Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Файлы: 1 файл

DIPLOM.doc

— 604.50 Кб (Скачать файл)

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

2. Принцип  независимости

Независимость понимается, прежде всего, как независимость  от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей, системы «сдержек и противовесов»: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с буквой и духом закона. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

3. Принцип  централизации

Государственная налоговая  служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением является правовое положение Госналогинспекции по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы»1 эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.

Система Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам условно делится  на три уровня:

– Общефедеральный - центральный федеральный  орган исполнительной государственной  власти (Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам). Оно возглавляется Министром Российской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Заместители руководителя назначаются по его представлению Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерации по налогам и сборам формирует совещательный орган - коллегию.

– Региональный  -  Госналогинспекции  по республикам в составе Российской Федерации краям, областям, автономным образованиям, городам: Москве и Санкт-Петербургу (т.е. инспекции по субъектам Федерации). Руководители этих инспекций   назначаются руководителем Госналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.

– Местный -  Госналогинспекции  по районам, городам без районного  деления и районам в городах. Руководители этих инспекций назначаются Руководителами вышестоящих налоговых органов.

Различным звеньям Госналогслужбы  свойственны  различные функции. Между тем всем звеньям -  общефедеральному, региональному и местному присущи  и некоторые общие функции, поскольку все они осуществляют непосредственный контроль за соблюдением плательщиками налогового законодательства.

Анализ законодательства позволяет  выделить следующие общие функции  всех звеньев Госналогслужбы (общие  функции налоговых органов).

  Госналогслужба РФ:

  1) обеспечивает учет налогоплательщиков;

2) обеспечивает контроль за  выполнением налогоплательщиками  и другими участниками налоговых  отношений налогового законодательства;

  3) осуществляет исчисление  окладных налогов;

  4) ведет оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;

5) применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений  налогового  законодательства;

6) осуществляет   контроль   выполнения   субъектами предпринимательской  деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;

7) применяет меры для предотвращения  или ликвидаций убытков, нанесенных  бюджету или налогоплательщику;

8) применяет меры ответственности  к нарушителям налогового законодательства;

9) осуществляет учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов;

10) выступает агентом валютного  контроля;

11) выступает исполнительным органом  по применению мер взыскания,  наложенных рядом государственных инспекций и других контрольных органов.

 Центральный аппарат в дополнение  к тем функциям, которые выполняет  местное звено налоговой службы, обладает следующими полномочиями:

– организует, координирует  и контролирует  работу Госналогинспекции;

– осуществляет аналитическую и  статистическую деятельность;

– разрабатывает и издает инструктивные  и методические указания и другие документы по применению налогового законодательству

– осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложением, издаваемыми министерствами, ведомствами и другими организациями;

– участвует в выработке налоговой  политики, подготовке проектов законодательных  актов и международных договоров  о налогообложении;

– решает вопросы международного сотрудничества.

Региональное звено Госналогслуж6ы выполняет функции, присущие нижнему звену, а также ряд функций, присущих высшему звену, - по организации, координации и контролю деятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.

Налоговый кодекс РФ устанавливает  способ осуществления функций налоговых органов, с одной стороны, путем реализации полномочий, под которыми понимаются права произвести какие-либо действия (ст. 31 и 34 Кодекса), и с другой - методом исполнения объязанностей ( ст. 32, 33, 34 Кодекса, а также соответствующие статьи федеральных законов, определяющих порядок организации и деятельности налоговых органов).

