Правовое положение налогоплательщиков и налоговых агентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

Созданная целостная система налогообложения четко и недвусмысленно устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним.

Содержание работы

Ведение……………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика правового положения налогоплательщиков……………………………………………………………..4
2. Налоговый статус постоянного представительства………………….8
3. Права и обязанности налоговых агентов……………………………13
Заключение………………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………………………………………………19
Задача 1……………………………………………………………………………...20

Файлы: 1 файл

_nalogovoe_pravo_kontr.1.docx

— 48.47 Кб (Скачать файл)

Тихоокеанский государственный  университет 

Дальневосточный юридический  институт

Кафедре государственно - правовых дисциплин

 

КОТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Налоговое право»

Вариант № 7

ТЕМА: «Правовое положение налогоплательщиков и налоговых агентов»

 

 

 

 

Выполнил:

Домашний адрес:

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2013г.

 

 

 

 

План

Ведение……………………………………………………………………………….3

  1. Общая характеристика правового положения налогоплательщиков……………………………………………………………..4
  2. Налоговый статус постоянного представительства………………….8
  3. Права и обязанности налоговых агентов……………………………13

Заключение………………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………………19

Задача 1……………………………………………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Взимание налогов  – древнейшая функция и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые  для содержания публичной власти. В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого  минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний  день оказалась, пожалуй, главным предметом  дискуссий о путях и методах  реформирования, равно как и острой критики.

 

 

 

 

 

Общая характеристика правового положения налогоплательщиков.

Налогоплательщик  имеет право пользоваться льготами по налогу на прибыль, установленными действующим законодательством  без каких-либо специальных разрешений по этому поводу: представлять налоговым  органам документы, подтверждающие право на льготы по налогам, причем представление этих документов носит  не разрешительный, а уведомительный характер. Налогоплательщик вправе ознакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами: представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налога на прибыль и по актам проведенных проверок. При несогласии с заключениями, актами и иными решениями налоговых органов налогоплательщик вправе обжаловать их, а также действия должностных лиц налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а также в арбитражный суд. Налогоплательщикам важно знать, что в соответствии со ст.4 Федерального Закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Любые законы, ухудшающие положение налогоплательщиков, подлежат введению в действие не ранее, чем по истечении десятидневного срока с момента их официального опубликования. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации". В соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" каждый налогоплательщик (предприятие, учреждение, организация) подлежит в обязательном порядке постановке на учет в государственное налоговой инспекции по месту своей регистрации (с присвоением ему определенного идентификационного номера). Для постановки на учет надо представить в налоговую инспекцию заявление установленной формы, три экземпляра карты постановки на учет, копии учредительных документов, заверенные в установленном порядке, форму заявления можно получить в налоговой инспекции по местонахождению налогоплательщика. Налоговая инспекция обязана поставить налогоплательщика на учет в течение не более 5 дней со дня подачи налогоплательщиком полного пакета указанных выше документов. При этом предприятию-налогоплательщику присваивается идентификационный номер, выдается первый экземпляр карты, подписанной начальником налоговой инспекции и скрепленной гербовой печатью. Налогоплательщику выдается справка о постановке на учет в налоговой инспекции, которая является основанием для открытия в банке расчетного счета.

Налогоплательщик  обязан - своевременно и в полном объеме уплачивать налог на прибыль в установленном порядке (авансовые платежи и платежи по фактически полученной прибыли); вести бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными документами; применительно к налогу на прибыль особо важное значение имеет соблюдение требований Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (в редакции дополнений и изменений, внесенных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 года № 661), составлять отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность не менее пяти лет:- представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;- в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, произведенном налоговым органом, представлять письменные пояснения мотивов отказа от подписания этого акта;- выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; - в случае ликвидации или реорганизации предприятия сообщать налоговым органам о принятом решении, о ликвидации или реорганизации предприятия независимо от того, кем принято это решение. В случае ликвидации предприятия обязанность по уплате недоимки этого предприятия (неуплаченного или уплаченного не полностью налога) возлагается на ликвидационную комиссию. В соответствии с письмом Центрального банка РФ № 298 от 5 июля 1996 года предприятия, учреждения и организации, осуществляющие платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, должны сдавать соответствующие платежные поручения не позднее дня, предшествующего наступлению срока платежа. Если средств на счете не хватает или они отсутствуют, на платежном поручении делается отметка об очередности платежа. На своевременность внесения налоговых платежей большое влияние оказывает система расчетов между предприятиями, порядок осуществления платежей по обязательствам за поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. В связи с этим Указом Президента РФ от 20 декабря 1994 года № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" установлено, что в соответствующих договорах должны быть определены сроки исполнения обязательств покупателями, заказчиками по расчетам за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги и что предельный срок исполнения таких обязательств три месяца с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг). Этот срок по соглашению сторон может быть меньше трех месяцев, но не может быть больше. За нарушение налогового законодательства предприятия ответственность в установленном порядке. Так, за занижение суммы прибыли или сокрытие части прибыли от налога, за завышение себестоимости продукции, приведшие к занижению прибыли с предприятия взыскивается вся сумма сокрытой или заниженной прибыли и штраф в таком же размере, а при повторном аналогичном нарушении штраф взимается в двукратном размере этой суммы. Кроме того, за отсутствие учета затрат на производство и финансовых результатов или за ведение такого учета с нарушением установленного порядка, что привело к занижению или сокрытию прибыли за проверяемый налоговыми службами период, предприятие наказывается штрафом в размере 10 % до начисленных сумм налога. Пример. На предприятии затраты на строительство гаража в сумме 140 млн. руб. ошибочно отнесены на себестоимость продукции, что было обнаружено при проверке налоговой инспекцией (затраты на строительство гаража - это капитальные вложения, осуществляемые за счет амортизационных отчислений или прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль). В данном случае имеет место занижение прибыли на 140 млн. руб., соответственно не учтен налог с этой суммы прибыли. С предприятия взыскивается сумма заниженной прибыли - 140 млн. руб. и штраф в таком же размере,  всего 280 млн. руб. Но уплата штрафа не освобождает от уплаты налога в сумме 49 млн. руб. (140 млн. руб. х. 35%). Кроме того, за неправильное ведение учета (в данном случае - нарушение установленного порядка учета затрат на производство) взыскивается штраф в размере 10 % до начисленной суммы налога, то есть 4,9 млн. руб. (49 млн. руб. х. 10%). При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения прибыли приговором или решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы прибыли. При этом факт умышленного сокрытия прибыли или занижения с целью неуплаты налога на прибыль или неполной его уплаты может быть установлен только в судебном порядке. Налоговым органам такое право не предоставлено.За несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчетов по налогам с предприятия взыскивается штраф в размере 10% от причитающихся по расчету сумм налога, а на соответствующих должностных лиц предприятия налагается административный штраф в размере от 2 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда; при повторном нарушении административный штраф налагается в размере от 5 до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда. За задержку уплаты налога в бюджет - с предприятия взыскивается пеня в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности за нарушения налогового законодательства. Недоимки по налогу на прибыль и другим обязательным платежам, а также штрафы, пени и иные санкции, предусмотренные законодательством, взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке. Налогоплательщик не несет ответственность за налоговые нарушения, если они явились следствием задержки финансирования из бюджета или оплаты государственного заказа, арифметической ошибки в документах, неправильных действий налогового агента, выполнения плательщиком указаний налоговых органов, стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств). В исключительных случаях налогоплательщик вправе обратиться с просьбой об отсрочке или рассрочке уплаты штрафов за нарушение налогового законодательства. По решению руководителя налогового органа такая отсрочка или рассрочка может быть предоставлена при сложном финансовом положении плательщика, когда взыскание штрафов может привести к прекращению его производственной деятельности. Отсрочка или рассрочка предоставляется только в пределах текущего бюджетного года и на срок не более шести месяцев. Что касается отсрочек и рассрочек самих налоговых платежей, то они по просьбе плательщиков могут предоставляться соответствующими финансовыми органами (по платежам в ФБ Минфином РФ), которые уведомляют налоговые органы о принятых решениях. Права и обязанности налогоплательщиков определены законом РФ “Об основах налоговой системы в РФ” от 27.12.91г., другими нормативными актами.

Налоговый статус постоянного представительства.

Значение постоянного  представительства как в международных  соглашениях об избежание двойного налогообложения, так и в главе 25 НК РФ традиционно определяется для  целей налогообложения прибыли: наличие постоянного представительства  на территории России порождает обязанность  уплачивать налог на прибыль.

Но помимо этого  наличие статуса «постоянного представительства» иностранной организации влияет на ее общий налоговый статус и  изменяет содержание ее налоговых обязательств не только по налогу на прибыль. Образование  постоянного представительства  иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению дополнительных обязанностей по самостоятельной уплате иностранной организацией НДС, является существенным условием определения  места реализации работ и услуг  для целей НДС, изменяет объект и  налоговую базу по налогу на имущество, а также порядок его уплаты.

Напомним, что если деятельность иностранной компании не образует постоянного представительства  на территории РФ, то:

  • в России облагаются только доходы иностранной компании от источников на территории РФ, и только в том случае, если такие доходы не освобождены от налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежание двойного налогообложения или в соответствии с главой 25 НК РФ;
  • иностранная компания не несет обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, а также по представлению налоговых деклараций по НДС: налоговая база определяется налоговыми агентами, которые удерживают НДС из выплачиваемых компании доходов и представляют в налоговые органы соответствующие налоговые декларации;
  • движимое имущество, принадлежащее на правах собственности иностранной компании, не является объектом налогообложения налогом на имущество и не учитывается в налоговой базе по налогу на имущество компании; объектом налогообложения по налогу на имущество являются только объекты недвижимого имущества, находящиеся на территории РФ и принадлежащие иностранной компании на правах собственности.

Перечень видов  деятельности, которая обязательно  приводит к образованию постоянного  представительства на территории России, не определяется в российском законодательстве исчерпывающим образом. Иными словами, представительство иностранной компании приобретает статус постоянного для целей налогообложения, только если инофирма систематически проводит через него определенные операции, направленные на получение дохода. Что касается определения «деятельности подготовительного и вспомогательного характера», то согласно подпунктам 4 и 5 пункта 4 статьи 306 НК РФ к ней отнесены, в частности, содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации; содержание постоянного места деятельности исключительно для простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации. Но отметим, что исходя из положений пункта 3 статьи 307 НК РФ осуществление иностранной организацией деятельности подготовительного и (или) вспомогательного характера в интересах третьих лиц приводит к образованию постоянного представительства, даже если в отношении такой деятельности не предусмотрено получение вознаграждения.

Таким образом, если действия представительства иностранной  компании не направлены на получение  регулярного дохода от ведения предпринимательской  деятельности (в частности, когда  представительство производит расходы  на оплату рекламы продукции своей  компании, проводит выставки, маркетинговые  исследования и т.п.), эта деятельность не создает постоянное представительство. Именно критерий осуществления иностранной  компанией регулярной предпринимательской  деятельности через представительство  предопределяет квалификацию последнего как «постоянное представительство» в смысле требований Налогового кодекса  РФ. В случае, если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение об избежание двойного налогообложения, то наличие или отсутствие постоянного представительства определяется согласно положениям соответствующего международного договора, о приоритете которого по отношению к положениям НК РФ говорится в статье 7 НК РФ. Соглашения об избежание двойного налогообложения, как правило, содержат те же определения термина «постоянное представительство», «вспомогательная деятельность», что и в Налоговом кодексе РФ. Однако в некоторых случаях имеются и расхождения. Так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежание двойного налогообложения доходов и имущества (Москва, 22 мая 1992 года) термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве полностью или частично осуществляет коммерческую или иную хозяйственную деятельность в другом Договаривающемся Государстве. Обратите внимание, что в Соглашении определение постоянного представительства связано с осуществлением не только коммерческой (предпринимательской), но и «хозяйственной» деятельности. Поэтому в силу приоритетности норм международного соглашения представительству организации, являющейся резидентом Польши, в целях налогообложения следует руководствоваться определением постоянного представительства, данным в Соглашении. Решение о том, приводит ли деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства на территории России, принимает налоговый орган Российской Федерации, в котором организация состоит на учете, исходя из норм Соглашения об избежание двойного налогообложения (при его наличии), НК РФ, а также с учетом осуществляемой иностранной организацией деятельности (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.04.2008 № 20-12/037671).

В Методических рекомендациях  налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций (далее - Методические рекомендации), утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 № БГ-3-23/150) также разъясняется, что понятие "постоянное представительство", в целях налогообложения, имеет  не организационно-правовое значение, а значение, квалифицирующее деятельность иностранной организации, с которым  связывается возникновение обязанности  иностранной организации уплачивать налог на прибыль в РФ (п. 2.1 Методических рекомендаций).

Примеры:

 

1. Если иностранная организация  имеет в Российской Федерации  постоянное место деятельности  для распространения рекламы,  являясь при этом рекламным  агентством, то такая деятельность  будет для такой иностранной  организации её основной (обычной)  деятельностью, которая рассматривается  как приводящая к образованию  постоянного представительства  в России, при наличии его признаков  (п. 2.3.2 Методических рекомендаций). 

2. Представительство иностранной  компании нанимало программистов  для создания модулей программ  на территории России. Тот факт, что итоговый программный продукт  создавался из этих модулей  не на территории России, его  продажа осуществлялась головным  офисом и выручка поступала  на счета головного офиса (а  не представительства), не изменяет  по сути предпринимательского  характера деятельности представительства.  В связи с этим, деятельность  иностранной компании в России  должна быть призвана приводящей  к образованию постоянного представительства.  Тем не менее, следует отметить, что выявить цель создания  модулей программ (для собственного  потребления компанией или на  продажу как коммерческий продукт)  можно только по информации  о конечных целях создания  программы. Как правило, такой информацией располагает только головной офис. Если такая информация предоставлена не будет, либо если головной офис сообщит о том, что создаваемое программное обеспечение не предназначено для продажи, то деятельность представительства не может быть квалифицирована как предпринимательская (и, соответственно, как создающее «постоянное представительство»). 

3. Деятельность компании  образует постоянное представительство  в случае, если российский филиал  этой компании занимается сбором  и анализом информации о компьютерных  продуктах через сеть Интернет. На основе полученных данных  филиал осуществлял формирование  электронных баз данных и создавал  электронные каталоги с описанием  компьютерных продуктов. При этом  созданные электронные каталоги  передавались через интернет  в головной офис для доработки  и дальнейшей реализации заказчикам. Причина признания того, что деятельность  филиала приводит к образованию  постоянного представительства  – в том, что электронные  каталоги в итоге продаются  головным офисом. При этом не  имел значения тот факт, что  выручка поступала на счет  головного офиса, а не филиала.  В письме Управления МНС РФ  по г. Москве отмечается, что «если филиал иностранной компании ограничит свою деятельность исключительно привлечением российских граждан для формирования электронных баз данных и созданием электронных каталогов с описанием компьютерных продуктов, то филиал не будет иметь статуса постоянного представительства» (Письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 24.04.2001 № 15-08/19149).

Информация о работе Правовое положение налогоплательщиков и налоговых агентов