Современная налоговая система Российской Федерации. Налоговая реформа в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Изучить налоговую систему Российской Федерации на современном этапе, рассмотреть предпосылки и сущность налоговой реформы РФ, а также выполнить расчетную часть в соответствии с исходными данными и заданием курсовой работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретическая………………………………………………..5
Понятие и основные элементы налоговой системы РФ……………………..7
Правовая основа налоговой системы………………………………………….9
Структура российской налоговой системы…………………………………..11
Налоговая реформа в России (2000-е годы)………………………………...14
Глава II. Практическая………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовик по налогам.doc

— 324.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

по  дисциплине: Налоги и налогообложение 

На  тему: Современная налоговая система Российской Федерации. Налоговая реформа в России. 

Вариант расчетной части №2. 
 
 
 
 
 
 

                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Северодвинск

2011 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретическая………………………………………………..5

Понятие и основные элементы налоговой системы РФ……………………..7

Правовая  основа налоговой  системы………………………………………….9

Структура российской налоговой системы…………………………………..11

Налоговая реформа в России (2000-е  годы)………………………………...14

Глава II. Практическая………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….36

Список  литературы………………………………………………………………37  
 
 
 
 

 

Введение

Налоги в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно правительство не сумело обойтись без налогов, поскольку для выполнения собственных функций по ублажению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны лишь посредством налогов. Исходя из этого, малый размер налогового бремени определяется суммой расходов страны на выполнение минимума его функций: управление, оборона, трибунал, охрана порядка, чем больше функций возложено на правительство, тем больше оно обязано собирать налогов.

В сложное для нашей страны время налоги играются большую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится принципиальное место посреди экономических рычагов, при помощи которых правительство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, компаний всех форм принадлежности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль компании.

В условиях перехода от административно-директивных способов управления к экономическим резко растет роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги правительство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных компаний.

В данной работе рассматривается действие современной налоговой системы РФ, её трудности и пути совершенствования. Отдельные главы посвящены налоговой реформе РФ.

     Данная тема курсовой работы широко освещена в Налоговом Кодексе РФ, а также в научной литературе и интернет - источниках.

Курсовая  работа состоит из 2-х частей: теоретической и практической. В теоретической части курсовой работы рассматривается современная налоговая система  и налоговая реформа РФ.

Практическая  часть  заключается в расчетах деятельности предприятия ОАО «ПромСервис».

Цель  работы: Изучить налоговую систему Российской Федерации на современном этапе, рассмотреть предпосылки и сущность налоговой реформы РФ, а также выполнить расчетную часть в соответствии с исходными данными и заданием курсовой работы.

 

Глава I. Теоретическая.

  1. Понятие и основные элементы налоговой системы России
 

Действующая в настоящее время в России налоговая система имеет относительно короткую историю. Она начала складываться только в 1992 г., а основные законы, регулирующие вопросы налогообложения, были приняты парламентом России в декабре 1991 г. На протяжении прошедших лет российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы в целом сохранились и поныне.

Налоговая система России включает следующие элементы:

  • взаимосогласованная совокупность налогов, сборов и платежей, используемых в той или иной стране для финансирования государственного бюджета и внебюджетных фондов;
  • система законов, указов и подзаконных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет различных налогов, сборов и иных налоговых платежей.

В зависимости  от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Как правило, в рамках второй и третьей категорий налогов выделяются налоги, носящие обязательный характер, и налоги, которые могут быть введены по решению региональных и местных органов власти.

Налоги  административно-территориальных образований  и местные налоги и сборы зачисляются  в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для балансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).

Налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов: федеральные налоги; региональные налоги (налоги республик в составе Российской Федерации, налоги краев, областей, автономной области, автономных округов) и местные налоги и сборы.

К федеральным налогам Российской Федерации в настоящее время относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, налог на покупку валюты.

К республиканским налогам относятся налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.

К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилого фонда и объектов социальной сферы и ряд других налогов и др.). 

 

  1. Правовая  основа налоговой  системы

Законодательство, регулирующее взаимоотношения по поводу исчисления и уплаты налогов в бюджет, в настоящее время включает три категории нормативных актов различного статуса.

Во-первых, это группа законов, регулирующих основные положения в процессе взаимодействия налогоплательщиков и государства (в лице налоговых органов) по поводу уплаты налогов. Центральным элементом в этой группе является «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ, в котором определены основные принципы налогообложения, приведен перечень налогов, действующих на территории Российской Федерации, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства и ряд других положений. В эту же категорию нормативных актов включаются также указы президента, регулирующие отдельные элементы режима налогообложения, и законодательные акты, посвященные каждому из действующих на всей территории России налогов. В эту группу нормативных актов могут быть отнесены и ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете РФ, поскольку в них устанавливаются элементы распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

Во-вторых, это группа законов субъектов  Российской Федерации, которые регулируют режимы исчисления и уплаты налогов на территории каждого из субъектов, а также те нормативные акты, которые устанавливают специфические льготы и ставки по федеральным налогам в части, предусмотренной федеральным законодательством (например, ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в доход бюджета субъекта Федерации, и дополнительные льготы по данному налогу).

В-третьих, это группа подзаконных нормативных  актов. В первую очередь эта группа включает инструкции налоговой службы и Министерства финансов, детально описывающие предусмотренный законодательством порядок исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов. В эту же группу входят инструкции, издаваемые финансовыми органами субъектов Федерации, определяющие режимы исчисления и уплаты этих налогов.

 В  1998 году правительством разработан проект Налогового кодекса, который направлен на упорядочение налоговой системы, унификацию отношений в рамках налогообложения, детальную регламентацию процедурных вопросов, связанных с налоговыми правонарушениями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура российской налоговой системы

Структура налоговой системы может рассматриваться  с точки зрения:

  • соотношения прямых и косвенных налогов;
  • распределения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц;
  • роли отдельных налогов в формировании общей величины доходов бюджетной системы;
  • распределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы (налоговые доходы федерального бюджета, налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации, налоговые доходы местных бюджетов).

С точки  зрения проблем макроэкономического регулирования роль прямых и косвенных налогов различается весьма существенно. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов, они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и, таким образом, представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги, в целом также следуя за фазами экономического цикла, тем не менее более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), в то время как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигает нулевой отметки.

Кроме того, косвенные налоги обладают свойством  прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции — поступления налога на прибыль и подоходного налога могут как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок (прогрессивное или пропорциональное налогообложение).

Следует также отметить, что доминирование  тех или иных типов налогообложения (в первую очередь это относится  к роли прямых и косвенных налогов) отражает и общую политическую ориентацию государства. Принято считать, что чем выше уровень демократичности того или иного государства, тем выше роль прямых налогов в формировании доходов бюджетной системы. Повышение роли косвенных налогов в ущерб прямым свидетельствует о снижении уровня демократичности в обществе. Это обстоятельство отражает тот факт, что в случае с прямыми налогами граждане непосредственно взаимодействуют с государством (в лице налоговых служб) при уплате налогов. При этом формируется их более активная позиция относительно контроля над государством по поводу использования им полученных средств. Когда же поступление налогов обезличено (как в случае с косвенными налогами) и граждане более индифферентны в вопросах использования бюджетных средств, государственные чиновники, чувствуя бесконтрольность со стороны общества, ведут себя более безответственно.

В рамках российской налоговой системы в  целом хотя и не просматривается однозначного доминирования косвенных налогов, тем не менее их роль очень велика. Причем основную роль в формировании доходов федерального бюджета играют косвенные налоги. Это обстоятельство, с одной стороны, ведет к относительной стабилизации доходов бюджетной системы (и федерального бюджета в первую очередь), а с другой, объективно понижает уровень контроля над использованием этих средств со стороны общества в целом и его отдельных граждан.

Таким образом, в рамках российской налоговой  системы активно задействуются  как основные известные мировой практике косвенные налоги (НДС, акцизы и таможенные пошлины), так и группа прямых налогов (на прибыль, подоходный налог с физиче ских лиц, налоги на имущество). При этом основную роль в формировании федерального бюджета играют косвенные налоги, а в формировании бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов — прямые.

Информация о работе Современная налоговая система Российской Федерации. Налоговая реформа в России