Правовое регулирование федеральной налоговой службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления рыночной экономики в России происходят преобразования в экономической, политической, правовой и иных сферах. В связи с изменением характера общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. В этой связи в законодательстве находит новое отражение учет особых интересов субъектов, средством которого выступают налоговые органы Российской Федерации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….……3
1. История возникновения налоговой службы…………………….…5
2. Налоговая служба в современной России………………………..14
3. Виды налоговой службы………………………………………...…23
Заключение…………………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование федеральной НС-с.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………….……3

  1. История возникновения налоговой службы…………………….…5
  2. Налоговая служба в современной России………………………..14
  3. Виды налоговой службы………………………………………...…23

Заключение…………………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях становления рыночной экономики  в России происходят преобразования в экономической, политической, правовой и иных сферах. В связи с изменением характера общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. В этой связи в законодательстве находит новое отражение учет особых интересов субъектов, средством которого выступают налоговые органы Российской Федерации.

Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени развития его демократических  форм. Поэтому исследование природы  налога финансовая наука вела в рамках учения о государстве. Налоговые органы широко используются для воздействия на определенные процессы развития экономики, ее структурную перестройку, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией. 
Учитывая, что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют различные основания установления преимуществ для налогоплательщиков, актуальным становится приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих правовых явлений и, в частности, выделение из общего массива правовых норм, содержащих налоговые льготы.

Сущность, функции и роль налоговых  органов относятся к числу  недостаточно изученных и дискуссионных  вопросов. Поскольку налоговое законодательство для постсоветской России явилось  достаточно новой отраслью, для формирования понятийного аппарата налогового права  был большей частью использован  зарубежный опыт. При этом параллельно  с развитием налогового законодательства начинает развиваться и доктринальное  толкование правовых категорий и  институтов, установленных налоговыми законами.

Объектом курсовой работы выступают правовые отношения, связанные с регулированием деятельности налоговых органов Российской Федерации. Предмет составляют акты налогового законодательства, регулирующие институт налоговых отношений, сложившаяся правоприменительная практика и доктрина. Поставлены следующие задачи исследования:

- рассмотрение истории становления  и развития налоговых;

- определение территориальных налоговых органов;

- рассмотрение особенностей правового  регулирования налоговых органов  в Российской Федерации.

Применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая процесс привлечения  иностранных инвестиций. С помощью  налогов государство получает в  свое распоряжение ресурсы, необходимые  для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются  также расходы по социальному  обеспечению, которые изменяют распределение  доходов. Система налогового обложения  определяет конечное распределение  доходов между людьми.

Происходящие в России преобразования в области политики и экономики, изменение правовых и бюджетных  отношений между уровнями и ветвями  власти, процесс интегрирования российской экономики в мировую, требуют  проведения адекватной налоговой политики, построения эффективной, справедливой, стабильной налоговой системы, а также четкости формулирования правового положения налоговых органов.

 

 

 

 

1.История возникновения  налоговой службы

Налоговые органы России имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности  процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями, которые  с дружинниками периодически объезжали  свои владения, либо по их поручению  это делалось специально уполномоченными на то людьми - данниками. Фактически не изменился порядок сбора налогов и во времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники, таможенники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям. Удельный характер княжения исключал возможность появления на Руси того времени единообразной налоговой системы.

Прообраз налоговых органов  оформился в княжение Ивана III с  появлением финансового управления казенного приказа. В царствование Алексея Михайловича число приказов, ведавших сбором налогов, значительно увеличилось, и лишь в 1718 г. они были упразднены Петром 1 в связи с учреждением камер-коллегии, в обязанности которой вменялось «надзирание и правление над окладными и неокладными доходами». Однако наряду с налогами она должна была заниматься устройством дорог, вопросами земледелия, состоянием урожая, другими проблемами государственного строительства.

Во времена Екатерины II Указом от 24 октября 1780 г. была учреждена экспедиция о государственных доходах. Спустя год ее разделили на четыре самостоятельных  экспедиции: первая занималась доходами, вторая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов  и начетов. Все четыре экспедиции подчинялись генерал- прокурору. Петровские коллегии к этому времени были - упразднены, а их функции по финансовому  управлению переданы казенным палатам. Было создано министерство финансов, основной задачей которого стало «управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование по разным частям государственных расходов».

 Структурным подразделением Министерства Финансов был Департамент податей и сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных департамента: окладных сборов и неокладных сборов. Последний в мае 1896 г. был преобразован в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питий. Наряду с названными подразделениями работой по взиманию налогов занимался Департамент торговли и мануфактур.1

На местах вопросы налоговой  системы решались казенными палатами, подчиненными Министерству Финансов. Казенная палата состояла из управляющего, помощника управляющего, начальников  отделений и других членов по штату. При казенной палате образовывалось губернское податное присутствие. В 1885 г. в ведении казенных палат были учреждены должности податных инспекторов, которые осуществляли контроль за правильным взиманием налогов, пошлин и различных сборов на своих участках. Таких участков на территории Российской Империи на 1902 г. насчитывалось 500. Учитывая особую значимость деятельности податных инспекторов, их назначение на должность и распределение по губерниям осуществлялось лично министром финансов.

