент РФ, в соответствии с Конституцией, обладает широкими полномочиями, которые определены в гл.4 Конституции РФ. Основными полномочиями Президента РФ являются следующие:

1) президент назначает выборы в Государственную Думу;

2) распускает Государственную Думу;

3) назначает референдум;

4) вносит законопроекты в Государственную Думу;

5) подписывает и обнародует федеральные законы.

Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет право принять решение об отставке Правительства.

Президент представляет Государственной Думе кандидатуры на должности (назначение и освобождение): Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека. Президент рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству; согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент России, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры и грамоты. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение.

Президент, при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование. [1]

 

2.3 Законодательная власть в Российской Федерации

 

Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. 
 Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона. 
 Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Информация о работе Структура органов государственной власти