Современная налоговая система Российской Федерации. Налоговая реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить налоговую систему Российской Федерации на современном этапе, рассмотреть предпосылки и сущность налоговой реформы РФ, а также выполнить расчетную часть в соответствии с исходными данными и заданием курсовой работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая………………………………………………..5
Понятие и основные элементы налоговой системы РФ……………………..7
Правовая основа налоговой системы………………………………………….9
Структура российской налоговой системы…………………………………..11
Налоговая реформа в России (2000-е годы)………………………………...14
Глава II. Практическая………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовик по налогам.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. Налоговая реформа в России (2000-е  годы)

Налоговая реформа, проведённая в России в 2000-х годах получила название в народе налоговой реформы Путина.

Налоговая реформа является одним из важнейших достижений, стимулировавших экономический рост в России, начавшийся с 2000 года. Основные задачи налоговой реформы — снижение налоговой нагрузки на предприятия, усиление значения добывающих отраслей как источника налоговых поступлений, а также упрощение налогообложения малого бизнеса.

В период с 2000—2002 годов правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы  России, которые находят отражение  в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы).

Это:

 снижение  избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению  от уплаты налогов; 

 ослабление  фискальных интересов государства  в пользу стимулирующих функций  налоговой системы; 

 снижение  неравномерности распределения налоговой нагрузки;

 сокращение  количества и изменение направленности  налоговых льгот. 

В области  межбюджетных отношений — перераспределение  налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов.

Цель налоговой реформы в настоящее время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы:

  • по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий;
  • сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях;
  • повысить уровень её нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.);
  • снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

В отношении  населения была введена «плоская»  шкала по налогу на доходы физических лиц — ставка налога для граждан  с любыми доходами была установлена в размере 13 %. Бюджет в результате существенно пополнился налогами с доходов, «вышедших из тени».

В 2001 году произошла полная отмена налога на содержание жилищного фонда и  объектов социально-культурной сферы. Был отменён налог на приобретение автомобилей. Единый социальный налог (ЕСН) заменил страховые взносы во внебюджетные фонды. Эта мера также способствовала частичному выводу заработной платы из тени, хотя ставка ЕСН продолжала оставаться высокой. Однако, в ходе недавних мероприятий в 2010г. ЕСН был вновь отменен и заменен страховыми взносами.

 В  2002 году была снижена ставка  налога на прибыль предприятий  до 24 %, , позднее была снижена до 20% (в 2001 году она могла доходить до 35 %). Налог на добычу полезных ископаемых стал зависеть от цен на сырьё на мировом рынке, что существенно пополнило бюджет России.

Замена  в 2003 году налога на пользователей автомобильных  дорог и налога с владельцев транспортных средств на транспортный налог, а  также отмена налога на покупку валюты существенно сократили доходы регионов. Однако изменение схемы распределения акцизов — на алкогольную продукцию в пользу федерального бюджета, на нефтепродукты в пользу регионального — стабилизировало ситуацию.

В сфере  малого бизнеса также произошли изменения, в частности были снижены ставки налогов для предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения. На федеральном уровне утверждён список предпринимателей, имеющих право платить единый налог на вменённый доход. В 2004 году был отменён налог с продаж, однако выпадающие доходы бюджетов регионов были компенсированы очередным увеличением норматива отчислений от налога на прибыль организаций.

Параллельно с изменениями в налоговом  законодательстве были осуществлены попытки  улучшения налогового администрирования. Так, в 2003 году был введён принцип «одного окна», что позволяло зарегистрировать предприятие, подав документы в налоговый орган. Однако в налоговой сфере продолжали оставаться серьёзные проблемы, связанные в первую очередь с криминальными поборами, которые осуществляют нечистоплотные налоговики в отношении предпринимателей, иногда даже разоряя компании. Множество проблем доставляли запутанные формы отчётности, заполнить которые под силу только профессиональным бухгалтерам, что создавало серьёзные препятствия для ведения малого бизнеса.

Несмотря  на неоднозначные результаты налоговой  реформы, положительным является тот  факт, что в России в отличие  от предыдущего периода появилась  работоспособная (пусть и несовершенная) налоговая система.

Ход реформы 

В период с 2000—2002 годов правительство РФ предпринимает решительные шаги по реформированию налоговой системы  России, которые находят отражение  в Программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002—2004 годы).

Это:

- снижение избыточной налоговой нагрузки, создающей стимулы к уклонению от уплаты налогов;

- ослабление фискальных интересов государства в пользу стимулирующих функций налоговой системы;

- снижение неравномерности распределения налоговой нагрузки;

- сокращение количества и изменение направленности налоговых льгот.

В области  межбюджетных отношений — перераспределение  налоговых поступлений в пользу доходов федерального бюджета по отношению к доходам региональных бюджетов.

Цель  налоговой реформы в настоящее время не в том, чтобы собирать больше налогов и решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы:

- по мере снижения обязательств государства снизить уровень налоговых изъятий;

- сделать налоговую систему более справедливой для налогоплательщиков, находящихся в различных экономических условиях;

- повысить уровень её нейтральности по отношению к экономическим решениям фирм и потребителей (налоги должны вносить минимум искажений в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений и т. д.);

- снизить уровень издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.  

Во исполнение поставленных целей налоговой реформы  с 1 января 2001 года были введены четыре главы части второй Налогового кодекса Российской Федерации: «Налог на добавленную стоимость» (глава 21), «Акцизы» (глава 22), «Налог на доходы физических лиц» (глава 23), «Единый социальный налог» (глава 24).

Согласно  положению новой главы 23, была введена  единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 %. Эта ставка объединила в себе существовавшую ранее прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц (при уплате подоходного налога, ставка зависела от доходов и колебалась в пределах от 12 до 45 %) и 1 %, перечисляемого работниками со своей заработной платы в Пенсионный фонд РФ. Уже в 2001—2002 г. наметился рост поступления доходов в бюджет, что дает основание говорить о прямой взаимосвязи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений. Кроме того, среди новых моментов уплаты налога была введена система четких и носящих всеобщий характер налоговых вычетов — стандартных, социальных, профессиональных и имущественных. Был также введен новый порядок предоставления налоговых декларации о доходах физических лиц в налоговые инспекции.

 Глава  21 НК РФ определила новый порядок  исчисления НДС. Именно в 2001 г. произошло резкое сокращение  льгот по НДС, упорядочены правила  налогообложения. Однако до сих  пор не решен вопрос о возмещении  экспортного НДС. 

Серьёзные изменения в рамках налоговой реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2001 г. налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, а с 1 января 2003 г. — прямогонный бензин. В течение 2001—2002 гг. была произведена повышенная индексация ставок акцизов на нефтепродукты, а с 2003 г. изменился порядок их уплаты (по месту потребления).  

Кроме того, с 1 января 2001 года отменён налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы с одновременным увеличением ставки налога на прибыль предприятий и организаций до 5 % по решению представительных органов местного самоуправления. Также с 2001 г. снижена ставка налога на пользователей автомобильных дорог с 2,5 % до 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а с 2003 г. этот налог отменен полностью. В этом же году был отменен и налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на приобретение автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств.  

С 1 января 2002 года вступили в действие очередные  новые главы части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок исполнения и уплаты налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых, налога с продаж. Введение новых глав второй части Налогового кодекса РФ в действие позволило обеспечить снижение налоговой нагрузки примерно на 3 — 4 %.  

Кардинальные  изменения произошли в налоге на прибыль, что нашло отражение в главе 25 НК РФ. С 1 января 2002 г. была снижена совокупная ставка налога с 35 % до 24 % с одновременной отменой льгот. Эта ставка по новому режиму налогообложения едина для всех хозяйствующих субъектов. Реформирование действующего порядка налогообложения прибыли организаций включает либерализацию амортизационной политики для целей налогообложения, изменение правил переноса убытков на будущее, вычеты необходимых деловых расходов, осуществляемые для производства, продвижения на рынок и реализации товаров, снимаются ограничения на расходы по рекламе, по отдельным видам добровольного страхования, по отнесению процентов по заемным средствам, полученным как от банков, так и от других организаций, увеличивается норматив по вычету из налоговой базы расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями. Реализация мер, предусмотренных в рамках данной главы, позволила снизить налоговое бремя налогоплательщиков по данному налогу в сумме около 197,8 млрд рублей, что составляет 1,9 % к ВВП.

В целях  совершенствования налогообложения  пользования природными ресурсами, расширения практики применения рентных  принципов налогообложения в  этой сфере деятельности с 1 января 2002 г. введен налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ) с одновременной отменой действовавших налогов за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минеральносырьевой базы и акциза на нефть.

Кроме того, в 2002 году введена в действие глава части второй Налогового кодекса Российской Федерации: 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог)». Таким образом, созданным специальным режимом смогли воспользоваться те хозяйства, выручка которых не менее чем на 70 % обеспечена за счет реализации сельскохозяйственной продукции.  

Отдельным вопросом реформирования налоговой  системы России стало налогообложение  субъектов малого предпринимательства. Отмена гл. 25 НК РФ льгот по налогу на прибыль организаций вызвало отрицательную реакцию со сторону представителей малого бизнеса. Летом 2002 г. по инициативе Президента РФ был утвержден и подписан федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в часть вторую НК РФ», который ввел две главы: 26.2 «Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства» и 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Цели реформирования системы налогообложения малого бизнеса в России предусматривают сокращение объема отчетной документации, снижение налоговой нагрузки, сохранение социальных гарантий для предпринимателей малого бизнеса в части пенсионного обеспечения и ряд других мер.

Глава 26.2 НК РФ вступила в силу с 1 января 2003 года, создав существенные преимущества налогоплательщикам. Хозяйствующим субъектам по новому режиму предоставлено право не только добровольно переходить на данный режим, но и самостоятельно выбирать объект налогообложения. Законодательством предусмотрено два объекта налогообложения: доходы, облагаемые по ставке 6 % (данная схема будет действовать до 1 января 2005 г.) и прибыль, облагаемая по ставке 15 %. Кроме того, введение данной главы позволило не только упростить систему налогообложения субъектов малого бизнеса, но и упростить их систему бухгалтерской и налоговой отчетности.

Единый  налог на вмененный доход (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ) также касается деятельности малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере бытовых  услуг, розничной торговли и общественного питания, автотранспортных услуг. Порядок расчета налогооблагаемой базы строится на значении «базовой доходности». С 1 января 2003 г. была снижена ставка налога с 20 % до 15 %. Однако реального уменьшения налогового бремени на практике не произошло по ряду причин и это, прежде всего, связано с дублированием платежей по ЕСН и по внебюджетным фондам. Был также определен новый порядок уплаты вмененного налога, установивший место уплаты налога по принципу осуществления деятельности всех плательщиков. Теперь плательщики ЕНВД уплачивают налог по месту своего жительства, что позволило упорядочить уплату налога между бюджетами Субъектов Федерации.

Информация о работе Современная налоговая система Российской Федерации. Налоговая реформа в России