Для упорядочения работы по раскладке, учету и взиманию основных видов  налогов в конце XIX - начале XX веков  стали создаваться присутствия  по различным видам налогообложения - коллегиальные органы управления: губернские и уездные податные раскладочные присутствия. После упразднения  губернского податного присутствия  его функции были переданы самой  казенной палате и специальным присутствиям по основным налогам: присутствию по налогу с недвижимых имуществ, присутствию  по квартальному налогу и присутствию  по государственному промысловому налогу, возглавляемому губернатором лично. Членами этого присутствия являлись также управляющий казенной палатой, вице-губернатор, прокурор председательствующий окружного (губернского) суда, управляющий акцизным управлением. Раскладочные присутствия в уезде, возглавляемые податным инспектором участка, сохранились вплоть до 1917 г.

Февральская буржуазно-демократическая  революция 1917 г. не внесла серьезных  изменений в систему и структуру  налоговых органов. Радикальные  перемены начались только в конце 1918 г. 31 октября 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял Декрет об организации финансовых отделов губернских и уездных  комитетов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

 Этим декретом было утверждено Положение об организации финансовых отделов губернских и уездных исполкомов и одновременно упразднены казенные палаты, акцизные управления и финансовые органы местных самоуправлений. Губернский финансовый отдел состоял из подотде-лов: сметно-кассового, прямых налогов и пошлин, косвенных налогов и секретариата. Финотдел уездного исполкома делился на два подотдела: сметно-кассовый и налоговый.

Из инструмента финансовой политики и регулятора рыночных отношений  налоги были превращены в орудие классовой  борьбы, средство экономического подавления не только «капиталистов и помещиков», но и большого количества людей, относящихся, как сейчас принято говорить, к  среднему классу. К примеру, принятый в 1918 г. Чрезвычайный десятимиллиардный  налог носил откровенно конфискационный  характер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной  данью для усиления Красной Армии, которая готовилась к оказанию помощи пролетариату Европы в завершении мировой  революции.

 Гражданская война и хозяйственная разруха привели к политике военного коммунизма, когда частная торговля полностью запрещалась, вводились плановое снабжение населения товарами первой необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. До марта 1922 г. натуральный налог выплачивался сеном и соломой, картошкой и капустой, медом и другими продуктами питания, всего около 20 наименований. Это не могло не сказаться на равномерности и полноте обложения сельского населения. Дело осложнилось и тем, что налоги в начале 20-х годов взимались различными органами. Так, продо-вольственный налог собирался наркоматом продоволь-ствия; подворно-денежный налог - местными органами власти; трудналог в денежной части - наркоматом финансов, а в натуральный - наркоматом труда.

В период НЭПа основной задачей налоговой  политики Советского государства, наряду с другими задачами, стало вытеснение частника из всех сфер производства, усиление обложения капиталистических элементов. В новых экономических условиях начинают меняться характер налогов, их значимость в обеспечении доходной части бюджета. В 1928 г. была проведена  реформа сельхозналогов и уже  к 1930 г. дифференциация налоговых платежей оказалась такова, что 2,8% крепких  хозяйств обязывались выплатить 29,6% всего сельскохозяйственного налога. Остальные 70% налога возлагались на середняцкие хозяйства, которые  в структуре сельского населения  занимали 60,4%. Свыше трети всех крестьянских хозяйств освобождались от выплаты  сельхозналога из-за бедности. 2

 Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата. В соответствии с Положением о Народном комиссариате финансов, утвержденным ВЦИК 26 июля 1921 г., в составе Наркомфина было создано организационно-на-логовое управление, которое позднее переименовали в управление налогами и государственными доходами.

В 1925 г. Наркомфин СССР принял Положение  о наружном налоговом надзоре, где  определялись права, обязанности, задачи и функции финансовых инспекто-ров, их помощников и финансовых агентов. На наружный налоговый надзор возлагалось обследование плательщиков налогов, изучение источников их доходов, объектов налогообложения. Ведение окладного счетоводства (карточки недоимок, книги, отчетные ведомости и др.) передавалось кассовым органам, а взимание платежей - налоговым агентам.

К 1930 г. налоговый аппарат Наркомфина СССР превысил 17 тыс. человек. Из них  половина работала в финансовых органах, а остальные входили в аппарат  наружного налогового надзора. Учитывая, что к этому времени с капиталистическим  элементом как в городе, так и на деревне в - основном было покончено, налоговая реформа 1930 г. внесла изменения и в организацию налогового аппарата. Основным звеном системы стала налоговая инспекция - структурное подразделение районных и городских финансовых отделов. К руководящим и контролирующим звеньям относились налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.

В 1959 г. были произведены очередные  перемены в структуре налоговых  органов. Управление налогов и сборов, налоговые отделы и инспекции  были переименованы соответственно в управления, отделы и инспекции  государственных доходов. Их функции  практически не изменились. Управление государственных доходов Министерства финансов СССР продолжало заниматься планированием поступлений налогов  и других доходов в целом по Союзу и по союзным республикам, следило за выполнением плана  поступлений платежей в государственный  бюджет; разрабатывало проекты ставок налога с оборота на промышленные и продовольственные товары, проводило  ревизии, проверки и обследования работы по государственным доходам в  Министерствах финансов союзных  республик, а также в местных финансовых органах, выполняло другие работы. В союзных республиках аналогичные функции выполнялись Управлением государственных доходов Министерства финансов союзной республики. В краях, областях, автономных республиках, автономных областях, национальных округах были созданы отделы государственных доходов.

Информация о работе Правовое регулирование федеральной налоговой службы