Основные теории налогообложения и их роль в совершенствовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрим основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и их роль в совершенствовании налогообложения. Безусловно, это тема актуальна и в наше время, так как современное состояние налогообложения показывает, что не существует какой - либо одной теории, которая стала бы рецептом для всех государств в деле строительства налоговых систем. А многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.

Файлы: 1 файл

контрольная работа Налоговые теории.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

1.4. Теория экономики предложения

От снижения налогового бремени на налогоплательщиков государство выиграет больше, чем от усиления налоговой нагрузки, отмечал еще А. Смит. Освобождая средства от обложения, плательщик может получить дополнительный доход, с которого в будущем плательщик без особой нагрузки будет выплачивать налоги, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с наказаниями и взысканиями. Эти теоретические положения, высказанные А. Смитом, стали основополагающими в теории экономики предложения, которая предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот плательщикам налогов7.

В отличие от Дж.М. Кейнса, представители теории экономики предложения утверждали, что высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу, экономически губительны для любого плательщика независимо от уровня его доходности.

Кроме того, рекомендуется обязательное сокращение государственных расходов, поскольку любое правительство склонно к увеличению своих расходов, и для их покрытия необходимы дополнительные средства, а их оно получает, прежде всего, повышением уровня налогообложения. Таким образом, теория экономики предложения базируется на принципах свободного рынка. Так, утверждается, что лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Существует общий закон формирования уровня налоговых ставок. Широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения, и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Высокие и низкие ставки налогов по-разному влияют на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению к инвестиционным процессам. И это предполагает объективность существования оптимальной доли изъятия прибыли в бюджет.

Теория экономики предложения получила свое развитие в исследовании, проведенном в начале 1980-х годов в США рядом ученых под руководством профессора А. Лаффера. Результаты исследования показали необходимость сокращения предельных налоговых ставок. Построив в виде параболической кривой количественную зависимость между прогрессивностью налогообложения и доходами бюджета, А. Лаффер пришел к выводу, что снижение налогов благоприятно воздействует на инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта, улучшает его платежеспособность, и наоборот, повышение предельных налоговых ставок ведет к усилению побудительных мотивов уклонения от их уплаты.

 

Рост налоговых поступлений возможен лишь до определенного предела повышения налоговых ставок, затем этот рост немного замедляется,

и далее идет либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение.

А. Лаффер считает, что предельной для совокупного налога с организации может стать ставка, которая обеспечит изъятие в бюджет 30% суммы его доходов. В этих пределах, как он считает, происходит только увеличение суммы доходов бюджета. При 40–50% изъятии доходов сокращаются доходы организаций, сбережения населения, что влечет за собой незаинтересованность в инвестировании в те или иные отрасли экономики и сокращение налоговых поступлений.

Снижение налогов, по его мнению, стимулирует развитие экономики, что в свою очередь ведет к увеличению государственных доходов за счет расширения налоговой базы, а не за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени8.

1.5. Теория монетаризма

Разработанная в 1912 г. профессором Чикагского университета М. Фридманом теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить, регулированием денежной массы в обращении. Кроме того, монетаристы допускают возможность государственного регулирования процентных банковских ставок и ставок налогов (в сторону их снижения).

В остальном они предлагают не допускать государство к созданию национального богатства, регулированию объемов производства, занятости и цен, поскольку оно (государство) с каждым годом, как правило, увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции.

Регулирование денежной массы в обращении в сочетании со снижением налогов и регулированием процентной ставки позволяет создать стабильность не только на макроэкономическом уровне, но и на уровне предприятий и организаций «В отличие от монетаристов сторонники теории предложения считают главными причинами непредвиденной инфляции высокие налоговые ставки и полностью отвергают бюджетный дефицит. Им удалось основательно разобраться в механизме его отрицательного воздействия на расширенное воспроизводство, особенно при таком методе покрытия, как долговые обязательства.

В этом случае государство, стараясь не допустить ускорения инфляции, вынуждено размещать на финансовых рынках основную массу своих ценных бумаг и превращается в конкурента частных фирм, изымая у частного сектора кредитные ресурсы.

Последние перенаправляются в сферу государственного потребления, где используются главным образом непроизводительно. Приверженцы этой теории советуют государству полностью «перекрыть» бюджетный канал непредвиденной инфляции и изменить предложение денег иными путями, избегая дефицита бюджета9».

 

1.6. Неокейнсианская теория налогообложения

Неокейнсианская теория налогообложения продиктована необходимостью сочетания элементов кейнсианской концепции государственного регулирования с концепцией неоклассического направления, базирующейся в основном на государственном невмешательстве в экономику.

 

 

 

 

 

Неокейнсианцы достаточно убедительно ответили на поставленные хозяйственной практикой вопросы и предложили конструктивные варианты решения многих проблем экономики 1970-х годов. Они считали вредными, расстраивающими механизмы рынка и порождающими хозяйственные трудности такие формы государственного вмешательства в экономику, как кейнсианское антициклическое регулирование, бюджетное перераспределение доходов, подавление инфляции; а причину роста безработицы видели в системе государственного социального обеспечения. Кроме того, расчет на финансовую помощь государства в пенсионный период приводит к увеличению доли текущего потребления, поскольку государственные затраты на социальные цели изменяют соотношение между расходуемой и сберегательной частями денежных доходов. Это приводит к снижению доли сбережений в совокупном доходе, уменьшаются объемы кредитных ресурсов и источников накопления, что в целом вызывает замедление экономического роста.

Значительное место в неокейнсианской теории отведено налоговым проблемам. Английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор, являющиеся представителями неокейнсианства, предлагали разделить объекты налогообложения исходя из потребления, облагая при этом конечную стоимость потребляемого продукта. «Отсюда возникла идея налога на потребление, который представляет собой одновременно метод поощрения сбережений и средство для борьбы с инфляцией10.

 

 

 

 

Деньги, предназначенные ранее на покупку потребительских товаров, могли теперь быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, которые превратились бы в капиталовложения с помощью той же самой бюджетной политики – «изъятия излишних сбережений».

Долгосрочные сбережения уже сами по себе служат фактором будущего экономического роста.

Во время спада производства расходы на рынке потребления сокращаются медленнее, чем снижаются доходы, вызывая тем самым ажиотажный спрос, поэтому поступления от налога на потребление являются достаточно высокими, чем при обложении подоходным налогом. И, как следствие, налоговая система не сможет играть роль «встроенного стабилизатора». Однако Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив для людей с низкими доходами, чем фиксированный налог с продаж. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост11».

 

 

2. Применение в Российской Федерации теоретических разработок в налогообложении

2.1. Современное состояние теории налогообложения в России

Современное состояние налогообложения показывает, что не существует какой-либо одной теории, которая стала бы рецептом для всех государств в деле строительства налоговых систем. Однако практика показывает, что во многих странах применяется в качестве методологии налогообложения вариант взаимопроникновения всех трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма.

Совмещение кейнсианских и классических взглядов на проблемы государственного регулирования и налогообложения наблюдается не только у известных ученых-экономистов, но и у государственных деятелей, занимающихся конкретно данными проблемами.

Налоговая система РФ на сегодняшний день имеет следующие основные особенности и характеристики:

  • Четко ориентирована на выполнение фискальных (конфискационных) задач, ее стимулирующее предназначение игнорируется;
  • Фискальный «уклон» обусловил состав и структуру налогов, а также строение каждого из них;
  • Перекос в сторону косвенного обложения потребления, что при низкой доле фонда заработной платы и невысокой рентабельности резко искажает пропорции последующего формирования доходов основных хозяйствующих субъектов и разрушает воспроизводство;
  • Инфляция и первоначальная видимость сильного фискального эффекта с последующим усилением напряжения на систему госрасходов;
  • Вступление в налоговую практику частей I и II НК РФ оказало бесспорно положительный эффект. НК РФ сделал систему стройной;
  • Практически не учитываются достижения мирового опыта;
  • Налоговая реформа, необходимость которой признается всеми, даст эффект только при серьезном упорядочении структуры (из влечении полной ренты, пропорциональном обложении отраслей, снятии налогов с «прожиточного минимума» и обложении высоких доходов и т. д.), а также ее стабилизации;
  • Для грамотного управления налоговой системой необходима перспективная и детально продуманная налоговая политика, ориентированная на отработанные критерии развитых стран.

Правительства, используя различные виды налогов, сборов, пошлин, применяют разные методы налогообложения (равное, пропорциональное, прогрессивное, регрессивное). На нынешнем этапе развития налогообложения невозможно отдать предпочтение какому-нибудь одному виду налога, одному методу налогообложения, одной группе объектов обложения, поскольку налоговые системы государств в современном мире не существуют обособленно, они должны учитывать специфику общемировых тенденций развития налогообложения, не забывая также о проблеме двойного налогообложения, отрицательном воздействии переложения налогов и так далее. Государство в этих условиях должно вести обоснованную, взвешенную налоговую политику.

Проведенные учеными-экономистами, такими, как Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, А.З. Дадашев, С.Д. Шаталов и др., исследования в области налогообложения за 10 – летний период действия новой налоговой системы РФ показали, что благодаря разработкам этих ученых осуществляется постоянное совершенствование налоговой системы. Многие положения теоретических разработок ученых были включены как основополагающие в Налоговый кодекс Российской Федерации12.

 

 

2.2. Недостатки действующей системы налогообложения в России и пути их решения

Несмотря на успешные результаты теоретических исследований по налогообложению, на практике остается много проблем, связанных с применением теоретических рекомендаций ученых-экономистов.

Правительство РФ сталкивается с такими проблемами, как максимальное использование всех функций налогов; использование прямого и косвенного налогообложения; применение различных форм налогообложения; сокращение числа объектов налогообложения; переложение налогов и так далее.

Требуется также более полный учет в налоговом механизме всей системы интересов развивающейся рыночной экономики: государства и общества, предпринимателей и непосредственных работников. Для этого понадобится снижение на логового бремени, возлагаемого, прежде всего на юридических лиц, то есть на предприятия, фирмы, корпорации, а также перехода к дифференцированному налогообложению прибыли в зависимости от уровня рентабельности, значимости отраслей и групп предприятий в обеспечении экономического роста. Ведь наемный работник, по сути, платит НДФЛ, а предприниматель должен уплатить не только налог на прибыль, но еще и страховые взносы за работников. Для уменьшения налоговой нагрузки вводятся специальные режимы налогообложения, в частности с 2013 года согласно Федеральному закону №94-ФЗ от 26.06.2012г. будет действовать патентная система налогообложения. Данная система будет вводиться и отменяться законами субъектов РФ в отношении определенных видов деятельности. Размеры потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности будут также определяться законами субъектов РФ13.

 

 

Согласно закону минимальный размер годового дохода, исходя из которого определяется стоимость патента, не может быть меньше 100 тыс. рублей и не может превышать 1 млн. рублей.

Следующая проблема – двойное налогообложение. Ведь по сути один и тот же объект не должен облагаться налогом более 1 раза. Поэтому в 2013 году вводятся поправки в НК о том, что если организация заплатила транспортный налог, то по движимому имуществу налог платить не надо.

Информация о работе Основные теории налогообложения и их роль в совершенствовании