Система налоговых органов построена  в соответствии  с  административным   и  национально-территориальным  делением,  принятым    в  Российской   Федерации,  и состоит из трех  звеньев.1 Основным элементом в этой, системе  являются  государственные налоговые инспекции  по  районам,  городам без  районного деления  и  районам  в  городах. Второе звено  включает в  себя  государственные  налоговые  инспекции   республик  в составе России,  краев, областей, автономной области, автономных  округов, городов Москвы  и  Санкт-Петербурга.2

Возглавляет систему  налоговых  органов центральный  аппарат  Государственной  налоговой службы - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Районные   (городские) государственные  налоговые . инспекции  выполняют  основную  нагрузку по непосредственному  контролю  за исполнением  налогового законодательства  всеми  физическими   и   юридическими  лицами  на обслуживаемой  территории. В  соответствии со  ст. 18  Положения   о  Государственной налоговой службе Российской Федерации  они обеспечивают своевременный   и  полный  учет  плательщиков  налогов и других обязательных  платежей, правильность начисления  платежей гражданам  Российской Федерации,  иностранным  гражданам и лицам  без гражданства, а также поступление  этих платежей  в  бюджет; контролируют своевременность представления плательщиками  бухгалтерских  отчетов  и   балансов, налоговых   расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой  платежей в  бюджет, а также проверяют  достоверность  этих  документов  в части правильности  определения

Таблица№ 1

 


 

 

 

прибыли,  дохода,  иных объектов  обложения  и исчисления налогов и обязательных  платежей;  производят  осмотр,  фиксацию, содержание и  изъятие  у  организаций  документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении)  прибыли  (дохода) или иных объектов от налогообложения; получают от  предприятий, учреждений, организаций,  .финансовых  органов и банков документы, на  основании которых ведут оперативно-бухгалтерский учет по каждому плательщику и виду платежа сумм доходов и других  платежей, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм  финансовых  санкций и  административных штрафов; приостанавливают  операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным  и другим счетам в  банках и иных  финансово-кредитных учреждениях в случаях непредставления (или отказа представить) госналогинспекциям  и  их должностным   лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и  других  документов,  связанных   с  исчислением   и уплатой  налогов  и  иных  обязательных  платежей в бюджет.   

К компетенции  районных  (городских) государственных  налоговых инспекций  относятся применение  финансовых  санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации   и  ее субъектов за нарушение обязательств перед бюджетом; административных штрафов  за  эти  нарушения, допущенные должностными лицами организаций  и гражданами; возврат излишне  взысканных  и  уплаченных   налогов, и других  обязательных  платежей  в бюджет  через  банки  и  иные   кредитно-финансовые    учреждения; учет, оценка и реализация конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, принадлежащего  по  праву  наследования государству, а  также    кладов.      Они  вправе предъявлять в суд и  арбитражный  суд    иски о ликвидации организаций любой  организационно-правовой формы по  основаниям,  установленным законодательством Российской Федерации, о признании  регистрации предприятия недействительной в  случаях    нарушения установленного порядка создания организации или несоответствия учредительных документов требованиям  законодательства и  взыскании  доходов, полученных  в   этих  случаях; о  признании   сделок недействительными  и  взыскании в  доход  государства   всего полученного  по  таким  сделкам; о  взыскании   неосновательно приобретенного  не  по  сделке, а  в   результате других незаконных действий.

Сотрудники районной (городской) налоговой  инспекции  составляют,  анализируют  и   представляют вышестоящим    государственным  налоговым   органам    установленную отчетность, а  районным  и  городским  финансовым   органам  —   ежемесячные  сведения  о фактически  поступивших суммах  налогов и других   платежах в бюджет. Часть этих  функций реализуется в повседневной   деятельности инспекторским составом, часть — руководителем или его заместителем.

Структура  и штатная численность  районной (городской)  налоговой инспекции  утверждается ее начальником    на  основании    социально-демографических, экономических  и географических характеристик района, объема   выполняемой   работы  и   других  факторов, учитываемых  при  определении количества сотрудников и создании  внутриструктурных подразделений, в пределах установленного им  фонда оплаты  труда. В крупных  городских и   районных   (в городах) налоговых  инспекциях  могут быть  созданы отделы  и группы   по  видам   взимания   налогов. Их   работа строится по отраслевому принципу. Принцип  зональной организации работы может  быть составным  элементом отраслевого принципа. Например, в отделе по налогам с физических лиц  один инспектор  осуществляет  контроль  за  соблюдением   налогового  законодательства жителями одного микрорайона города,  другой  инспектор -контролирует  налогоплательщиков  другого микрорайона и  т.д.    Согласно  штатной  численности и  структуре районной  (городской) налоговой инспекции   в ее  состав  входят начальник, заместители начальника, начальники  отделов, где они есть,  главные  государственные  налоговые инспекторы,  старшие  государственные  налоговые инспекторы,  государственные налоговые  инспекторы, специалисты, работники  бухгалтерии  и  вспомогательного  аппарата.

