Понятие налога и сбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 13:10, реферат

Описание работы

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

Содержание работы

1. Понятие налога и сбора ........................................................Target not found!
2. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о
налогах и сборах. .......................................................................Target not found!
3. Федеральные налоги и сборы...............................................Target not found!
4. Региональные налоги.............................................................Target not found!
5. Местные налоги.....................................................................Target not found!
6. Налогоплательщики и плательщики сборов.......................Target not found!
7. Взаимозависимые лица ........................................................Target not found!
8. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)
Target not found!
9. Налоговые агенты и сборщики налогов..............................Target not found!
10. Налог на доходы физических лиц......................................Target not found!
Библиографический список:...........

Файлы: 1 файл

НАЛГОГВОЕ ПРАВО.docx

— 59.33 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное законодательство устанавливает собственное (но практически аналогичное определению НК РФ) определение аффилированных лиц в статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», при этом называя более широкий круг конкретных лиц, которые могут являться аффилированными лицами.

Аффилированные лица — физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Аффилированными лицами юридического лица являются:

— член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;

— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;

— лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

— юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;

— если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы.

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:

— лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;

— юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обеспечение и защита прав

налогоплательщиков (плательщиков сборов)

Налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами, в том числе Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и иными.

По смыслу положения пункта 2 статьи 22 НК РФ, права плательщиков налогов и сборов обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов:

— соблюдать законодательство о налогах и сборах;

— осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

— вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

— бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы 9налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

— руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

— сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

— принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;

— соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

— направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ,  — налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

— представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;

— корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство;

— иными обязанностями, предусмотренными НК РФ (статьи 21, 32 — 34, 83, 84, 88, 89, 100 — 102 НК РФ) и федеральными законами.

Нарушение прав плательщиков налогов и сборов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами:

— УК РФ установил уголовную ответственность:

воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (статья 169 УК РФ);

незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (статья 183 УК РФ);

отказ в предоставлении гражданину информации (статья 140 УК РФ);

злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), в том числе и налоговых органов;

превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

халатность (статья 293 УК РФ);

незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (статья 312 УК РФ);

неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (статья 315 УК РФ);

— ГК РФ предусматривает:

ответственность за вред, причиненный плательщикам налогов и сборов госорганами (в том числе налоговыми), а также их должностными лицами (статьи 16, 1069 ГК РФ);10

компенсацию морального вреда, причиненного физическим лицам — плательщикам налогов и сборов (статьи 151, 1099 — 1101 ГК РФ);

— законодатель установил административную ответственность должностных лиц за неисполнение своих служебных обязанностей (статья 2.4 КоАП).

Организация, на которую возложена обязанность по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет Российской Федерации, является налоговым агентом (ст. 24 Налогового кодекса РФ). При этом она имеет те же права, что и налогоплательщик.

Основная задача агентов - правильно и своевременно рассчитывать и удерживать налоги из средств, выплачиваемых плательщиками, а в дальнейшем перечислять их в российский бюджет. Налоговые агенты обязаны письменно сообщать в инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности в течение одного месяца со дня, когда стало известно о таких обстоятельствах. Кроме того, они должны вести адресный - по каждому налогоплательщику - учет начисленных и выплаченных им доходов, равно как и исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджет РФ налогов.

Документооборот тоже находится в ведении агентов. Им предписано не только представлять в ИФНС по месту своего учета материалы, необходимые для осуществления контроля над правильностью уплаты налогов, но и в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для расчета и перечисления платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговые агенты

Организация может быть агентом вне зависимости от системы налогообложения, которую она применяет. Такие функции компания может выплонять по различным налогам. Рассмотрим их.

Агент по НДФЛ

Все российские организации, индивидуальные предприниматели и нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ могут выступать в роли налоговых агентов по НДФЛ. Это происходит в том случае, если налогоплательщик получает от них доходы. Данные фирмы обязаны рассчитать, удержать и уплатить необходимую сумму налога, как это предписано статьей 224 НК РФ.

Налог уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение составляют случаи, указанные в статьях 214.1, 227 и 228 НК РФ.11

НДФЛ рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца. При этом суммы налога, удержанные в предыдущие месяцы, также необходимо засчитывать. Имейте в виду, что расчет налога производится без учета доходов от других агентов. Они выполняют удержания самостоятельно.

Сумма налога не может превышать 50% дохода. Если удержать положенные выплаты невозможно, то в течение одного месяца агент обязан письменно сообщить об этом в инспекцию, а также известить налоговый орган о сумме задолженности по НДФЛ.

Налоговым агентам предписано перечислять суммы налога сразу после того, как наличные средства на выплату дохода были получены в банке и перечислены на счета получателей. Делать это нужно день в день. Но все же в некоторых случаях допустима задержка продолжительностью не более суток.

Обратите внимание, что перечисляться НДФЛ должен по месту учета агента, а не налогоплательщика. Если суммы этого налога рассчитываются по обособленным подразделениям, то переводить их нужно в бюджет соответствующего региона.

Агент по НДС

Процедура определения налоговыми агентами базы по НДС также имеет свои особенности.

Так, если иностранцы, не состоящие на учете в ФНС, реализуют на территории России товары, то налоговая база в этом случае определяется как сумма дохода от их реализации с учетом налога. При этом ее расчет производится отдельно по каждой операции, и задача эта ложится на налоговых агентов. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах и приобретающие на территории Российской Федерации товары, работы и услуги у указанных иностранных лиц.

Если на территории России госорганы сдают в аренду имущество, то налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога, и рассчитывается она по каждому арендованному объекту имущества отдельно. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Они также обязаны исчислить, удержать из доходов, которые они перечисляют арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налоговых выплат.

При продаже на территории РФ товаров, принадлежащих иностранным лицам, которые на учете в ФНС не стоят, налоговыми агентами признаются организации, ведущие деятельность с участием в расчетах на основе:

договоров поручения;

договоров комиссии;

агентских договоров.

В этих документах должны быть обязательно указаны иностранные физические или юридические лица, участвующие в предпринимательской деятельности. Тогда налоговая база определяется как стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров), но без включения в них суммы налога.

Налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять суммы НДФЛ как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого подразделения.

Агент по налогу на прибыль

Свои особенности свойственны и расчетам налоговыми агентами налога на прибыль. Они рассмотрены в пункте 4 статьи 286 Налогового кодекса РФ. Там говорится о ситуациях, когда налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает от российских источников доходы, не связанные с постоянным представительством в РФ. Обязанность по определению суммы налога, а также удержанию ее и перечислению в бюджет возлагается на российскую компанию или иностранное предприятие, осуществляющее деятельность в России через постоянное представительство. И российская, и зарубежная фирмы квалифицируются в этом случае как налоговые агенты. Предусматривается, что вышеуказанные доходы выплачивают налогоплательщику они сами. В свою очередь агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода. Произвести соответствующие выплаты он обязан в течение трех дней после перечисления денежных средств на счета иностранной организации.

Если источником дохода налогоплательщика является зарубежная компания, то сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно. Это делается на основании суммы полученных дивидендов и соответствующей налоговой ставки (п. 3 ст. 284 Налогового кодекса РФ).

Для остальных компаний база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях, определяется агентом с учетом следующих особенностей. Если источником дохода фирмы является российское предприятие, то указанная организация признается налоговым агентом.

Информация о работе Понятие налога и сбора