Правовое регулирование федеральной налоговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления рыночной экономики в России происходят преобразования в экономической, политической, правовой и иных сферах. В связи с изменением характера общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. В этой связи в законодательстве находит новое отражение учет особых интересов субъектов, средством которого выступают налоговые органы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3
1. История возникновения налоговой службы…………………….…5
2. Налоговая служба в современной России………………………..14
3. Виды налоговой службы………………………………………...…23
Заключение…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование федеральной НС-с.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

2. Акцизы.

3. Подоходный налог с банков.

4. Подоходный налог со страховой  деятельности.

5. Налог с биржевой деятельности.

6. Налог на операции с ценными  бумагами.

7. Таможенная пошлина.

8. Подоходный налог (или налог  на прибыль) предприятий.

9. Подоходный налог с физических  лиц.

10. Налоги и платежи за использование  природных ресyрсов.

11. Налоги на транспортные средства.

12. Налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения  и др.

К республиканским налогам и  налогам национально-государственных  и административно-территориальных  образований относятся:

1. Налог на имущество предприятий.

2. Лесной доход.

3. Плата за воду, забираемую промышленными  предприятиями из водохозяйственных  систем и др.

К местным налогам и сборам относятся:

1. Налог на имущество физических  лиц.

2. Земельный налог.

3. Сбор за право торговли.

4. Налог на рекламу (до 5% от  стоимости услуг по рекламе)

5. Налог на перепродажу автомобилей,  вычислительной техники и персональных  компьютеров.

6. Лицензионный сбор за право  торговли спиртными напитками.

7. Лицензионный сбор за право  проведения местных аукционов  и лотерей.

8. Сбор со сделок, произведенных  на товарных биржах и при  продаже и покупке валюты (по  ставке до 0.1% от суммы сделки) и др.

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на: налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы); налоги с имущества (предприятий и граждан); ь налоги с определённых видов операций, сделок и деятельности (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы). По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и  услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в  цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные  налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при  высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Законы, приводящие к изменению  налоговых платежей, обратной силы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет  налогоплательщик.

В первую очередь уплачиваются все  поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия  и др.) , их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).6

Несмотря на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах  бюджетов всех уровней составляют налог  на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами  и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых  доходов консолидированного бюджета. Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность  налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить  свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой  полиции. Основная доля поступлений  в федеральный бюджет обеспечена: НДС - 48,3%, акцизами - 23,3%, налогом на прибыль - 19%, подоходным налогом с физических лиц - 2,7%, платежами за пользование  природными ресурсами - 3,5%, прочими  налогами и сборами - 3,2%.

Налоговая система РФ сегодня дополняется  системой государственных целевых  внебюджетных фондов. Самый крупный  и значимый из них - Государственный  пенсионный фонд. Обязательные платежи  в эти фонды по своей социально-экономической  сущности имеют характер налогов, но, несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают там на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля над плательщиками и воздействия на них.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению  налоговой системы. Чем проще  налоговая система, тем проще  определять экономический результат, меньше забот при составлении  отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить  себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым  же органам проще следить за правильностью  уплаты налогов, что позволяет уменьшить  число работников в финансовых органах. Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах  вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость. В нашей же стране система налогов  имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные  налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая  масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий  очень часто ошибается при  отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную  уплату налога. Такое впечатление, что  налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов. Кроме  того многие законы, в которых установлены  ставки налогов, и доходы из которых  они отчисляются, очень не однозначно указывают все необходимые элементы налогов. Поэтому спустя несколько  месяцев после опубликования  Закона начинают появляться инструкции Министерства Финансов с разъяснениями  того, как этот налог правильно  считать. Еще один недостаток нашей  налоговой системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года. Несомненно, вся  эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в  нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Поэтому  для смягчения кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях. Заключение В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства РФ в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления - Федерального и территориального - в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, предусмотрено законодательством, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов. И все же новое налоговое законодательство не в полной мере адаптировано к новым условиям. Его основные недостатки: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку. Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатываемости собственных средств и во внесение их в собственное дело. Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей. Следует отметить, что опыт внедрения описываемого выше Закона привел к пересмотру ряда его позиций и в конце 1993 года вышел Закон "Об изменениях в налоговой системе РФ". Очевидно, совершенствование этой системы будет продолжаться.7

 

3.Виды налоговых органов

Согласно п. 4 Положения  о ФНС, Федеральная налоговая  служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Под территориальным  органом понимается такой орган, который реализует властную компетенцию  в пределах одной или ряда административных территорий, входящих в состав единого  государства. Федеральная налоговая  служба и ее территориальные органы составляют единую централизованную систему  налоговых органов РФ.

