Проблемы и перспективы развития налоговой системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 08:36, курсовая работа

Описание работы

Вопросы налогообложения имеют огромное значение для любого государства. Налоговые поступления служат источникам формирования доходной части бюджета, они необходимы для выполнения государством оборонных, экономических, социальных, экологических и других функций. В тоже время, налоговая система должна играть не только фискальную, но и стимулирующую роль. Посредством различных налоговых льгот, различий в уровне ставок, и тому подобных мерах государство может стимулировать инвестиционную активность в проблемных областях экономики, либо деятельность, направленную на решение социальных проблем.
В России за счет налоговых доходов формируется более 90% доходов федерального бюджета, что соответствует общемировым показателям (во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США свыше 90%, в ФРГ около 80%, в Японии 75%).

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы функционирования налоговой системы
1.1. Сущность и функции налогов
1.2. Понятие и виды налоговых систем
2. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России
2.1. Структура и принципы построения налоговой системы России
2.2. Основные проблемы налоговой системы России
2.3. Направления совершенствования налоговой системы России в условиях мирового финансового кризиса
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

4. Повышение эффективности  налога на прибыль организаций,  для чего следует построить  систему налогового администрирования  таким образом, чтобы все необходимые  для ведения бизнеса и документально  подтвержденные расходы должны приниматься к вычету за исключением тех видов расходов, в отношении которых установлен прямой запрет. Также необходимо добиться унификации налоговых ставок для различных категорий налогоплательщиков, а также принять решения, направленные на совершенствование амортизационной политики.

5. Постепенное повышение  ставок акцизов с целью придания  большей значимости этому виду  налоговых доходов в составе  доходов бюджетов. Одновременно  необходимо внедрять дифференциацию  ставок акцизов на моторное  топливо в зависимости от его экологического класса и унификацию ставок на бензины с различным октановым числом. При проведении акцизной политики также необходимо добиться гармонизации ставок акцизов на табачные изделия с сопредельными странами.

6. Совершенствование  налогообложения операций с ценными бумагами.

7. Сокращение масштабов  использования специальных налоговых  режимов в налоговой системе,  являющихся исключением из общих  правил налогообложения.

Заключение

В курсовой работе исследовалась тема «Современная налоговая  система РФ, проблемы ее совершенствования». Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Налоги – законодательно установленные  государством в одностороннем порядке  обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Налоговая система  – это система экономико-правовых отношений между государством и  хозяйствующими субъектами, возникающих  по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

Цель налоговой  системы: создание условий для эффективных  воспроизводственных процессов  в народном хозяйстве РФ, создание предпосылок для решения социальных проблем; создание условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д. Роль системы налогообложения - проявляется при перераспределении совокупного дохода общества (корпоративных и индивидуальных доходов) через функции системы налогообложения.

Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. Адамом Смитом. Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения.

Система налогообложения  Российской Федерации базируется на следующих принципах: принцип всеобщности  налогообложения и принцип равенства  прав налогоплательщиков; принцип недискриминации; принцип недопустимости создания препятствий реализации гражданами своих конституционных прав; принцип единства экономического пространства; принцип определённости правил налогообложения; принцип истолкования всех неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика.

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы  в России подразделяются на федеральные, региональные, местные и специальные  налоговые режимы.

В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов 3521,9 млрд.рублей (87,0% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 338,7 млрд.рублей (8,4%), местных налогов и сборов - 70,0 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 119,1 млрд.рублей (2,9%).

В консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г. поступило налогов, сборов и  иных обязательных платежей на сумму 4052,7 млрд.рублей, что на 28,4% меньше, чем  за соответствующий период предыдущего года. Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-августе 2009г. обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,0%, налога на прибыль организаций - 20,6%, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории Российской Федерации - 19,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 15,1%.

Говоря о  проблемах современной налоговой  системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования  – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Одним из наиболее значимых предложений по изменению налогового законодательства является отмена единого социального налога (ЕСН). В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы начиная с 1 января 2010 года, ЕСН будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Помимо этого  планируется внесение изменений  в действующее законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям - совершенствования: налога на прибыль организаций, ндс, акцизного налогообложения, налога на доходы физических лиц, введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц, налога на добычу полезных ископаемых (ндпи), взимаемый при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа), налог на добычу полезных ископаемых, уплачиваемый при добыче твердых полезных ископаемых, совершенствование водного налога, специальные налоговые режимы, совершенствование порядка изменения срока уплаты налогов, урегулирование вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, налогообложение некоммерческих организаций

В среднесрочной перспективе будет проведено дальнейшее реформирование налоговой системы России, направленное на модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

Налоговый механизм является наиболее действенным и  эффективным рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной  будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.

 

Список литературы

  1. Булатов А.С. Экономика. Учебник по курсу «Экономическая теория». М.,2005.-556 с.
  2. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика. М.: Издательство «ДИС», 2003. 225 с.
  3. Васильева М.В., Соловьев К.А. Развитие принципов налогообложения// Финансы и кредит. 2008. № 35. С.6-8.
  4. Викулов К. Антикризисные налоговые меры на 2009 год // генеральный директор. 28.01.2009. С. 10-13
  5. Карбушев Т.И., Зимин В.Н. Совершенствование налоговой системы России // ЭКО 2007 - № 2.С. 61-64
  6. Налоги и налоговые право: Учебное пособие. Под ред. А. Брызгалина. М., 2002. -312 с.
  7. Налоги: Уч. пос. /Под ред. Черника Д.Г. М.:Финансы и статистика, 2001. -218 с.
  8. Налоговые реформы переживут кризис // Коммерсантъ. 19.09.2008. С.40-44.
  9. Обзор экономических показателей / Экономическая экспертная группа. Министерство финансов РФ. - 12 января 2009 года
  10. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России. М.: Финстатинформ, 2000. 219 с.
  11. Пинская М.Р. Актуальные вопросы регулирования налоговых полномочий федерального центра и территорий // Финансы и кредит. 2008. № 31.С. 56-59.
  12. Райзберг Б.А. Рыночная экономика. М., 2006. -314 с.
  13. Экономика /Под ред. В.И.Видяпина и Г.П. Журавлевой. Москва, 2005. -512 с.
  14. Экономическая теория / Под ред. Г.П. Журавлевой, В.М. Юрьева - Тамбов, 2005. 448 с.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития налоговой системы России