Ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом; Общая схема налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Целью изучения этой темы является:
определить содержание понятия «налоговое планирование» и провести его классификацию;
перечислить этапы налогового планирования;
проанализировать влияние элементов учетной политики на объем налогов и на показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1. Ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом 5
2. Общая схема налогового планирования 21
2.1. Понятие налогового планирования, его принципы и классификации 21
2.2. Этапы налогового планирования 25
Заключение 32
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Ответственность в соответствии с Налоговым кодексом.docx

— 70.08 Кб (Скачать файл)




 

 

 

 

Кафедра: Финансов и кредита

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на темы: «Ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом; Общая схема налогового планирования».

 

 

 

Выполнила: студентка 5-го курса,

 

 

 

 

 

 

 

 

Краснодар 2009

Содержание

 

Введение 3

1. Ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом 5

2. Общая схема налогового планирования 21

2.1. Понятие налогового планирования, его принципы и классификации 21

2.2. Этапы налогового планирования 25

Заключение 32

Список литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Первый опрос данной контрольной работы звучит так: Ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом.

В НК РФ были законодательно закреплены и получили дальнейшее развитие конституционные права и гарантии, а также обязанности граждан и предприятий, например такие как:

  1. обязанность каждого платить законно установленные налоги;
  2. о невозможности лишения кого-либо имущества иначе как по решению суда;
  3. о непридании законам, устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков, обратной силы;
  4. о недопущении установления на территории РФ налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство, и введения каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг, денежных средств;
  5. запрет на дискриминационный характер налогов и недопустимость их различного применения исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Частью I Налогового кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. В НК РФ также установлены основные начала законодательства о налогах и сборах, представлен перечень налогов, изложены права и обязанности участников налоговых отношений. В Кодексе определяются понятия «налог», «сбор», элементы налогов и многие другие. В целом, в НК РФ даны определения свыше 60 понятий (см. Приложение 1 «Основные понятия и термины Налогового кодекса РФ (в алфавитном порядке»)), многие из которых являются смежными с другими отраслями права.

Второй вопрос контрольной работы изучает тему: Общая схема налогового планирования.

Целью изучения этой темы является:

  1. определить содержание понятия «налоговое планирование» и провести его классификацию;
  2. перечислить этапы налогового планирования;
  3. проанализировать влияние элементов учетной политики на объем налогов и на показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом

 

Налоговый кодекс РФ устанавливает понятие налогового правонарушения, определяя, что для его квалификации необходимо наличие доказываемой вины, и оговаривая условия, при которых виновное лицо может быть освобождено от ответственности (или она может быть смягчена), а также постулирует презумпцию невиновности налогоплательщика.

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена законодательная (НК РФ) ответственность. Наиболее принципиальными моментами данного определения являются вина и противоправность. Противоправность означает нарушение норм или правил, законодательно закрепленных нормативными документами; для признания факта налогового правонарушения, а значит, и для привлечения к ответственности лица, его допустившего, было достаточно только этого признака. Данный подход весьма распространен в мировой практике. В соответствии с ним уголовные преступления в сфере налогообложения и налоговые правонарушения жестко разделены и ведутся по совершенно различным правилам производства, сбора доказательств и привлечения к ответственности.

Для классификации же налогового правонарушения в РФ, кроме факта нарушения законодательства, необходимо доказать виновность налогоплательщика в совершении противоправного деяния, которая может быть выражена как в действиях, так и в бездействии. Важно отметить, что по НК РФ признания состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика недостаточно для привлечения его к ответственности, поскольку дополнительно должен быть соблюден целый ряд условий.

Законодательство устанавливает, что в случаях, предусмотренных НК, ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. При этом физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности лишь с шестнадцатилетнего возраста (ст. 107 НК РФ). Касательно выводов налоговых органов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений, надлежит отметить следующие моменты:

  1. в отношении правонарушений, выявленных по результатам выездной налоговой проверки, выводы и решения налоговых (таможенных) органов могут считаться окончательными только при условии согласия привлекаемого к ответственности лица с выводами проверяющих и его желании добровольно оплатить суммы штрафных санкций. В противном случае проводившие проверку органы обязаны обратиться в суд, в котором они берут на себя бремя доказания как факта противоправного деяния, так и вины ответчика;
  2. нарушения налогового законодательства, совершаемые банками, «не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговых агентов, а в качестве своего рода "агентов правительства", через которые производятся платежи в бюджет или внебюджетные фонды... выделены в специальную категорию нарушений и выведены в отдельную главу» (Налогового кодекса РФ).

Юридически не бесспорной является норма привлечения к ответственности физических лиц с 16 лет, поскольку УК РФ допускает привлечение граждан к уголовной ответственности с 14 лет. Закрепление в налоговом праве нижней границы ответственности с 16 лет открывает возможность проведения противоправных операций по уклонению от уплаты налогов через несовершеннолетних граждан. Данный вопрос актуален при решении проблем оптимизации налоговых платежей в сфере налогообложения собственности.

В ст. 108 НК РФ установлены следующие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

  1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
  2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Таким образом, даже если налоговое правонарушение будет переквалифицировано в более тяжкое, подразумевающее ужесточение наказания, виновное лицо не может быть привлечено к дополнительной ответственности в случае, если оно уже понесло наказание (в том числе оплатило санкции) в предыдущем случае. Эта норма имеет принципиальное значение, когда выясняется, что при вынесении решения были неправомерно учтены смягчающие вину обстоятельства либо не были должным образом приняты во внимание обстоятельства, утяжеляющие вину.
  3. Предусмотренная Налоговым кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает в случае, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Эта норма подразумевает, что при наличии признаков уголовного преступления органы МНС РФ (ГТК РФ) передают дело органам налоговой полиции либо другим правоохранительным органам, наделенным правом предварительного следствия по вопросам налоговых преступлений. Если впоследствии в возбуждении уголовного дела будет отказано, то производство по делу налогового правонарушения может быть возобновлено.
  4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
  5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
  6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по предъявлению фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.

Мы упоминали, что установление законом презумпции налоговой невиновности налогоплательщика является важным фактором, затрудняющим привлечение его к ответственности. Однако кроме данной нормы законодательство РФ (ст. 109 НК РФ) устанавливает четыре обстоятельства, наличие хотя бы одного из которых освобождает лицо от ответственности за совершение налогового правонарушения:

  1. отсутствие события налогового правонарушения;
  2. отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
  3. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;
  4. истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно российскому законодательству (ст. НО НК РФ), виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Таким образом, законодательно установлены две формы вины, т. е. и ответственности за одно и то же правонарушение. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) и желало, либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

При решении вопроса о квалифицирующих признаках налоговых правонарушений, совершенных организациями, необходимо учитывать то, что организация не может действовать самостоятельно и все ее действия выражаются в поступках выступающих от ее имени лиц. Соответственно логично то, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения. Если должностное лицо организации намеренно исказило налоговую отчетность, то данные действия будут рассматриваться как умышленная фальсификация документов, совершенная ее должностным лицом.

Законодательство установило как ряд положений, исключающих привлечение к ответственности лица, виновного в совершении налогового правонарушения, и положений, смягчающих ответственность налогоплательщика (соответственно ст. 111 и п. 1. ст. 112 НК РФ), так и положения, отягощающие ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 112 НК РФ). Согласно ст. 111 обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

  1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в подтверждении специальными доказательствами);
  2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором индивид не мог отдавать себе отчет в предпринимаемых действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии хотя бы одного из вышеназванных обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно ст. 112 НК РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность лица, совершившего налоговое правонарушение, признаются:

  1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  3. иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о ее применении. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном ст. 114 НК. Соответственно, налоговые органы не могут самостоятельно увеличивать или уменьшать размеры штрафных санкций, такие полномочия остались только у судов. Бремя доказания в суде факта смягчающих ответственность обстоятельств ложится на обвиняемое лицо, а отягчающих ответственность — на налоговые (таможенные) органы.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с Налоговым кодексом; Общая схема налогового планирования