Основные теории налогообложения и их роль в совершенствовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и их роль в совершенствовании налогообложения. Безусловно, это тема актуальна и в наше время, так как современное состояние налогообложения показывает, что не существует какой - либо одной теории, которая стала бы рецептом для всех государств в деле строительства налоговых систем. А многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.

Файлы: 1 файл

контрольная работа Налоговые теории.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

Также стоит отметить, что в России с каждым годом растет дифференциация между бедными и богатыми, поэтому, учитывая, что первых намного больше было бы целесообразно ввести прогрессивную шкалу налогообложения. На данный момент таковым является лишь транспортный налог, страховые взносы вообще можно отнести к регрессивному налогообложению.

Не стоит забывать и о влиянии внешнеэкономических факторов на систему налогообложения. Вступление России во Всемирную торговую организация (ВТО) повлечёт за собой снижение государственных пошлин, поэтому целесообразно использовать налог на дополнительный доход от добычи углеводородов. Выплату его можно осуществлять после возмещения капитальных затрат, позволяя сохранить благоприятный налоговый режим и использовать налог в качестве дополнительного стимула к разработке добычи месторождений с высокой степенью выработки.

Большое значение имеет переход к возмездной (компенсационной) концепции налогов. В ее основе лежит рассмотрение налогов в качестве платы за услуги, оказываемые государством. Поскольку система общественных услуг расширяется, концепция налоговой возмездности находит все более широкое применение за рубежом. Благодаря этому налогоплательщики вправе ставить вопрос о качестве и полноте оказываемых государством услуг, их адекватности величине налогов (охрана личности и бизнеса, организация управления экономикой и обеспечение ее пропорционального развития, формирование инфраструктурной основы экономического роста, обеспечение интеллектуально-информационной основы развития, качества жизни и решения комплекса социальных задач).

Такой подход к налогообложению значительно повысит ответственность государства за реализацию его регулирующих функций.

Эффективность самой налоговой системы является одним из важнейших критериев оценки эффективности социально-экономической системы общества. Налоговая система, кроме обеспечения собираемости налогов, должна удовлетворять ряду требований:

  • быть незаметной для населения, не должна добавлять населению дополнительных забот;
  • стимулировать деловую активность граждан и предприятий;
  • поощрять использование ресурсосберегающих технологий;
  • стимулировать научно-технический прогресс.

При этом, затраты ресурсов общества на функционирование налоговой системы и обеспечение контроля за деятельностью налоговых служб, а также на систему наказания за нарушения налогового законодательства должны быть минимальны. Налоговая система не должна заставлять граждан и юридические лица выдумывать способы ее обмана и поощрять граждан и юридические лица к действиям в теневой экономике.

Успешность развития страны, в частности, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и другое).

 

В связи с этим одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

В настоящее время имеет место определенный дисбаланс в уровне налоговой нагрузки на сырьевой сектор и остальные отрасли экономики. Это не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в данные отрасли. Поэтому другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики.

Налоговая реформа также коснется выравнивания налоговой нагрузки между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких хозяйствующих субъектов создают неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков. Основной целью дальнейших мер по проведению налоговой реформы должно стать завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Эволюция различных налоговых теорий происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли. Концептуальные модели налоговых систем менялись в зависимости от экономической политики государства.  Формирование основных налоговых теорий в качестве научных концепций происходит с XVII века. Именно в этот период они стали именоваться как общая теория налогов, основные направления которой складывались под непосредственным воздействием экономического развития общества.

Однако в XVIII веке сформировалось представление о том, что налог имеет не только экономическое, но и правовое содержание. Именно в этот период налог стал рассматриваться как юридическая обязанность граждан перед государством.

Долгое время господствующим было только классическое представление о роли налогов в экономике. Адамом Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов и налоговой системе. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна.

Кейнсианская школа делает упор на спрос, который считается определяющим в регулировании рыночной экономике. Поэтому введение налогов должно вести к падению спроса, а сокращение – стимулировать спрос15.

 

 

 

 

Согласно этой теории налоги – встроенный механизм гибкости в экономической системе.

Неоклассическая школа предлагает сочетать снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия. 

Правила и принципы налогообложения, выработанные классическим, неоклассическим и  кейнсианским направлениями, вводят налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол правительства, направленное на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства. Таким образом, принципы налогообложения – это направление поисков компромиссов между противоположными интересами налогоплательщиков (сохранить сбережения) и государства (сформировать бюджет).

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно  правовые документы:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, офиц., текст. // Российская газета. 1993, № 237.

 

Специальная литература:  Учебники, учебные пособия.

 

  1. Алиев. Б. X. Основные черты классической теории налогообложения М., 2009.
  2. Брызгалина А.В. Недостатки действующей системы налогообложения в России и пути решения данных недостатков. Ростов на Дону, 2007.
  3. Дуканич Л. В. Основные  теории  налогообложение.  Ростов на Дону, 2008.
  4. Евстигнеев Е.С.  Кейнсианская теория налогообложения. СПб., 2007.
  5. Косолапов А. И. Неоклассическая теория налогообложения. М., 2006.
  6. Миляков Н. В. Теория экономики и предложения в налогооблажении. М., 2008.
  7. Пансков В. Г. Современное состояние  теорий налогооблажения в Российской Федерации. М., 2010.
  8. Перов А. В. Кейнсианская теория налогообложения. СПб., 2007.
  9. Романовский. О.В. Неокейнсианская теория налогообложения. СПб.,2009.
  10. Ряховский. Д. И. Основные  теории  налогообложение.  М.,2006.
  11. Сердюков.  А. Э., Вылкова. А. Л. Тарасевич. Теория экономики и предложения. СПб., 2008
  12. Толкушкин. А. В. Современное  состояние теории налогообложения в России. Новосибирск, 2009.

1 См.: Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 4. Ст. 445.

 

2 См.: Алиев. Б. X. Основные черты классической теории налогообложения М., 2009.С.85.

 

3 См.: Алиев. Б. X. Основные черты классической теории налогообложения М., 2009.С.105.

4 См.: Евстигнеев Е.С.  Кейнсианская теория налогообложения. СПб., 2007.С.120.

 

5 См.: Евстигнеев Е.С.  Кейнсианская теория налогообложения. СПб., 2007.С.128.

 

 

6 См.: Косолапов А. И. Неоклассическая теория налогообложения. М., 2006.С.65.

 

7 См: Миляков Н. В. Теория экономики и предложения в налогооблажении.

М., 2008. С.125.

 

 

8 См.: Миляков Н. В. Теория экономики и предложения в налогооблажении.

М., 2008. С.128.

 

 

1 См.: Ряховский. Д. И. Основные  теории  налогообложение.  М.,2006.С.157.

 

10 См.: Дуканич Л. В. Основные  теории  налогообложение.  Ростов на Дону, 2008.С.89.

 

11 См.: Дуканич Л. В. Основные  теории  налогообложение.  Ростов на Дону, 2008.С.93.

 

 

12 См.: Толкушкин. А. В. Современное  состояние теории налогообложения в  России. Новосибирск, 2009.С.68.

 

13 См.: Толкушкин. А. В. Современное  состояние теории налогообложения в  России. Новосибирск, 2009.С.74.

 

14 См.: Брызгалина А.В. Недостатки действующей системы  налогообложения в России и пути решения данных недостатков. Ростов на Дону, 2007.С.167.

 

15 См.: Пансков В. Г. Современное состояние  теорий налогооблажения в Российской Федерации. М., 2010. С.45.

 


Информация о работе Основные теории налогообложения и их роль в совершенствовании