Руководитель инспекции,  его  заместители  и  начальники отделов  назначаются и  освобождаются  от  должности начальником  вышестоящей   налоговой  инспекции.  Прием   и   увольнение  на   работу  других  сотрудников районной (городской) налоговой инспекции производится по согласованию с руководителем инспекции. Он  несет персональную  ответственность за  подбор   и расстановку   кадров,  повышение их  квалификации. Вновь принятые  работники  представляются  к  классному  чину инспектора  налоговой службы III ранга при наличии высшего  или  среднего специального образования и стажа  работы  в  налоговых органах не менее  одного года.

В отдельных  случаях за примерное  исполнение служебных обязанностей  и  высокие   показатели  в. работе  руководитель  вышестоящей  налоговой  инспекции  вправе присвоить  классный чин  и до  истечения  этого срока. Районная  (городская) налоговая инспекция является юридическим лицом,  имеет свой текущий   счет и печать.   

В  Положении  о  Государственной налоговой  службе  нормативно  не определяется организационное  устройство налоговых  инспекций субъектов Российской Федерации.  Также   как   и   для  районной   (городской) инспекции,  структура  и   штатное  расписание  этих звеньев системы  утверждаются руководством соответствующей  налоговой инспекции  в пределах установленного им  фонда  оплаты труда.    Необходимо   подчеркнуть, что  структурная  схема краевой, областной и равной  им  налоговой инспекции строится с учетом  региональных  особенностей: размеров  территории и его экономического потенциала, количества налогоплательщиков и  их социально-демографических  характеристик, других обстоятельств. Все   различия  в организационном   построении связаны,  в   конечном  счете, с созданием  такой рабочей  модели,   которая в конкретных условиях будет наиболее эффективно решать  стоящие  перед госналогслужбой задачи.  

Однако если районная  (городская) налоговая инспекция   непосредственно  контролирует полноту  и  своевременность  внесения налоговых   платежей,  правильность   исчисления  налогов, то краевые, областные и равные   им  структуры решают  эти задачи в большей степени   путем реализации  организационно-методических функций.

На  них  возлагаются: организация  работы, нижестоящих   налоговых  инспекций   по   осуществлению   контроля за соблюдением законодательства о налогах и   других  платежах  в  бюджет;  обобщение   и  анализ   отчетов  госналогинспекций  о   проделанной  работе,   подготовка на их  основе  методических рекомендаций   по  совершенствованию практики  налогового контроля;   организация взаимодействия  налоговых  инспекций   с   другими  правоохранительными  органами по усилению   контроля за соблюдением законодательства о налогах и   других платежах; комплексные и тематические проверки   нижестоящих   налоговых   инспекций;  обобщение   и   внедрение  в налоговую  практику  передового опыта;   проведение мероприятий  по  профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по   созданию  информационных   систем,  автоматизированных рабочих  мест и  других средств автоматизации и   компьютеризации работ  в госналогинспекциях;. координация  работы   по   взаимодействию   с  районными   (городскими)  органами   власти  и  управления   по   вопросам  обеспечения госналогинспекций служебными   помещениями,  транспортом, вычислительной техникой,   другими  материально-техническими средствами, а  их   работников —  жильем,  дошкольными    и  школьными   учреждениями  в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации  и правительствами республик в составе Российской  Федерации.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности налоговых органов РФ