Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 632.00 Кб (Скачать файл)

Причем это  предложение следует рассматривать, как сокращение объемов кредитования малыми предприятиями государства, так как государство в более ранние сроки начнет возмещать НДС. Применительно же к конкретному малому предприятию принятие данного решения может дать ему экономию до 20% стоимости объекта.

Таким образом, если предположить, что около 50% этих средств будет направляться на финансирование инвестиций, то в 2006г. дополнительные инвестиционные ресурсы превысят 50 млрд. руб., что может обеспечить прирост инвестиций в основной капитал более чем на 2% и повлечь в среднесрочной перспективе прирост ВВП 0,7-0,8%[38].

В настоящее  время решатся вопросы о повышении  стимулирующей функции налогов. Среди них можно выделить  общей ставки ЕСН  до 26%с 36,5%, а также снижение ставки НДС до 18%, что будет способствовать осуществлению структурных сдвигов распределении налоговой нагрузки, что окажет умеренное воздействие на рост инвестиционного потенциала промышленности.

Снижение ставки Единого социального налога (ЕСН). В первую очередь, повлияет на отрасли экономики с большей долей оплаты труда  в добавленной стоимости, то есть перерабатывающие отрасли и отрасли, производящие услуги, вследствие чего здесь можно ожидать активизации инвестиционных процессов. 

Достижение  экономических интересов малых  предприятий в России  напрямую зависит от качества жизни населения. Однако сегодня ситуация обстоит  таким образом, что ставка налога на доходы физических лиц обременительна для большинства граждан, у которых доходы ниже прожиточного минимума, и не соответствует их платежеспособности. При ставке данного налога в 13% независимо от размера доходов получается, что чем выше доход, тем больше полученная выгода. Следовательно, поляризация жизни не только сохраняется, но и обостряется.[39]

Одним из вариантов  решения данной проблемы может стать  привязка ставки налога на доходы физических лиц не к абсолютным цифрам доходов. А к категориям «прожиточный минимум», который должен ежемесячно рассчитываться и утверждаться.

Таким образом, в условиях подъема российской экономики  эффективнее применять корректирующие налоговые инструменты, которые в отличие от нейтральных (т.е. установление одинакового уровня налогообложения без налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков) позволит развивать малое предпринимательство, увеличить инвестиции в  ключевые отрасли экономики, сбалансировать потребности  бюджетов всех уровней, способствовать максимальной реализации экономических интересов малых предприятий и т. д.

Для этого необходимо дифференцировать использование налоговых  инструментов в зависимости от уровня социально-экономического развития регионов, сферы предпринимательской деятельности, уровня платежеспособности населения.

Налоговые льготы и преференции зачастую увязываются  со стимулированием приоритетных отраслей экономики, что в общей постановке правильно. Однако для этого необходимо: во-первых, выработать и законодательно закрепить критерии льготирования. Без этого процесс отмены и установления льгот вместо поддержки малого предпринимательства превращается в лоббирование тех или иных интересов, нередко противоречащих интересам социально-экономического развития экономики страны.

Из регионов, предоставляющих налоговые льготы субъектам малого предпринимательства только 7 в качестве приоритетных выделены отрасли, не входящие  в перечень установленных федеральным законом. В частности, в Калининградской области все малые предприятия в первый год со дня регистрации в законодательном порядке освобождаются от уплаты налога на прибыль в части, поступающей в областной и местный бюджеты, на второй год льгота составляет 50%, на третий 25%.

При этом для  малых предприятий, занятых в  материальном производстве и бытовом обслуживании населения, предусмотрено освобождение от налога на прибыль (в части поступающей в областной и местный бюджеты) в первые два года деятельности и снижение суммы выплат на 50% в третий и четвертый годы.

Еще в 6 регионах в качестве дополнительных приоритетных отраслей выделены: в Республике Башкорстан – общественное питание, туризм и утилизация отходов, в Пермской области – деревообработка, общественное питание, переработка техногенных образований, дорожные работы, лизинговая деятельность; в тамбовской области – все отрасли, кроме транспортных, торговых и посреднических услуг; в Пермском крае – производство на базе местного сырья и туризм; в Амурской области – переработка отходов производства; в Сахалинской области – рыболовство, производство и переработка рыбной продукции.[40].

В данных регионах подобными нормативными актами предоставляются реальные льготы малым предприятиям перечисленных отраслей. Не дублирующие содержащиеся в федеральном законе.

В Тверской, Тамбовской и Саратовской областях областными законами установлены специальные зоны, на территории которых субъектам малого предпринимательства предоставляются налоговые льготы в части, зачисляемой в областной и местные бюджеты. В Тверской и тамбовской областях такие зоны получили название экономического благоприятствования для субъектов малого предпринимательства. В Саратовской области – «территориальных зон развития малого предпринимательства».

Льготы, предоставляемые  в регионах субъектам малого предпринимательства, не ограничиваются снижением ставки налога на прибыль. Так, в 8 регионах малым предприятиям предоставляются льготы по выплатам ряда других налогов и сборов, в части, зачисляемой региональный и местные бюджеты. В Калининградской области схема выплаты налога на прибыль.

Описанное выше, распространяется и на все остальные налоги и сборы, зачисляемые в областной бюджет. При этом для малых предприятий, не зарегистрированных в зонах экономического благоприятствования, также предусмотрено освобождение от налога на имущество в первые 5 лет деятельности.

 Льготы по  выплатам налога на имущество  в части, зачисляемой в региональные бюджеты, установлены также в Тамбовской ( для малых предприятий, зарегистрированных в зонах экономического благоприятствования для субъектов малого предпринимательства)., Читинской и Амурской областях, а также в Приморском крае [45].

В Приморском крае, Пермской и Сахалинской областях субъекты малого предпринимательства пользуются льготами по выплате налога на приобретение автотранспортных средств, в Приморском крае и Сахалинской области – льготами по выплате налога на пользование автомобильными дорогами, поступающего в территориальные дорожные фонды.

Регионы различаются  и по размерам льгот и по срокам их действия, и тем не менее можно  говорить о дополнительных рычагах стимулирования развития предпринимательства на их территории.

 

 

 

 

3.3. Моделирование рациональной системы регионального налогообложения

 

Построение рациональной налоговой системы на региональном уровне, включающей в себя систему региональных и систему местных налогов и сборов является важным направлением в снижении налоговой нагрузки на предпринимательский сектор в РФ. Такая рациональная налоговая система должна давать возможность решения триединой задачи [51]:

1. Реально способствовать  экономическому росту и развитию социальной сферы территорий;

2. Обеспечить в полной мере собственными доходными источниками региональные и местные органы власти (управления);

3. Обеспечивать высокую  собираемость и контролируемость налогов. Рассматривая региональную и местную систему налогов и сборов, обычно исследователи замыкаются на тех налоговых платежах, которые установлены статьями 14 и 15 Налогового кодекса, где дается перечень собственных по статусу региональных и местных налогов и сборов. Напомним, что первым Кодекс сейчас относит: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы, также три единых налога, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов. С 1 января 2004 года отменен налог с продаж, относимый до этого также к разряду региональных.

Ко второй группе (местным  налоговым платежам) отнесены: земельный налог, налог на наследование или дарение, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы. В случае введения в действие налога на недвижимость (запланировано с 2006 г.) будут отменены региональный налог на имущество организаций и два местных налога - земельный и на имущество физических лиц. То есть собственных по статусу региональных налогов и сборов уже сейчас явно недостаточно для решения названной выше задачи.

