Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 06:58, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы заключается в теоретическом изучении налоговых правонарушений и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Исходя из этой цели, в работе ставятся следующие задачи: изучение понятия налогового правонарушения, его объект и субъект, а также обстоятельства, исключающие вину в совершении налогового правонарушения; изучение видов налоговых правонарушений и мер ответственности за них.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3

ГЛАВА 1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
4

1.1.
Понятие, признаки и состав налогового правонарушения
4
1.2.
Объект налогового правонарушения. Объективная сторона налогового правонарушения
5
1.3.
Субъект налогового правонарушения. Субъективная сторона налогового правонарушения
6

ГЛАВА 2.
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
9

2.1.
Общая характеристика видов ответственности за совершение налоговых правонарушений
9
2.2.
Налоговые санкции за совершение налогового правонарушения
9
2.3.
Административная ответственность за налоговые правонарушения
10
2.4.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
11

ГЛАВА 3.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА СМЯГЧАЮЩИЕ, ОТЯГЧАЮЩИЕ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
16

3.1.
Обстоятельства, смягчающие ответственность
16
3.2.
Обстоятельства, отягчающие ответственность
17
3.3.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения
19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

1.docx

— 52.25 Кб (Скачать файл)
  • знает об этой обязанности и не желает попадать в поле зрения налоговых органов, чтобы в будущем не платить налоги;
  • знает об этой обязанности, но игнорирует ее, считает несущественной, не имеющей значения, пока он не ведет предпринимательской деятельности;
  • вообще не знает о существовании у него этой обязанности.

Несмотря на различное отношение  налогоплательщика к своему бездействию, в данной ситуации оно в любом  случае подпадает под признаки состава  правонарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ.

Следует отметить и тот факт, что  вина как психическое отношение  субъекта к своему деянию подразумевает, что правонарушитель обладает сознанием  и волей. Наличие этих качеств  у физических лиц не вызывает сомнений. Говорить же о субъективном, психическом  отношении организаций к своему поведению и его последствиям можно лишь весьма условно. Учитывая, что организация также может  являться субъектом налогового правонарушения, законодатель установил, что вина организации  в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п.4 ст.110 НК РФ).

Такой подход к пониманию вины как  субъективного отношения к совершаемому правонарушению характерен для таких  отраслей права, как уголовное, административное, налоговое, где ответственность  носит карательный, штрафной характер.

ГЛАВА 2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

2.1. Общая характеристика видов ответственности за совершение налоговых правонарушений

 

Уплата налогов – это всегда нежелательная обязанность для  каждого, поэтому многие пытаются снизить  тяжесть налогового бремени незаконным образом. В связи с этим гарантированность  исполнения налогового законодательства мерами государственного принуждения  –  это необходимое условие работоспособности налоговой системы.

Ответственность за налоговые правонарушения, не только направлены на наказание налогоплательщика, а также носят предупредительный, пресекательный, либо восстановительный характер (например, осуществление налоговыми органами различного рода проверок, изъятие документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) и т.п.). Главное, что отличает эти меры от мер ответственности, – это отсутствие дополнительного обременения, накладываемого в качестве наказания за совершенное правонарушение. Все это позволяет назвать меры государственного принуждения, не связанные с применением мер ответственности, мерами защиты. Даже если сами меры защиты и нарушают имущественную сферу налогоплательщика, то объем вмешательства соответствует невнесенной сумме налога.

Проблема ответственности  за налоговые правонарушения является комплексной и решается на основе действующего административного, уголовного и налогового законодательства РФ.

 

2.2. Налоговые санкции  за совершение налогового правонарушения

 

Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных  статьями гл.16 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ мерой ответственности  за совершение правонарушения является налоговая санкция, которая имеет  и превентивное значение – предотвращение повторного совершения плательщиком налогового правонарушения. После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности, налоговой санкции.

Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Исковое заявление о взыскании  налоговой санкции подается:

  • В арбитражный суд – при взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя;
  • В суд общей юрисдикции – при взыскании налоговой санкции с физического лица не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Поскольку налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены  увеличенные размеры взысканий.

Если в ходе камеральной  или выездной налоговой проверки налоговые органы выявят налоговые  правонарушения, то будет принято  решение о привлечении налогоплательщика  к ответственности. Если будут установлены  умысел и неосторожность в налоговых  правонарушениях, то финансовая ответственность  за налоговые правонарушения будет  более жесткая.

 

2.3. Административная ответственность  за налоговые правонарушения

 

Административная ответственность   – одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. Этот вид ответственности предусматривает уплату штрафа. Административные штрафы вправе налагать на виновных лиц районный или мировой судья. Размер штрафа зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ).

По нарушениям, указанным в НК РФ, налоговые органы вправе принять  решение о штрафе. Однако налоговые  органы не могут налагать административные санкции на руководителей организаций  за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП РФ (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях); они могут лишь составлять протоколы о выявленных ими нарушениях.

Административные штрафы в различных  размерах налагаются и на граждан, виновных в нарушении законодательства о предпринимательской деятельности; отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка; непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах либо во включении в декларации искаженных данных. В случае непредставления в установленный срок либо отказа от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда документов и иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусмотрено взыскание штрафа.

 

2.4. Уголовная ответственность  за нарушение законодательства  о налогах и сборах

 

Налоговые преступления для  государств с рыночной экономикой являются типичным явлением, и поэтому для  защиты от нарушений налогового законодательства за уклонение от уплаты налогов используются в том числе и меры уголовно-правового характера. В Российской Федерации уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов закреплена в статьях Уголовного кодекса РФ (УК РФ).

Уголовная ответственность  – правовое последствие совершения преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания. За нарушение налогового законодательства также установлена уголовная ответственность, если деяние содержит признаки состава преступления.

Уголовная ответственность характеризуется  следующими особенностями:

  • субъектами уголовной ответственности являются только граждане;
  • уголовная ответственность осуществляется только в судебном порядке;
  • она устанавливается уголовно-правовыми нормами, содержащимися в уголовном, уголовно-процессуальном и уголовно-исполнительном законодательствах.

Уголовная ответственность применяется  за наиболее опасные общественные деяния, а потому подразумевает самые  строгие меры государственного принуждения.

Формулировки действующих статей, предусматривающих уголовную ответственность  за налоговые преступления, лишь называют действия, признанные преступлениями. В чем конкретно они состоят, какие фактические действия можно  расценивать как преступные нарушения  налогового права – в уголовном  законодательстве не определено. Поэтому  необходимо учитывать не только уголовно-правовую, но и налоговую характеристику преступлений, предусмотренных ст. 198, 199 УК РФ.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического  лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

 Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее  преступление, предусмотренное настоящей  статьей, освобождается от уголовной  ответственности, если оно полностью  уплатило суммы недоимки и  соответствующих пеней, а также  сумму штрафа в размере, определяемом  в соответствии с Налоговым  кодексом Российской Федерации.

Объектом преступного  посягательства являются финансовые интересы государства, общественные отношения  в сфере формирования бюджета  и государственных внебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями. Предметом  посягательства являются установленные  налоги и (или) сборы, уплачиваемые организациями.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться  оправдательными документами, которые  являются первичными учетными документами, на основании которых ведется  бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащийся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные, указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствия определенных документов, а также содержащихся в них показателей данным бухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям и обстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверность указываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе, суммах, подлежащих уплате и фактически перечисленных налогов и сборов.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:  группой лиц по предварительному  сговору; в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства