Структура налоговых органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

В соответствии статья 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

• несоответствие вытекающих из представленных органом налоговой полиции материалов целей проверки полномочиям налоговых органов;

•  наличие обстоятельств, препятствующих назначению выездной налоговой проверки (в текущем календарном году налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка соответствующей организации (ее филиала или представительства) или индивидуального предпринимателя по тем видам налогов и за те налоговые периоды, необходимость проверки которых вытекает из материалов органа налоговой полиции; период деятельности налогоплательщика, в котором согласно материалам органа налоговой полиции были допущены налоговые  правонарушения,  ранее  был  проверен  налоговым  органом  по соответствующим видам налогов (за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации налогоплательщика)).

В случае отказа налогового органа в назначении выездной налоговой проверки орган налоговой полиции вправе направить материалы о налоговых правонарушениях в вышестоящие налоговые органы с предложением рассмотреть вопрос об обоснованности данного отказа или об организации выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку налогоплательщика.

В трехдневный срок с  момента вынесения руководителем  налогового органа решения по результатам  выездной налоговой проверки, назначенной  на основании направленных органом  налоговой полиции материалов, заверенная надлежащим образом копия указанного решения направляется соответствующему органу налоговой полиции.

Мотивированный запрос налогового органа об участии федерального органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке может быть направлен органу налоговой полиции как перед началом налоговой проверки, так и в процессе ее проведения.

Основаниями для участия  органа налоговой полиции в выездной налоговой проверке могут являться:

•  наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления или административного правонарушения;

•  назначение выездной налоговой проверки на основании мате риалов о налоговых правонарушениях, направленных органом налоговой полиции в налоговый орган для принятия по ним решения;

•  необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения физической защиты при возникновении угрозы безопасности указанных лиц.

В целях организации  взаимодействия между налоговыми и  таможенными органами РФ для выполнения возложенных на них задач руководители налоговых органов РФ и руководители таможенных органов РФ в центре и на местах принимают меры по организации и осуществлению взаимодействия по следующим основным направлениям:

1. Обмен информацией  по вопросам, представляющим взаимный  интерес. 

В этих целях указанные  органы организуют взаимодействие ин формационных систем и безвозмездно предоставляют друг другу по соответствующим запросам информацию, содержащуюся в архивах, учетах и банках данных; информируют о фактах нарушения налогового и таможенного законодательства; о физических и юридических лицах, имеющих отношение к таким нарушениям; причинах и условиях, способствующих совершению налоговых и таможенных правонарушений.

2. Передача сведений  таможенных деклараций из ГТК  РФ в МНС РФ, а также обмен  другими необходимыми сведениями  и информацией осуществляются  на магнитных носителях или по каналам связи между Главным научно-исследовательским вычислительным центром (ГНИВЦ) МНС РФ и Главным научно-информационным центром (ГНИЦ) ГТК РФ.

Передаваемая из ГТК  РФ в МНС РФ информация включает сведения из таможенных деклараций по всем участникам внешнеэкономической деятельности и группам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Таможенные органы информируют  налоговые органы об участниках внешнеэкономических  связей (юридические и почтовые адреса, финансовые реквизиты, телефоны, факсы, телексы); предоставляют информацию о декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через государственную границу (грузовые таможенные декларации, транспортные декларации, сведения о декларантах).

Налоговые органы по собственной инициативе либо по запросу таможенных органов выдают информацию об имеющихся сведениях, необходимых для таможенного контроля.

 

 

3. МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Министерство РФ по налогам  и сборам играет ключевую роль в  формировании доходной части бюджета страны. Решение проблемы информатизации налоговых органов связано с проведением комплекса работ по реформированию налоговой системы Российской Федерации.

В настоящее время  налоговая система обрабатывает колоссальные объёмы информации. Это  связано с ростом числа налогоплательщиков, видов налогов, увеличением разнообразия форм первичной отчётности от налогоплательщиков и углублением экономико-статистического анализа соблюдения налогового законодательства. Сегодня 50% рабочего времени налогового инспектора из общего ресурса содержательной работы составляют рутинные, непроизводительные операции. Предпринимаемые попытки модернизации налоговых органов могут обеспечить стабилизацию ситуации на отдельных участках работы уже в ближайшее время, но полное решение проблем налоговой системы является длительной стратегической задачей, решение которой потребует не менее пяти лет.

Целенаправленность и  результативность процесса реформирования налоговой системы определяется Стратегией модернизации, принятой коллегией МНС России в июне 1999 года. В её реализации задействованы все ключевые департаменты министерства. Основными положениями данной Стратегии является обеспечение информационными технологиями:

•  автоматизации всех функций по учёту налогоплательщиков и налоговых поступлений;

• информационного воздействия всех структурных подразделений налоговой системы между собой и с внешними ведомствами;

•  высвобождение трудовых ресурсов, занятых непроизводительной и технической работой;

•  повышение производительности труда;

• оперативность и точность результатов учёта, анализа и прогнозирования налоговых поступлений.

В основе решения данных проблем лежит применение современных  компьютерных и телекоммуникационных средств, создание распре делённых хранилищ данных.

Сегодня информация, необходимая  для подготовки и принятия управленческих решений на региональном и федеральном  уровнях сосредоточена в районных инспекциях. В результате, поток  запросов в районные инспекции носит  лавинообразный характер. В этой связи  возникает задача обеспечения необходимого и достаточного информационного ресурса для выполнения функциональных задач на каждом уровне налоговой системы, обеспечения специалистов подразделений региональных структур и самого министерства программно-техническими средствами доступа к централизованным информационным базам, которые формируются на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.

В 1999 году, в соответствии со Стратегией, был выполнен ряд  работ приоритетного направления. Так, впервые на базе районной инспекции Москвы проведена централизованная обработка сведений о доходах физических лиц Москвы и Московской области. По каждому плательщику выполнено сопоставление декларированных доходов с полученными справками о доходах от работодателей. В результате, сумма доначислений составила более 1,3 миллиардов рублей. Всего по г. Москве в 1999 году собрано налогов в 1,5 раза больше, чем в 1998 году. Было выявлено обязанных подать, но не подавших декларацию свыше 138 тысяч граждан и занижение суммы налога 18200 гражданами. При этом затраты на обработку всего объёма информации оказались в 1,65 раза ниже, чем при старой технологии – нецентрализованной обработке.

Сформированная база данных (360 тысяч деклараций и 10,5 миллионов  справок) используется для присвоения идентификационных номеров налогоплательщикам, выдаче справок по запросам. Так, в прошедшую избирательную компанию обрабатывалось до 300 запросов в день по кандидатам в депутаты. По ряду из них были выявлены недоплаты. Этот отдельный эпизод свидетельствует о высоком потенциале технологии централизации. Разработанная технология администрирования по подоходному налогу может быть перенесена и в другие регионы.

Эффективность управления налоговой системой в значительной степени определяется скоростью  доступа к информации. С этой целью начаты работы по созданию единой системы электронного документооборота. Выполненные работы, большая часть которых реализована на средства первого займа Мирового Банка, являются базисом для подготовки широкомасштабного проекта. В декабре 1999 года банк оценил работу МНС как успешную. В рамках продолжения совместной работы с Мировым Банком будут созданы 10 ЦОДов (Центров обработки данных) в Москве, СанктПетербурге, Московской области, Краснодаре, ХантыМансийске и др.

Основные цели модернизации налоговой службы на данном этапе:

– повышение эффективности  работы налоговых органов России в соответствии с действующим  законодательством и решениями  органов государственной власти;

– усиление контроля за соблюдением действующего законода тельства и дисциплины, осуществление модернизации механизма исчис ления и взимания налогов;

– формирование интегрированной  информационной базы в территориальных  налоговых органах, а также взаимодействие налоговых органов с органами государственного управления и внешними организациями, такими как таможня, органы МВД, банки, органы Казначейства, Пенсионного фонда и др.;

– повышение уровня технической  оснащенности территориальных налоговых  органов.

С 1996 года Проект модернизации налоговой службы начал осуществляться в 109 госналогинспекциях Нижегородской и Волгоградской областей.

В результате реализации проекта получены следующие результаты (на примере Волгоградской области):

– время обслуживание одного налогоплательщика сократилось  в 9 раз;

– доля поступающих в электронном виде документов достигла 5% от общего количества, а исходящих документов – 30%;

– производительность обработки  документов в инспекциях увеличилась  в 4 раза;

– число сотрудников, занятых выполнением функций  ввода, обработки и вывода данных сократилось на 15% при увеличении обрабатываемой информации на 30%;

– объем трудозатрат  на подготовку статистических данных сохранился неизменным при увеличении статистической отчетности в 2 раза;

– число налоговых  процедур, выполняемых одним инспектором, сократилось в 2 раза.

За 1999 г. сумма погашенной недоимки увеличилась по сравнению  с 1998 годом в 2 раза (на 2264 млн. руб. в  абсолютном выражении). Собираемость налогов  в федеральный бюджет в Волгоградской  области увеличилась с 75% в 1998 г. до 80% в 1999 г. и до 82% в первом квартале 2000 г.

Рост собираемости налогов  в региональный бюджет в Волгоградской  области увеличился в 1999 г. на 3 процента (с 89% в 1998 г. до 92% в 1999 г.) Собираемость региональных налогов достигла уровня 97% в первом квартале 2000 года. В целом по стране в 1999 году собираемость региональных налогов выросла на 1 процент (с 94% до 95%).

Ключевым направлением Проекта модернизации является создание центров обработки данных (ЦОД) на региональных уровнях. Будет создана  региональная база данных с высокой степенью защиты информации. После создания ЦОДа налоговые инспекции получат возможность накапливать и оперативно использовать информацию о налогоплательщиках, не предоставляющих декларации или сдающих нулевые отчеты, автоматизировано проводить сверки с данными сторонних организаций и регистрирующих органов для контроля за деятельностью предприятий.

Практическая технология прототипа ЦОД отрабатывается в  г.г. Москве и Волгограде. Например, результат применения ЦОД в г. Москве характеризуется следующими показателями:

– сумма доначислений составила более 1,3 млрд. руб.;

– собрано подоходного  налога в 1,5 раза больше, чем в 1998 г.;

– выявлено свыше 138 тыс. граждан в г. Москве, которые не продекларировали свои доходы;

– установлено занижение суммы налога у 18,2 тыс. граждан.

На основе опыта, накопленного в ходе реализации программы, была поставлена задача широкомасштабного реформирования налоговой системы. С этой целью  разработано технико-экономическое обоснование на получение второго займа. Правительство РФ и Всемирный банк достигли договоренности о начале совместной работы по подготовке второго займа на модернизацию налоговой службы РФ.

Для успешной работы по администрированию  налогов, обеспечению поступлений  в бюджет и проведению результативных проверок ФНС России проводится обработка огромных массивов информации. Выполнение обработки постоянно увеличивающегося объема информации возможно с использованием новейшего программного обеспечения "АИС Налог-3", разрабатываемого в рамках модернизации Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов.

Стратегическими целями проведения модернизации автоматизированной информационной системы ФНС служит оптимизация рабочих процессов, освобождение сотрудников налоговых органов от трудоемких работ, комплексное и эффективное использование накопленной в ФНС России информации и, как следствие, повышение уровня внутреннего контроля над деятельностью Инспекций. Основными слагаемыми процесса модернизации АИС "Налог-3" является создание централизованной вычислительной инфраструктуры, устойчивых каналов связи и единого федерального хранилища данных, которое будет содержать юридически верную полную и актуальную информацию для обеспечения налогового администрирования, информационной поддержки налоговых инспекторов и создание условий для качественного обслуживания налогоплательщиков. Запуск проекта запланирован в 2014г. Основной задачей модернизации является переход на централизованную модель инфраструктуры, что влечет за собой кардинальное изменение прикладной информационной системы. Центральным звеном архитектуры информационной системы, являются центры обработки данных (далее - ЦОД), которые выполняют функции по массовому вводу, обработке, хранению налоговой информации и печати документов. Приоритетное направление - переход полностью на электронный документооборот с внешними источниками и с налогоплательщиками. ЦОД обеспечивает: "сканирование, распознавание и ввод документов, поступающих в бумажном виде от других ведомств (БТИ, ФМС, ФТС, УВД, ГИБДД и пр.) и обмен данными, осуществляемых в электронном виде;

" контроль формата, ввод и обработка форм налоговой отчетности поступающих в электронном виде от налогоплательщиков и специализированных операторов связи (далее - СОС); 
" ведение централизованного архива электронных документов, включая сканированные образы и электронные документы с ЭЦП, с целью обеспечения юридической значимости налоговой информации. 
Для этого необходимо выполнение следующих требований: 
" обеспечение необходимого уровня надежности и производительности телекоммуникационной сети путем предоставления услуги связи хорошего качества; 
" на всех других объектах ФНС России (ЦА ФНС России, УФНС, МИ ФНС России по ЦОД, МРИ ФНС России по КН, ИФНС, ТОРМ) остаются только клиентские рабочие места (персональные компьютеры (так называемые - толстые клиенты) и терминальные комплексы (тонкие клиенты)) пользователей и минимальное количество серверов служебного назначения (контроллеры доменов, файл серверы, сервера системы управления и т.п.); 
" все функции ведения информационных ресурсов, процессы массовой обработки информации, взаимодействия с внешними ведомствами реализуются в ЦОДах.