Мы считаем, что систему  региональных и местных налогов  и сборов следует рассматривать  как совокупность не только собственных  по статусу налоговых платежей, но и приравненных к собственным  налогам. К последним необходимо относить федеральные, а для местных - и региональные, налоги, закрепленные в налоговом законодательстве по разделенным региональным и местным налоговым ставкам, а для местных налогов — еще и по разделенным в налоговом законодательстве на постоянной основе объектам налогообложения и категориям налогоплательщиков.

Итак, попытаемся построить  полную систему налогов на региональном  уровне, соответствующую, по нашему мнению, критерию рациональности на данном этапе развития России.

 В частности, анализ поступлений налога на прибыль организаций в региональную бюджетную систему показывает, что целесообразно было бы несколько изменить пропорции разделения налоговых ставок. В настоящее время региональная ставка составляет 17% и местная - 2%. Последняя явно недостаточна, поэтому предлагаем установить для субъектов Федерации ставку налога на прибыль в размере 16%, а для муниципальных образований - 3%.

Необходимо ускорить процесс введения субъектами Федерации  налога на недвижимость организаций и физических лиц. Он до сих пор не введен по причине неготовности регионов.

Однако и к 2006 году эта проблема останется не решенной. Подтолкнуть субъекты Федерации к подготовке условий для введения этого налога (разработать кадастры и реестры земли и другой недвижимости, а также методическое обеспечение, создать оценочные организации и т.п.) можно только законодательным установлением в Налоговом кодексе нового налога, заменяющего действующие поимущественные налоги (кроме транспортного).

При этом следует, опять  же законодательно, закрепить за региональным уровнем только те элементы налогообложения, которые касаются организаций, а за местным уровнем - только физических лиц, с зачислением на постоянной основе соответствующих сумм налога в региональный и местный бюджеты по месту нахождения недвижимого имущества. Механизм обложения таким налогом будет иметь следующие элементы.

Модель налога на недвижимость по основным элементам налогообложения. В рамках данной модели устанавливаются общие положения (принципы), на основе которых определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговые база и ставки по налогу на недвижимость.

Порядок и условия  налогообложения на территории города определяются городским органом местного самоуправления. Порядок и условия налогообложения на территории района за пределами территории городов или населенных пунктов устанавливаются районным органом местного самоуправления [52].

Нормативный акт о  налоге, принимаемый органом местного самоуправления, не может противоречить положениям и нормам, предусмотренным первой частью Налогового кодекса, если иное не установлено законом.

Статья 1. Налогоплательщиками признаются:

  1. предприятия и организации, а также физические лица;
  2. по недвижимости, находящейся в государственной и муниципальной 
    собственности - организации, а также физические лица, обладающие  по 
    тем   или   иным основаниям недвижимостью, находящейся в государствен- 
    ной или муниципальной собственности;
  3. по недвижимости находящейся в частной собственности - собственники недвижимости.

Если налогоплательщиками  на недвижимость являются лица в количестве более одного, то они несут солидарные и (или) раздельные налоговые обязательства.

Статья 2. Объект налогообложения

Объектом налогообложения  по налогу на недвижимость являются все  земельные участки, находящиеся  на территории Российской Федерации, со всеми находящимися на них зданиями, строениями, сооружениями и помещениями, а также подземные сооружения, квартиры и жилые помещения.

Статья 3. Налогооблагаемая база

Налогооблагаемой базой  при исчислении налога является рыночная стоимость недвижимости.

При этом, стоимость недвижимости не может быть ниже балансовой (инвентаризационной) стоимости зданий, строений, сооружений и помещений, а по земельным участкам - не ниже ее нормативной цены, определяемых в установленном порядке.

Оценку рыночной стоимости производят органы по оценке недвижимости,   создаваемые при органах местного самоуправления.

Порядок деятельности органов  по оценке недвижимости, а также  методика определения рыночной стоимости  недвижимости утверждается решениями органов местного самоуправления.

На территории одного города или района одновременно не могут быть использованы различные  методики определения рыночной стоимости  недвижимости.

Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета