Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 21:29, курсовая работа

Описание работы

Налоговая нагрузка является важным измерителем качества налоговой системы. Опыт развитых стран указывает на то, что предельный уровень налоговых изъятий не должен превышать 30%. Чрезмерность налогового давления негативным образом сказывается на финансовом состоянии предприятий, а следовательно возможности их инвестирования в свое развитие и расширение.
Официальное значение налоговой нагрузки на российскую экономику составляет не более 40%, однако существует ряд факторов, свидетельствующих, что значение данного показателя гораздо выше. Существует огромное количества методик расчета налогового давления, но ни одна из них не является универсальной, что затрудняет расчет реального уровня налоговых изъятий на налогоплательщика.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 632.00 Кб (Скачать файл)

Проводимые налоговые  реформы в основном базировались на учениях американского экономиста А. Лафера. А . Лаффер исходил из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить увеличению государственных доходов только до какого то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда это предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета (так называемая кривая Лаффера). В связи с этим задачу оживления деловой активности следует решать путем облегчения налогового бремени. Снижение ставки налогообложении приводит к росту производства, который в дальнейшем компенсирует временное уменьшение налоговых поступлений.

Характерными особенностями  этих реформ явилась либерализация системы прямых налогов и увеличение сферы действия косвенного налогообложения (корпоративны и подоходный налог). Основой перестройки системы прямых налогов явился принцип «лучше низкие налоговые ставки с минимальным количеством льгот, чем высокие ставки налогов с многочисленными привилегиями» согласно принятой концепции были существенно сокращены ставки налогообложения с целью дополнительного стимулирования  предпринимательской активности и соответственного экономического роста. В частности  в США ставка корпоративного налога  была уменьшена с 46 до 34%, в Великобритании – с 45 до 35%, а затем до 33%, во Франции – в 1986г. с 50 до 45%,  а в 1991г.- до 42%, а затем до 34% [18].

Одновременное уменьшение налогов  поступлений компенсировалось за счет параллельного расширения налоговой  базы за счет включения в налогооблагаемый доход большего количества источников этого дохода, так и отмены значительного числа льгот, ограничения возможностей вычетов затрат и субсидий. В частности, в США пособия по безработице в результате реформы облагались подоходным налогом полностью, были ограничены льготы по медицинскому обслуживанию и др.

Указанная концепция налогового регулирования, основанная на политике существенного снижения ставок подоходного и корпоративного налогов  при одновременном уменьшении и отмене значительного количества льгот по этим налогам, оказывала на всех хозяйствующих субъектов воздействие «нейтрального» экономического эффекта налоговых отчислений и  способствовала созданию экономических стимулов для развития.

Аналогично проводилось  реформирование корпоративного налога. В целом в ходе реформы значительно  были уменьшены ставки прямых налогов, расширена база налогообложения и упрощена процедура взимания налогов. Например, в  Германии была снижена с 27% в 1982г. до 19% в 1989г. доля прямых  налогов вычитаемых из валового дохода производственных корпораций [19].

Реформирование английской системы прямых налогов осуществлялось исходя из положения «низкие налоги делают экономику более результативной» Ставки налога на прибыль корпораций в Великобритании были снижены с 36 до 25%. Именно поэтому эта реформа, также как и США, была направлена на усиление нейтральных прямых налогов и минимальное государственное влияние на хозяйствующие субъекты рынка.

Реформы системы косвенных  налогов в 80-е гг.  в основном касались налога на добавленную стоимость (НДС). По сравнению с любым другим налогом, данный налог оказывает наименьшее негативное влияние на производственную и инвестиционную активность товаропроизводителей. Потенциал НДС был максимально использован с целью обеспечения требуемого уровня налоговой составляющей доходов государственного бюджета. В частности, были увеличены его ставки и расширена база обложения. 

В указанный период был  осуществлен переход от прогрессивного подоходного налогообложения к ограниченно пропорциональному: вместо дореформенной многоразрядной шкалы были введены две основные ставки  подоходного налога.

Проведенные налоговые  преобразования позволили, с одной  стороны, трансформировать те методы налогового регулирования, препятствовали дальнейшему развитии экономики, а с другой стороны, дали возможность определить новые налоговые стимулы, обеспечивающие устойчивое расширение долгосрочных инвестиций в перспективные производственные направления крупных корпораций.

В ходе налоговых реформ более либеральной и экономически стимулирующей стала система  налогообложения малых и средних частных фирм. В частности были установлены значительные льготы по налогам на доходы от приращения капитала.

Одновременно необходимо отметить об уровне налоговых изъятий  в развивающихся странах. Очень  часто в ходе проведения  налоговых реформ в таких странах, вместо мотивированных и строго научно обоснованных решений предпринимаются внесистемные попытки краткосрочного обеспечения необходимого объема налоговых поступлений, за счет резкого увеличения налогового бремени на хозяйствующие субъекты.

Рассмотрим более подробно налоговые реформы в странах  с переходной экономикой. С началом рыночных преобразований во всех бывших соцстранах прежде всего в налогообложение предприятий были внесены такие изменения, как снижение и унификация ставок налога на прибыль, применение системы налоговых льгот по стимулированию частнопредпринимтельской деятельности. Однако система льготного налогообложения не в полной мере стала стимулятором реальных капиталовложений. Это связано с недостаточно высокими доходами производителей и неэффективностью системы налоговых льгот. Реформирование подоходного налогообложения в восточноевропейских странах было направлено, с одной стороны, на расширение базы подоходного налогообложения, а с другой на обеспечение экономической нейтральности. Т.е. соблюдения принципа « на равные доходы-одинаковые налоги».

Снижение налоговых  ставок является очень важным для  малых предприятий, так как создает экономический стимул для их развития.

Во многих развитых странах устанавливаются пониженные ставки налога на прибыль для малых предприятий, они  еще и дифференцируются в зависимости от сферы деятельности. Так, в частности, в  производственной сфере ставки по налогу на прибыль значительно ниже ставок, установленных  в сфере коммерческого посредничества (в США  такая дифференциация ставок в разные периоды достигала  95%).  Целью применения такого механизма является переориентирование малых предприятий  в сферу производства [20].

Также во многих развитых странах широко используются косвенные льготы по налогу на прибыль, в частности, это имеет отношение к возможности применения ускоренной амортизации. 

В Великобритании малые предприятия, стимулирование которых было заявлено Британским правительством в 1997 году, получили возможность списывать на расходы 50% стоимости любых видов машин и оборудования в первый год эксплуатации. Что касается долгосрочных активов, то по ним норма амортизации была увеличена в 2 раза. Однако возможность для малых предприятий применения ускоренной амортизации носило временный характер и было ограничено одним годом.

В Германии в первый год допускается списание до 40% стоимости приобретенного оборудования и другого движимого имущества для целей НИОКР. Во Франции малые предприятия имеют возможность списывать в первый год эксплуатации 100% стоимости компьютеров, что касается других видов оборудования, то допускается списание до 50%  их стоимости [42].

В большинстве развитых странах  малым предприятиям предоставляются разнообразные льготы  по налогу на  добавленную стоимость. Как правило, эти льготы связаны с тем, что малые предприятия не уплачивают авансовые платежи  либо  по  отношению  к  ним  устанавливаются  иные  сроки  подачи налоговых деклараций или же устанавливается величина объема реализации, не облагаемая налогом.

В различных странах существуют разнообразные схемы, предполагающие получение освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. Так, например, во Франции существует многоступенчатая система освобождения от уплаты НДС:

-  если годовой оборот  предприятия за предшествующий год не превысил 70 тыс.  фр., то в текущем году оно может получить освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость;

-  предприятие получает освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, если по итогам отчетного года сумма налога на добавленную стоимость не превышает 1350 франков;

- предприятие освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость  и уплачивает фиксированный платеж, определяемый расчетным путем, в случае если годовой оборот  для торговых предприятий составляет менее 500 тыс. фр., для всех остальных предприятий -  менее 150 тыс. фр. [21].

Во Франции полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость индивидуальные предприниматели. Кроме того, французское законодательство о налогах и сборах предусматривает еще одно преимущество для малых и средних предприятий. Так, юридические лица, годовой оборот которых составляет менее 7622 тыс. евро  и более 75% капитала которых принадлежит физическим лицам, уплачивают налог с дохода компаний по сниженной ставке. Налог с налогооблагаемой прибыли уплачивается по ставке 19, а не 33%.

В Германии предприниматель, оборот которого за предыдущий год не превысил 20 тыс. марок, освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость и автоматически становится плательщиком подоходного налога.

При этом он имеет право отказаться от получения освобождения по налогу на добавленную стоимость (НДС). 

Предприятия, получившие освобождение по НДС, даже если оно предоставляется в рамках определенного оборота, находятся в более льготных условиях  по сравнению с другими предприятиями, являющимися плательщиками НДС, поэтому  во многих странах в целях  недопущения ценовой дискриминации к малым предприятиям,  получившим, освобождение по НДС, применяются специальные меры.

В Греции, например, для недопущения ценовой дискриминации устанавливается низкий лимит выручки для предприятий, желающих получить освобождение по НДС. В Испании малые предприятия, получившие освобождение, облагаются дополнительным «выравнивающим» налогом. Также следует отметить, что малые предприятия, получившие освобождение по НДС, лишаются права выставления счетов-фактур с НДС, что делает невыгодной работу с ними  тех предприятий, которые являются плательщиками данного налога, помимо всего прочего сами предприятия теряют право возмещения из бюджета сумм «входящего» НДС [22].

Во многих западных странах широко используется практика предоставления исследовательских налоговых кредитов в той или иной форме. В большинстве случаев данная налоговая льгота представляет собой вычет из корпоративного налога определенной доли от суммы прироста собственных расходов на НИОКР по сравнению с аналогичными расходами в предыдущем периоде.  Однако малые предприятия имеют определенные льготы, связанные  непосредственно с  величиной  самого исследовательского кредита. Так,  им разрешается  уменьшать сумму корпоративного налога на долю от суммы прироста  общих расходов, а не только расходов на НИОКР. Данные преференции, связанные с получением инвестиционных налоговых кредитов, на льготных условиях, предоставляется малым предприятиям только в том случае, если они тратят свои собственные средства на НИОКР.

Во Франции малым и средним компаниям  предоставляется налоговый кредит за увеличение капитала не менее чем на 25%. Размер кредита  составляет 25% от номинального увеличения собственного капитала, но не  более 500 тыс. франков. Для получения такого кредита необходимо, чтобы большая доля капитала принадлежала физическим лицам (как до, так и после увеличения), а также чтобы прирост капитала был осуществлен в течение года. Кроме того, компания обязана в течение последующих трех лет поддерживать объем средств на том же уровне.

 

 

 

2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ  НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ФИНАНСОВОЕ  СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ РФ

 

2.1.Анализ налогового давления на российскую экономику

 

Проблема оптимальной  налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект играет  особую роль при построении и совершенствовании налоговой системы любого государства,  как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Иными словами,  оптимальная налоговая нагрузка - это та, которая  в достаточной степени обеспечивает государство финансами и в то же время стимулирует развитие экономики.

Интерес экономической  науки и практики к показателю налогового бремени не случаен. Роль и значение показателя налогового бремени состоит в следующем [23]:

Во-первых, данный показатель необходим государству для разработки налоговой политики. Вводя новые налоги и ликвидируя старые, изменяя налоговые ставки и налоговые льготы, государство обязано определить и не переступить предельно допустимые уровни давления на экономику, за границами которых могут возникнуть негативные экономические процессы. Показатель налогового бремени на микроуровне  используется государством также для прогнозов дохода бюджета, развития налоговой базы в целом по экономике страны и оценки эффективности влияния  налоговой системы на социально-экономическое развитие;

Во-вторых,  исчисление налогового бремени на общегосударственном уровне необходимо для сравнительного анализа налоговой нагрузки в разных странах и принятия решения хозяйствующими субъектами о размещении производства, распределения инвестиций и перелива капитала;

В-третьих, показатель налогового бремени необходим для анализа  влияния налоговой системы страны на формирование социальной политики государства. Изучение и практический анализ всеобщности и справедливости налогообложения в отношении населения страны, тяжести налогообложения между различными социальными группами и дает возможность государству боле справедливо распределить тяжесть налогообложения между различными социальными группами для стабилизации социально-экономической ситуации в стране;

Информация о работе Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджета