Правовое государство: понятие и признаки. Порядок и условия применения мер уголовного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2015 в 11:52, реферат

Описание работы

Тема моего реферата "Понятия и признаки правового государства". Выбранная тема очень актуальна в наши дни. Так как с древнейших времен человечество ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Содержание работы

Глава 1. Правовое государство: понятие и признаки
3
Введение
3
1.1.Понятие правового государство
5
1.2.Основы правового государства
8
1.3.Признаки правового государства
10
1.4.Гарантия прав и свобод личности
13
Заключение
14
Глава 2. Порядок и условия применения мер уголовного наказания
15
Введение
15
2.1. Понятие уголовного наказания
16
2.2. Виды уголовных наказаний: условия и порядок их применения
18
Заключение
28
Список литературы

Файлы: 1 файл

право готово.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

- верховенство закона;

- взаимная ответственность  государства и личности;

- разделение властей;

- гарантия прав и свобод  личности

Далее я бы хотела вкратце описать каждый из признаков правового государства.

1.Верховенство закона.

В современном значении верховенство закона выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие отношения во всех ее сферах общественной жизни регулируются посредством законов. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально отвечать потребностям общественного развития, основываться на началах равенства и справедливости.

Верховенство закона основывается на верховенствующей роли законодательной власти, придающей закону высшую юридическую силу. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных контролирующих органов. правовое государство

2. Взаимная ответственность государства и личности.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, акцент делается на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии законодательно закрепленных процедур привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан, и применения жестких санкций (ч. 3, ст. 41, ст. 52, 53 Конституции РФ).

Принцип взаимной ответственности предполагает, что между личностью и государством устанавливается и поддерживается правовой характер их общения (взаимодействия). С точки зрения правового государства каждый из участников этого общения юридически равноправная сторона, имеет как права, так и обязанности и равно несет взаимную ответственность. В условиях правового государства деятельность граждан регулируется на основе общедозволительного принципа правового регулирования: «Разрешено все, что не запрещено законом». Деятельность властных структур регулируется в соответствии с принципом: «Разрешено то, что прямо предусмотрено законом».

3.Разделение властей.

Важной особенностью правового государства является реализация принципа разделения властей. В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, а позже был введен в Конституцию РСФСР. А принятая, всенародным голосованием на референдуме 12 декабря 1993 г., Конституция РФ содержала статью закрепляющую принцип разделения властей в Российской Федерации. Статья 10 Конституции РФ гласит: ”Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной. Исполнительной и судебной власти самостоятельны.”

Важной особенностью российской Конституции является то, что Президент как бы не входит ни в одну из трех ветвей. Он глава государства и обязан обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция РФ строго разделяет их полномочия (Гл. 5, ст. 108, 109 и гл. 7, ст. 118, 120 Конституция РФ). В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент РФ признается главой исполнительной власти. Например, право председательствовать на заседаниях Правительства (ст. 83 п. «б», Конституции РФ).

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

- законы должны обладать  высшей юридической силой и приниматься только законодательным (представительным) органом;

- исполнительная власть  должна заниматься в основном  исполнением законов и только  ограниченным нормотворчеством, быть  подотчетным главе государства  и лишь в некотором отношении  парламенту;

- между законодательным  и исполнительным органом должен  быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра  властных решений, а тем более  всей полноты власти на одного  из них;

- судебные органы независимы, и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

- ни одна из трех  властей, не должна вмешиваться  в прерогативы другой власти, а тем более сливаться с  другой властью;

.- конституционная система  должна предусматривать правовые  способы сдерживания каждой власти двумя другими, то есть содержать взаимные противовесы для всех властей.

Подводя итог, обобщая все выше сказанное, можно дать более узкую формулировку данному принципу. И так, разделение властей - это правовой принцип, суть которого заключается в недопущении сосредоточения всей полноты государственной власти в руках какой-либо одной из ее ветвей: законодательной, исполнительной или судебной, чтобы тем самым предотвратить возможность злоупотребления властью.

1.4.Гарантия прав и свобод личности.

Основные обязанности государства сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не наносило ущерба обществу. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Граждане, в свою очередь, обязаны не нарушать правопорядок, и действовать в соответствии с статьями Конституции РФ. Реальная гарантированность прав и свобод личности является чрезвычайно важным конституционным признаком правового государства. Принцип которого закреплен в ст. 2 Конституции РФ : “Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства “. Иными словами, государство обязано не только соблюдать права и свободы, но и создавать условия для их реального воплощения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью моей работы было изучить правовое государства, раскрыть понятие, рассмотреть основы и признаки государства. Теперь хотелось бы сделать общие выводы.

Идеал правового государства не привязан к какому-либо национальному опыту, и среди важнейших принципов правоведы обычно выделяют верховенство закона, равноправие, выполнимость требований права, защиту гражданских свобод. Правовое государство – это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.

Смысл правового государства как явления многогранен и неоднозначен, толкуется учеными по-разному. Однако ясно, что не любое государство, где действует право, является правовым. Например, советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым.

Правовое государство не может быть введено сверху, учреждено декретом, законом, указом. Оно – продукт длительного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Это особый стиль жизни, мышления и общения, особый экономический уклад. Такие условия в нашей стране пока не сложились.

В заключение заметим: в конечном счете, теория правового государства имеет смысл, если она реализуется и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинства и присущей ему свободы. Изначальное традиционное понимание правового государства, обращенного к человеку, мыслящему и планирующему свой мир, сейчас как можно скорее необходимо очистить от всяческих идеологических примесей и возродить.

 

Глава 2. Порядок и условия применения мер уголовного наказания.

Введение

Уголовное наказание несет в себе не только функцию карательную, то есть реакцию государства на негативные и противоправные действия индивида, но функцию воспитательную. Воспитательный элемент в уголовном наказании, скорее всего, отражает реакцию общества, определенного круга лиц, той громады или общества в целом в среде которого было совершено преступление.

Воспитательный элемент в системе уголовного наказания преследует цель перевоспитания индивида, устранения из его поведения отрицательных элементов, действий, привычек, пробуждения его гражданской позиции.

Как известно в системе уголовного наказания присутствуют различные виды, самое строгое – лишение свободы. Однако, общество из гуманных соображений и с целью скорейшего исправления, а также ресоциализации личности преступника разработало и закрепило в системе права такие виды наказания, которые не предусматривают лишение свободы. Они лишь предусматривают определенные правоограничения, а также ограничивают круг возможностей реализации личности на определенный термин.

К таким видам наказания относятся: исправительные работы без лишения свободы, содержание военнослужащих срочной службы в дисциплинарном батальоне, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, штрафа, конфискации имущества, лишение воинского или специального звания.

Таким образом, применение указанных видов наказания при соблюдении определенных, установленных законом правил их исполнения, способствуют полному и скорейшему исправлению преступников.

 

 

 

 

2.1.Понятие уголовного наказания

Специфичные для российского права характеристики уголовного наказания рассматриваются в статье «Наказание в уголовном праве России».

Наказание в уголовном праве — это меры государственного воздействия, применяемые к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Наказание, таким образом, является своего рода социальным последствием преступления. В правовом плане наказание выступает в роли основной формы реализации уголовной ответственности. Право государства применять наказание вытекает из задачи обеспечения безопасности совместной жизни людей в обществе, сохранения неприкосновенным «правового уклада общественной жизни». В настоящее время наказание, как правило, применяется только судом и только в законодательно установленном процессуальном порядке.

Уголовное наказание — центральный институт уголовного права, выражающий направление и содержание уголовной политики государства.

Уголовное наказание несет в себе не только функцию карательную, то есть реакцию государства на негативные и противоправные действия индивида, но функцию воспитательную. Воспитательный в уголовном наказании скорее всего отражает реакцию общества, определенного круга лиц, той громады или общества в целом в среде которого было совершено преступление.

Воспитательный элемент в системе уголовного наказания преследует цель перевоспитания индивида, устранения из его поведения отрицательных элементов, действий, привычек, пробуждения его гражданской позиции.

Как известно в системе уголовного наказания присутствуют различные виды, самое строгое – лишение свободы. Однако, общество из гуманных соображений и с целью скорейшего исправления, а также ресоциализации личности преступника разработало и закрепило в системе права такие виды наказания, которые не предусматривают лишение свободы. Они лишь предусматривают определенные правоограничения, а также ограничивают круг возможностей реализации личности на определенный термин.

К таким видам наказания относятся: исправительные работы без лишения свободы, содержание военнослужащих срочной службы в дисциплинарном батальоне, лишение права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, штрафа, конфискации имущества, лишение воинского или специального звания.

Таким образом, применение указанных видов наказания при соблюдении определенных, установленных законом правил их исполнения, способствуют полному и скорейшему исправлению преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Виды уголовных наказаний: условия и порядок их применения.

В истории и мировой практике известно большое число видов наказания. Некоторые из них появились в древности и применяются до сегодняшнего дня, другие же практически ушли в историю.

Состав и характер системы наказаний находится в прямой зависимости от социальных, экономических и политических условий, которые являются господствующими в конкретном обществе, отражает уровень нравственности, культуры и цивилизованности общества.

Далее я хочу рассмотреть основные виды уголовных наказаний:

  1. Штраф.

Штраф представляет собой денежное взыскание, как правило, в пользу государства, назначаемое за совершение преступления. Штраф является одним из самых древних видов наказания. Он применяется в уголовном праве большинства государств и назначается, как правило, за преступления небольшой тяжести (особенно экономические), а также в качестве дополнения к другим видам наказания. Он занимает первое место в перечне наказаний, установленном ст. 44 УК. Это означает, во-первых, что это самый мягкий вид уголовного наказания из числа предусмотренных уголовным законом; во-вторых, в соответствии с требованием ч. 1 ст. 60 УК, возможность назначения штрафа должна рассматриваться в каждом случае, когда этот вид наказания предусмотрен как основное наказание в санкции статьи Особенной части УК. Штраф занимает первое место в перечне наказаний, установленном ст. 44 УК. Это означает, во-первых, что это самый мягкий вид уголовного наказания из числа предусмотренных уголовным законом; во-вторых, в соответствии с требованием ч. 1 ст. 60 УК, возможность назначения штрафа должна рассматриваться в каждом случае, когда этот вид наказания предусмотрен как основное наказание в санкции статьи Особенной части УК. Главное же, что, как и другие меры уголовно-правового воздействия, он должен быть неотвратимым - в случае уклонения от его исполнения непременно должна наступать ответственность.

Информация о работе Правовое государство: понятие и признаки. Порядок и условия применения мер уголовного наказания