Статус, подчиненность, полномочия, организация деятельности территориальных  органов Федеральной налоговой  службы определены Приказом Министерства финансов РФ от 9 августа 2005 г. №101н.

Данным приказом установлены  следующие виды территориальных  органов Федеральной налоговой  службы России:

  • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам;
  • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных;
  • Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по федеральному округу;
  • Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации;
  • Инспекция Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекция Федеральной налоговой службы межрайонного уровня.8

В непосредственном подчинении Федеральной налоговой службы находятся  первые четыре вида территориальных  органов. Инспекции ФНС по району, району в городе, городу без районного  деления и инспекции ФНС межрайонного уровня подчиняются Управлениям  ФНС по субъекту РФ.

Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам призвана вести учет крупнейших налогоплательщиков, оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов, подлежащих уплате ими и  фактически поступивших в бюджет, полный налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, их налоговое администрирование (т.е. система управления налоговым процессом) возврат и зачет налогов, предоставление отсрочки и т.д.

Межрегиональная инспекция  Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных осуществляет автоматизированный контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, ведение  федеральных информационных ресурсов и информационное обслуживание ФНС  России. Эта структура отвечает за прием и входной контроль данных налоговой, бухгалтерской отчетности, получаемой от налоговых органов  и налогоплательщиков, проводит их автоматизированную обработку. Соответственно, к ее компетенции отнесено ведение  Единого государственного реестра  юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого  государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН), реестров лицензий, разрешений, свидетельств, архивное хранение ресурсов на основе электронных хранилищ данных и бумажных носителей. Всю собираемую информацию Межрегиональная инспекция по централизованной обработке данных будет предоставлять  по запросам органов государственной  власти и местного самоуправления, а также доводить до сведения территориальных  органов ФНС России в касающейся их части. Помимо этого, инспекция на основании имеющихся информационных ресурсов будет осуществлять автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения проверок.

Межрегиональные инспекции  Федеральной налоговой службы по федеральному округу будут проверять  эффективность работы территориальных  органов ФНС России и организаций, находящихся в ведении ФНС  России, в соответствующем федеральном  округе. При этом межрегиональные инспекции по федеральному округу призваны взаимодействовать с полномочными представителями Президента РФ и принимать участие в организуемых ими проверках. Помимо этого, на них возложена функция по проведению анализа схем уклонения от налогообложения, подготовка предложения по их выявлению, пресечению и предупреждению. Также представители межрегиональных инспекций по федеральному округу будут оказывать территориальным налоговым органам помощь при представлении интересов государства в арбитражных судах.

Управления ФНС России по субъекту РФ будут контролировать соблюдение законодательства о налогах  и сборах, полноту уплаты налогов, производство и оборот этилового  спирта, алкогольной и табачной продукции, а также валютного законодательства. К их компетенции отнесена выдача лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции. Кроме того, управления будут регистрировать юридических  лиц и предпринимателей, контролировать правильность применения контрольно-кассовой техники, представлять государство  в делах о банкротстве. В их функции входит также и бесплатное информирование налогоплательщиков о  действующем законодательстве о налогах и сборах. Возврат и зачет излишне уплаченных сумм также отнесен к компетенции УФНС России по субъектам.

Помимо этого, инспекция  на основании имеющихся информационных ресурсов будет осуществлять автоматизированный отбор налогоплательщиков для проведения проверок.

Инспекции ФНС России по району, району в городе, городу без  районного деления, инспекции ФНС  России межрайонного уровня напрямую подконтрольны управлениям ФНС  России по субъектам РФ и осуществляют их функции на местах. Так, к их компетенции  относятся контроль за соблюдением налогового законодательства и уплатой налогов, объемами производства и реализации этилового спирта, валютными операциями, полнотой учета выручки денег, учет налогоплательщиков на подведомственной территории, регистрация юридических лиц и предпринимателей. Помимо этого, инспекции на местах будут вести оперативно-бухгалтерский учет по каждому налогоплательщику и виду платежа, проводить налоговые проверки и заниматься взысканием недоимки, пеней, а также налоговых санкций, представлять в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам.

Информация о работе Правовое регулирование федеральной налоговой службы