Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Нормы НК РФ, определяющие правила проведения ВНП, устанавливают границы контроля за предпринимательской деятельностью, что обеспечивает паритет публичных и частноправовых интересов участников экономической деятельности. В частности, выполняя эти задачи, законодатель ограничил:
– период, подлежащий налоговому контролю;
– возможность проведения повторных налоговых проверок;
– сроки проведения выездных налоговых проверок.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
Общая характеристика выездной налоговой проверки…………4

Организационная работа налоговых органов при выезд-
ной налоговой проверке……………………………………………6

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию
или в помещение для проведения налоговой проверки……………….6

Осмотр помещений и территорий должностными лицами
Налоговых органов……………………………………………………….9

Истребование документов при проведении налоговой
Проверки…………………………………………………………………10

Выемка документов и предметов у налогоплательщика……………..11

Сроки, продолжительность и оформление
результатов проверки……………………………………………...13
3.1 Сроки и продолжительность проверки………………………………...13
3.2 Приостановление проверки…………………………………………….13
3.3Окончание проверки……………………………………………………..14
3.4 Оформление результатов проверки …………………………………..15
Заключение……………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая налоговые проверкии.docx

— 69.67 Кб (Скачать файл)

- бухгалтерскую отчетность;

- статистическую отчетность;

- документы планирования  деятельности экономического субъекта (планы, счета, проекты);

- контракты, договоры, соглашения  экономического субъекта;

- документы, регламентирующие  производственную и организационную  структуру организации.

Необходимо также определить, какие документы нужно получить у контрагентов проверяемых лиц, налоговых органов, банков и других лиц, которые располагают такими документами. Их состав определяется предварительно на стадии планирования и уточняется в начале планирования.

Документы, подтверждающие исполнение платежных поручений  налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и инкассовых поручений налоговых органов  о списании со счетов указанных лиц  сумм налогов и пени, могут быть затребованы у банков на основании  п. 10 ст. 31 Ч. I НК РФ.

В случае получения письменного  отказа от представления документов или неполучения документов в  указанный срок должностное лицо налогового органа вправе изъять документы  у их владельца.

Вместе с тем содержание ст. 93 Ч. I НК РФ не дает оснований считать истребование документов необходимой предварительной стадией перед производством выемки.

При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение  информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции  РФ, Налогового кодекса РФ, Федеральных  законов, а также в нарушение  принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц. Любая  информация о налогоплательщике, полученная с нарушением Конституции РФ и  процедур налогового контроля, установленных  НК РФ, не может служить доказательством  в суде и основанием для доначисления налогов.

 

2.4 Выемка документов и  предметов у налогоплательщика 

Порядок осуществления выемки (изъятия) документов и предметов  у налогоплательщика или лиц, в отношении которых проводится ВНП, определен ст. 94 Ч. I НК РФ.

Существенным является положение  п. 7 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах  Рос-сийской Федерации»5, в соответствии с которым выемке подлежат лишь документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений.

Основанием для проведения выемки является постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего  проверку, утвержденное руководителем  соответствующего налогового органа или  его заместителем.

Постановление должно быть мотивированным, т.е. содержать указание на причины, требующие выемки соответствующих  документов:

– отказ лица, получившего  требование налогового органа, представить  запрошенные документы (ст. 93 Ч. I НК РФ);

– воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа в помещения или на территории, где находятся документы или предметы, необходимые для проведения про-верки (ст. 91 Ч. I НК РФ);

– существование обоснованных опасений, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты или  подделаны (п. 8 ст. 94 Ч. I НК РФ).

В постановлении должен содержаться  перечень документов и предметов, выемку которых вправе провести должностное  лицо налогового органа. Состав изымаемых  документов должен соотноситься с предметом  налоговой проверки, определенным в решении о ее проведении.

Форма постановления о  произведении выемки документов и предметов  содержится в приложении № 7 к приказу  ФНС России от 31.05.2007 № М3-06/3386.

Выемка производится в  случае, когда точно известно, где  и у кого находятся документы  и предметы, подлежащие изъятию. Для  этого выемке документов или предметов  может предшествовать осмотр территории и помещений налогоплательщика  в соответствии со ст. 92 Ч. I НК РФ.

Выемка производится в  дневное время (согласно ст. 5 Уголовно-процессуального Кодекса РФ ночное время с 22 часов вечера до 6 часов утра) в присутствии понятых (ст. 98 Ч. IНК РФ) и лиц, у которых производится выемка, или их законных или уполномоченных представителей (подп. 2 и 3 ст. 94 Ч. I НК РФ). По решению налогового органа для оказания помощи в. осуществлении выемки (при вскрытии помещений, сейфов и т.п.) может быть привлечен специалист.

Принудительная выемка предполагает право должностных лиц налогового органа на совершение необходимых действий по доступу к документам и предметам, подлежащим изъятию, в том числе  путем вскрытия помещений, шкафов, сейфов. При этом должностные лица, осуществляющие ВНП, обязаны воздерживаться от причинения неправомерного вреда налогоплательщику  или иному лицу (ст. 103 Ч. I НК РФ). Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных ст. 99 Ч. I НК РФ.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора. В случае отказа налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка.

Налоговый орган, проводящий проверку, обязан обеспечить сохранность  полученных для проверки документов путем:

– наличия надежно запирающихся сейфов;

– опечатывания дверей помещений  после окончания работы;

– сдачи под охрану помещений;

– хранения вторых экземпляров  ключей;

– исключения возможности  вскрытия шкафов и ящиков.

3. Сроки, продолжительность и  оформление результатов проверки

3.1 Сроки и продолжительность проверки

В пункте 8 ст. 89 Ч. I НК РФ указано, что датой начала выездной проверки является дата вынесения налоговым органом решения о проведении выездной проверки. Таким образом, проверка начинается еще до того, как налогоплательщик узнал о ней.

Выездная налоговая  проверка обычно не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 Ч. I НК РФ), но она может быть продлена до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев (ст. 89 Ч. I НК РФ). Необходимо учесть, что не четыре (шесть) месяцев прибавляются к начальным двум месяцам проверки, а весь срок удлиняется до четырех (шести) месяцев, т.е. максимальный срок проверки, при продлении, может составлять четыре (шесть) месяцев, а не шесть (восемь) месяцев.

Определение оснований  и порядка продления срока  проверки возложено на ФНС России. До утверждения такого порядка налоговые  органы на местах не могут продлевать проверки.

ФНС России должна установить, исходя из ст. 89 Ч. I НК РФ: основания для продления проверки до четырех месяцев; исключительные основания для продления проверки до шести месяцев; порядок документального оформления продления проверки.

 

 

 

 

3.2 Приостановление проверки

Налоговые органы часто принимают решение о  приостановлении выездных проверок. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить  проведение выездной налоговой проверки по следующим причинам:

1) необходимо  истребовать документы (информацию) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 Ч.  I НК РФ "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках";

2) необходимо  получить информацию от иностранных  государственных органов в рамках  международных договоров Российской  Федерации;

3) необходимо  провести экспертизу. На основании  ст. 95 Ч. I НК РФ может быть произведена экспертиза с привлечением эксперта. Эксперт - это человек, имеющий специальные познания в определенной области. Экспертиза проводится в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, технике. Эксперта выбирает налоговая инспекция, но если выбранный ею эксперт не устраивает проверяемую организацию, то ему может быть заявлен отвод. Налоговая инспекция сможет удовлетворить отвод лишь в том случае, если будет доказано, что эксперт не обладает необходимыми знаниями, не является беспристрастным, или будут приведены иные аналогичные основания. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта или наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение экспертизы. В случае недостаточной ясности или полноты заключения может быть назначена дополнительная экспертиза. Возможна также повторная экспертиза, если заключение эксперта признано необоснованным или вызывающим сомнение в правильности;

4) требуется  перевести на русский язык  документы, представленные налогоплательщиком  на иностранном языке. Согласно  п. 1 ст. 97 Ч. I НК РФ при осуществлении налогового контроля в случае необходимости может быть привлечен переводчик. Много споров возникает из-за того, что налогоплательщик представляет документы на иностранном языке, а налоговый орган отказывает в возмещении НДС только потому, что документы не переведены на русский язык Как правило, суды принимают сторону налогоплательщика, так как налоговый орган не использует свое право на привлечение переводчика.

Приостановление и возобновление выездной налоговой  проверки оформляются соответствующим  решением руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа, проводящего  указанную проверку.

Приостановление допускается не более одного раза по каждому лицу, от которого потребовали  документы.

Общий срок приостановления  выездной налоговой проверки не может  превышать шесть месяцев. В случае если она была приостановлена на основании  информации, представленной иностранными государственными органами в рамках международных договоров Российской Федерации, и в течение шести  месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от указанных органов, срок приостановления  проверки может быть увеличен на три  месяца.

На период приостановления  выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также  приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с  указанной проверкой (п. 9 ст. 89 Ч. I НК РФ).

3.3 Окончание проверки

Четкое определение даты окончания проверки гарантирует  налогоплательщику стабильность в  осуществлении хозяйственной деятельности, а также защищает его от произвольного  и продолжительного вмешательства  налогового органа в его деятельность. В пункте 15 ст. 89 Ч. I НК РФ указывается, что в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику (его представителю). Получается, что день вручения справки - это последний день проверки.

Тем не менее в п. 8 ст. 89 Ч. I НК РФ указывается, что срок проверки исчисляется до дня составления, а не вручения справки о проведенной проверке.

Пунктом 15 ст. 89 Ч. I НК РФ отдельно предусмотрено, что налоговый орган может направить налогоплательщику справку о проведенной проверке заказным письмом, если тот уклоняется от ее получения. Бремя доказывания факта уклонения налогоплательщика от получения справки лежит на налоговом органе. Однако существует и иная позиция, состоящая в том, что дата окончания проверки совпадает с датой составления справки, а нарушение срока вручения справки не влечет для налогового органа никаких негативных последствий.

3.4 Оформление результатов проверки

Порядок оформления результатов проверки приведен в  статье 100 Ч. I НК РФ. Любое отступление от этого порядка позволяет вам требовать в суде признать недействительным решение, принятое налоговой инспекцией по результатам проверки.

После окончания  проверки сотрудник налоговой инспекции  составляет справку о проведенной  проверке. В ней указываются предмет  проверки и сроки ее проведения. Форма справки приведена в  приказе ФНС России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338.

После получения  справки фирма вправе отказаться представлять проверяющим любые  дополнительные материалы, так как  проверка уже закончена.

Не позднее  двух месяцев с момента составления  справки о проведенной проверке сотрудники налоговой инспекции  должны оформить акт проверки (ст. 100 Ч. I НК РФ).

В акте приводятся выявленные нарушения налогового законодательства, а также выводы и предложения  проверяющих по их устранению и применению санкций. К акту должны быть приложены  все документы (например, протоколы), связанные с проведением проверки. Форма акта утверждена приказом ФНС  России от 31 мая 2007 года N ММ-3-06/338.

Ваша подпись  на акте - это формальность. Если вы откажетесь подписывать акт, налоговая  инспекция просто поставит на нем  соответствующую отметку - на дальнейшее развитие событий это никак не повлияет.

Поэтому, если вы не согласны с выводами, изложенными  в акте, вы можете не подписывать  его или подписать, но сделать  оговорку о своем несогласии.

Акт вручается  руководителю фирмы под расписку.

Если вы уклоняетесь  от получения акта, налоговая инспекция  отправит его по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма.

Акт налоговой  проверки - это очень важный документ. Если ваш спор с налоговой инспекцией дойдет до суда, то исход дела во многом будет зависеть от того, насколько  правильно составлен акт. Все  ошибки и неточности в нем вы можете обратить в свою пользу.

Поэтому, получив акт, обязательно  проверьте:

- соответствует ли он установленной  форме, есть ли в наличии  все указанные в нем приложения  и расчеты;

- правильны ли расчеты, сделанные  сотрудниками налоговой инспекции;

- не вышли ли проверяющие  за круг вопросов, указанных в  решении о проведении проверки;

- не нарушены ли сроки проверки;

- содержит ли акт ссылки на  нормативные документы, положения  которых вы нарушили, а также  на статьи Налогового кодекса  РФ, предусматривающие ответственность  за эти нарушения;

Информация о работе Порядок назначения и проведения выездной налоговой проверки