Совершенствование налоговой системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность налога 5
1.1 Понятие и роль налогов 5
1.2. Элементы закона о налоге 6
Виды налогов 6
Функции налогов 7
2. Налоговая система 10
Налоговая система и ее задачи 10
Виды налоговых систем 11
Принципы налогообложения 11
3. Система налогов в Российской Федерации 15
Классификация налогов в российской экономике 15
Основные налоги 18
4. Совершенствование налоговой системы
Российской Федерации 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Сущность налога 5

     1.1 Понятие и роль налогов 5

     1.2. Элементы закона о налоге 6

  1. Виды налогов 6
  2. Функции налогов 7

2. Налоговая система 10

  1. Налоговая система и ее задачи 10
  2. Виды налоговых систем 11
  3. Принципы налогообложения 11

3. Система налогов в Российской Федерации 15

  1. Классификация налогов в российской экономике 15
  2. Основные налоги 18

4.   Совершенствование налоговой системы

Российской  Федерации 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Список  используемой литературы 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоги стали известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

В развитии форм и методов  взимания налогов можно выделить три крупных этапа.

На начальном этапе  развития общества (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата, способного определить, сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая сумма средств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.

На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) государство организует сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя часть функций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкими рамками.

И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки 
все функции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день 
сложилась     широкая    практика    применения   государством правил

налогообложения.  Региональные и  местные органы  власти  играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

Важное место отводится  налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно -правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путем предоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий.

Посредством налогов  государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные  функции, выступает гарантом конституционного права.

Налоговая система в Российской Федерации начала создаваться в 1991 году, когда в декабре был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. Эти законы установили перечень налогов, сборов, пошлин и других платежей, поступающих в бюджетную систему России, определили категории налогоплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в некоторые из этих законов внесены изменения и дополнения, некоторые из них утратили силу в связи с введением в действие налогового кодекса Российской Федерации (части I и II).

Цель моей курсовой работы - раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого, мне так кажется, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налогов, ввести! элементы закона о налоге, выделить виды и функции налогов. А поскольку мы живем в Российской Федерации, то необходимо также рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Чтобы раскрыть понятие налоговой системы нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          1.   Сущность налога

1.1.      ПОНЯТИЕ И  РОЛЬ НАЛОГОВ |

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».                                                                           Налоги играют важнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80% доходной части федерального бюджета.

Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2

В силу традиций платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов.

Налог является индивидуально  безвозмездным, взыскивается на условиях безвозвратности методами государственного принуждения и не носит характер наказания или контрибуции. Налоги устанавливаются законодательной  властью в одностороннем порядке.

Совокупность взимаемых  в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей (далее  налоги), а также форм и методов  их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество физических и юридических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

 

 

2 Статья 57 Конституции РФ

2Пункт 1 статьи 8 HK РФ

 

 

 

 

1.2.  ЭЛЕМЕНТЫ  ЗАКОНА О НАЛОГЕ

 

Законодательными  актами государство   устанавливает  конкретные методы исчисления и способы уплаты и взимания налогов.  

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения - это операции по реализации товаров (работ услуг),   имущество  или  доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;
  • налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;
  • налоговый период - определенный период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате;
  • налоговая ставка - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой,
  • порядок исчисления налога - конкретный порядок уплаты налога, который устанавливается законодательством о налогах;
  • порядок и сроки уплаты налога - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока. 

1.3.    ВИДЫ НАЛОГОВ

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: 
подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное 
страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые 
социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том 
числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с 
конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми 
налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в 
большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; 
акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. 
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения— к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и  регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования  налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления в дорожные фонды).

1.4.    ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Социально-экономическая   сущность,   внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функции:

1. Обеспечение       финансирования       государственных       расходов (фискальная  функция).

  1. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
    1. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).
  1. Стимулирующая функция.
  2. Контрольная функция

 

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.

Налогам принадлежит  решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Важную роль  играет функция, без которой  в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. 
Рыночная  экономика  в  развитых  странах —  это  регулируемая  экономика. 
Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не 
регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, 
какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими    методами   —   путем    применения  отлаженной   системы налогообложения,    маневрирования    ссудным    капиталом    и    процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги,   государство создает условия  для  ускоренного  развития  определенных  отраслей  и  производств, способствует решению актуальных для общества проблем. I

Информация о работе Совершенствование налоговой системы Российской Федерации