Правовое положение налогоплательщиков и налоговых агентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика правового положения налогоплательщиков……………………………………………………………..4
2. Налоговый статус постоянного представительства………………….8
3. Права и обязанности налоговых агентов……………………………13
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………………19
Задача 1……………………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

_nalogovoe_pravo_kontr.1.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Права и обязанности  налоговых агентов.

Налоговым агентом в российском налоговом законодательстве называется лицо, на которое возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению налогов в бюджет.

В отличие от налогоплательщика, на налогового агента формально не возложена  обязанность по уплате налога с его  собственных доходов и за счёт его собственных средств. Налоговый агент лишь обязан исчислить (рассчитать) сумму налога, подлежащего уплате при осуществлении определённой операции, удержать её (то есть не выплачивать) при выплате денежных средств, причитающихся какому-либо лицу, а также перечислить указанную сумму в бюджет.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено налоговым законодательством (п. 2 ст. 24 Налогового кодекса РФ). В настоящее время никаких ограничений в правах налоговых агентов Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Налоговые агенты исполняют свои обязанности  по исчислению, удержанию и перечислению налога вне зависимости от того, являются ли они сами налогоплательщиками  уплачиваемого налога. Кроме того, налоговые агенты обязаны:

  • письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог;
  • вести учёт начисленных и выплаченных доходов, начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов отдельно по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления контроля за исчислением, удержанием и перечислением налогов;
  • в течение четырёх лет сохранять необходимые документы.

Такие обязанности установлены  ст. 24 Налогового кодекса РФ.

Независимо от применяемой системы  налогообложения организация может  выполнять обязанности налогового агента по следующим налогам:

  • НДФЛ (п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ);
  • НДС (ст. 161 Налогового кодекса РФ);
  • налог на прибыль (п. 4 ст. 286, ст. 287, ст. 275 Налогового кодекса РФ).

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением  случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 24 НК РФ). В настоящее время никаких ограничений в правах налоговых агентов Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.

Независимо от того, в какой форме  выплачены доходы (в денежной или  натуральной), налоговый агент обязан рассчитать сумму налога к удержанию. Однако удержать эту сумму он должен только из денежных средств, выплачиваемых  контрагенту. Об этом сказано в подпункте 1 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ.

В течение месяца с момента, когда  налоговому агенту стало известно о  невозможности удержать налог, он должен письменно уведомить об этом инспекцию (например, заявлением, составленным в  произвольной форме) (п. 3.2 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Такой момент определяется в зависимости от конкретной ситуации. Например, моментом, когда налоговому агенту стало, известно, что он не может удержать НДФЛ, является выдача призов (выигрышей) клиентам (гражданам) в натуральной форме.

Организация не освобождается от исполнения обязанностей налогового агента до конца  налогового периода, в котором был  выплачен доход в натуральной  форме (квартал - по НДС, календарный  год - по налогу на прибыль и НДФЛ) (п. 10 постановления от 11 июня 1999 г. Пленума  Верховного суда РФ № 41 и Пленума  ВАС РФ № 9, письма Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74, ФНС России от 2 марта 2006 г. № 04-1-03/115). Поэтому, если до конца налогового периода денежные выплаты в пользу контрагента  имели место (в т. ч. и по другим сделкам), из них нужно удержать сумму  налога, рассчитанную с доходов в  натуральной форме.

Если налоговый агент не исполняет  своих обязанностей или исполняет  их не полностью, то его могут привлечь к налоговой ответственности.

Налоговая инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 20 процентов от суммы налога, удерживаемой с контрагента и уплачиваемой в бюджет:

  • если налоговый агент не удержал налог с денежных средств, выплаченных контрагенту. При этом перечислять налог за счет собственных средств налоговый агент не обязан;
  • если налоговый агент не перечислил (не полностью перечислил) в бюджет удержанную сумму налога. В этом случае применение штрафных санкций не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджет удержанную сумму налога (п. 5 ст. 108 Налогового кодекса РФ). Более того, налоговая инспекция может взыскать эти суммы в бесспорном порядке (п. 1 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ).

Такой порядок установлен ст. 123 Налогового кодекса РФ и разъяснен в п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5.

Помимо штрафа, налоговая инспекция  может взыскать с организации  пени (п. 7 ст. 75 Налогового кодекса РФ). Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы (п. 2 и 3 ст. 75. Пеня">75. Пеня">75. Пеня">75. Пеня">75 Налогового кодекса РФ).

Если в течение месяца налоговый  агент не сообщил в налоговую  инспекцию о невозможности удержать налог, с него может быть взыскан  штраф либо по ст. 126, либо по ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция ведет раздельный учет налогов, перечисленных организацией в качестве налогоплательщика и  налогового агента. Поэтому, если в  платежном поручении (заявке на кассовый расход) вместо кода 02 указан код 01, у  организации как у налогоплательщика  возникает переплата, однако одновременно у нее возникает недоимка как  у налогового агента. На сумму недоимки налоговая инспекция может начислить  организации пени и штрафы (ст. 75, ст. 123 Налогового кодекса РФ).

Чтобы избежать этого, в инспекцию  следует подать заявление о допущенной ошибке. К заявлению необходимо приложить  копию платежного поручения (заявки на кассовый расход). Если статус плательщика  в поручении (заявке) указан неверно, налог все равно поступит в  тот же бюджет и на тот же расчетный счет Казначейства России ( абз. 2 п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ). Однако в учете налоговой инспекции он будет отражен как сумма, поступившая в счет погашения обязательств организации-налогоплательщика. Заявление послужит основанием для переноса этой суммы в счет погашения обязательств налогового агента. По результатам рассмотрения заявления налоговая инспекция примет решение об уточнении платежа. Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом. Если решение о переносе будет положительным, то пени, начисленные на недоимку до уточнения платежа, налоговая инспекция аннулирует. Об этом сказано в п. 7 и п. 8 ст. 45Налогового кодекса РФ.

Организация может поступить и  по-другому:

  • сначала повторно перечислить сумму налога, правильно указав все реквизиты в платежном поручении (заявке на кассовый расход);
  • затем провести зачет или возврат излишне уплаченного налога по правилам, установленным ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Однако в этом случае организация  избежит только штрафов. Пени начислят за каждый день просрочки уплаты налога исходя из 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога (п. 2 и  п. 3 ст. 75 Налогового кодекса РФ).

Заключение

Созданная целостная  система налогообложения четко  и недвусмысленно устанавливает  перечень налогов, которые могут  применяться на территории РФ, права  и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной  власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот  по ним.

Налоговая система  в нашей стране создается практически  заново. Поэтому в ходе реализации налоговых законов возникает  множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Вносимые в  курс экономической реформы уточнения  и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки  отдельных элементов системы  налогообложения. Этого требуют  и продолжающиеся в экономике  страны процессы инфляции, роста бюджетного дефицита и эмиссии денег. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения  и дополнения вносятся в инструктивный  и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает  поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов  не освобождает от ответственности  за их невыполнение.

Налогоплательщик  должен знать и меры предусмотренной  законом ответственности за нарушение  налогового законодательства. В связи  с недостаточно четкой трактовкой отдельных  законодательных и инструктивных  актов возрастает потребность в  компетентном комментировании сложных  проблем налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Гуреев В. Налоговое право. М., 1995.;
  2. Закон Российской Федерации от 06.12.91г./в редакции 24.03.01г. "О налоге на добавленную стоимость";
  3. Закон Российской Федерации от 27.12.91г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  4. Конституция России;
  5. Налоги: Учебное пособие./Под редакцией Д.Ж.Черника. М., 1996;
  6. Налоговое право./Под редакцией Н.И. Химчевой. М., 1998;
  7. Налоговый кодекс;
  8. Окунева Л. Налоги и налогообложение в России. М., 1996;
  9. Основы налогового права. Учебное методическое пособие/под редакцией С. Пепиляева. М., 1995;
  10. Староверова О.В. Налоговое право: Учебное пособие для вузов/под редакцией профессора М.М. Рассолова, профессора Н.М Коршунова. – М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2001. – 413 с..

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

Налоговый инспектор приехал в филиал ООО «Восход» проводить проверку соблюдения законодательства о налогах и сборах и потребовал от руководителя филиала представить необходимые для проверки документы. Однако руководитель филиала заявил налоговому инспектору, что филиал ООО «Восход» не наделен статусом налогоплательщика, а поэтому за него (филиал) уплачивает налоги и сборы организация, создавшая филиал.

Каковы признаки, характеризующие статус налогоплательщика? Каков порядок постановки налогоплательщиков на учет в налоговые органы? С  кого в соответствии с Налоговым  кодексом РФ удерживается налог?

Налогоплательщики являются субъектами налогового права, которые могут не совпадать с понятием субъектов иных отраслей права.

Постановка на учет организации  или индивидуального предпринимателя  в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном  реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном  Правительством РФ (п.3 ст.83 НК РФ).

Налоговые органы на основе имеющихся  данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (п.10 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет в налоговом  органе в качестве налогоплательщика  организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется сразу после их регистрации - независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение  обязанности по уплате того или иного  налога (т.е. независимо от того, начали они работать или нет и появились  ли, собственно, основания для взыскания  налогов, или не появились) (п.2 ст.83 НК РФ).

Постановка на учет, снятие с учета  осуществляются бесплатно (п.6 ст.84 НК РФ).

На основе данных учета ведется Единый государственный реестр налогоплательщиков (п.8 ст.84 НК РФ).

Сведения о налогоплательщике  с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено законом (п.9 ст.84 НК РФ).

Налогоплательщиками признаются организации  и физические лица, на которых в  соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. 

В порядке, предусмотренном настоящим  Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения исполняют обязанности  этих организаций по уплате налогов  и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

 


Информация о работе Правовое положение налогоплательщиков и налоговых агентов