Внедрение данных подходов, максимальная автоматизация процессов  налогового администрирования и  консолидация внутренней и внешней информации в информационном ресурсе федерального уровня позволит перейти к более прогрессивной системе оценки результатов деятельности налоговых органов.

Комплексная модернизация автоматизированной информационной системы  налоговых органов России, в т.ч. создание АИС НАЛОГ-3, должна привести к следующим результатам:

1. Значительное сокращение  объема ручных операций за  счет внедрения технологии "Налоговый автомат".

Налоговый автомат - технология, обеспечивающая своевременную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования. Система включает в себя такие программные средства и технологию работы, при которой начисления, проводки платежей, процедуры по взысканию недоимки и другие процессы администрирования будут осуществляться автоматически, по четко установленным в системе бизнес-правилам.  
Внедрение налогового автомата позволит передать функции по проведению расчетов и принятия формализованных решений из инспекций в информационные ресурсы федерального уровня. В перспективе в инспекциях останется только регистрация налогоплательщиков и контрольная работа. 
2. Проект предусматривает расширение состава электронных услуг при взаимодействии с налогоплательщиком и создание единого Контакт-центра который позволит предоставлять налогоплательщикам качественно новый уровень сервиса, увеличить  производительность работы налоговых органов, создаст механизм анализа потребностей налогоплательщиков в той или иной информации и улучшит качество ее представления. 
Налоговая служба представляет большой набор интернет-сервисов. На сегодняшний день развитие основных on-line сервисов позволило налогоплательщикам, через Интернет-сайт Федеральной налоговой службы - www.nalog.ru, знакомиться с налоговым законодательством, образцами и формами налоговых документов, получать ответы, относящиеся к различным сферам законодательства о налогах. Особой популярностью среди посетителей сайта пользуются сервисы "Узнай свой ИНН" и "Личный кабинет налогоплательщика", где регистрируется до 2 млн. обращений в месяц.  
Через сервис "Личный кабинет" можно не только узнать задолженность по налогам и сборам, но и распечатать квитанцию на уплату налога. В настоящее время проходит глобальная модернизация сервиса, в ходе которой планируется преобразовать "Личный кабинет" в ключевое средство взаимодействия между Службой и налогоплательщиками - юридическими и физическими лицами полностью бесконтактным способом, включая  проведение регистрации и перерегистрации, представление отчетности, проведение электронных платежей, зачетов и возвратов, сверки расчетов и т.д. 
Развитие сервисов личного кабинета помимо повышения удобства и оперативности взаимодействия так же снизит количество личных контактов налогоплательщиков с сотрудниками налоговых органов, т.е. снизится и потенциальная коррупционность процессов налогового администрирования на местах.   

Одна из перспективных  задач ФНС России на ближайшие 2 года - дальнейшее развитие "Личного кабинета налогоплательщика" (далее - ЛКП), в  котором любое физическое лицо после авторизации сможет получить полную информацию о налогооблагаемой имущественной базе, начислениях налога, осуществленных платежах и учтенных льготах, а так же оплатить налоги через терминалы, банкоматы и платежные системы, пользуясь электронными деньгами.

Электронный документооборот  по приему налоговых платежей физических лиц с использованием биллинговой  технологии имеет ряд преимуществ: однозначно идентифицировать платеж в  программно-информационном комплексе "Система ЭОД местного уровня" и исключить ошибки обработки документа как в кредитной организации, так и в налоговом органе.  Эта технология имеет преимущества по сравнению с технологиями сканерного ввода и  ручного ввода документов с бумажного носителя в виде сокращения времени обработки.

Расширение сервиса  ЛКП путем использования биллинговой  технологии позволит облегчить налогоплательщику  корректное заполнение платежного документа (ПД заполняется автоматически, в  т.ч. подгружается 15-значный биллинговый индекс платежного документа).

Информация о работе Структура налоговых органов