НДС в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало широкое расп-ространение налога на добавленную стоимость – НДС. В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения, который имеет широкую налоговую базу и взимается на множестве стадий производства.
И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС1 перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет2

Файлы: 1 файл

НДС в Германии.docx

— 164.46 Кб (Скачать файл)

Однако организации или  индивидуальные предприниматели, реализующие  подакцизные товары или подакцизное  минеральное сырье, а также ввозящие товары на таможенную границу РФ, воспользоваться  таким освобождением не могут.

НДС по экономическому содержанию представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Он имеет универсальный характер, поскольку взимается практически со всех товаров, работ, услуг в течение всего кругооборота товаров от предприятия до магазина. Причем каждый промежуточный участник этого процесса является плательщиком данного налога.

НДС это налог не на предприятие, а на потребителя. Предприятия выступают  лишь в качестве сборщиков данного  налога, т.к. он устанавливается в  виде надбавки к цене или тарифу, которая оплачивается конечным потребителем.

Взимание налога осуществляется методом частичных платежей. На каждом этапе технологической цепочки  производства и обращения товара налог равен разнице между  налогом взимаемым при продаже и при покупке.

Таким образом, налоговые  платежи тесно связаны с фактическим  оборотом материальных ценностей, и  его величина изменяется пропорционально  росту величины объекта обложения, а ставки при этом остаются неизменными. Применение той или иной ставки зависит  от того, что является объектом налогообложения.

Налоговая база по НДС

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется организациями  в зависимости от особенностей реализации приобретенных ими на стороне  товаров и оказанных услуг (работ).

При реализации товаров (работ, услуг) налогооблагаемая база определяется как  стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов, но за вычетом НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе и при  передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, указанных сторонами сделки, с учетом акцизов, но без НДС.

При реализации имущества, в стоимость  которого входит НДС, налоговая база представляет собой разницу между  стоимостью реализованного имущества (по рыночным ценам) с учетом НДС, акцизов  и остаточной стоимостью имущества (с учетом переоценки).

При реализации предприятия в целом  как имущественного комплекса налоговая  база определяется отдельно по каждому  из видов активов организации. Формирование налоговой базы будет различно для  случаев, когда организация продана  на аукционе ниже или выше балансовой стоимости реализованного имущества. Для целей налогообложения применяются  поправочные коэффициенты.

При передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения, датой определения налоговой базы считается день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В России в объект налогообложения  включены суммы, не имеющие отношения  к добавленной стоимости: суммы  штрафов, акцизные надбавки и др. Из этого следует, что название налога и механизм его исчисления противоречат его экономическому определению. Налог  на добавленную стоимость в РФ ориентирован на повсеместный и всеобъемлющий  охват результатов товарообменных операций, чем объясняется его  чрезвычайно высокое фискальное значение.

Таким образом, являясь по существу налогом на потребление, НДС  обеспечивает регулярное поступление  финансовых средств в казну государства и позволяет охватить все сферы производства и реализации валового внутреннего продукта.

2.2 Администрирование НДС за 2010-2012 в России и Германии

Россия

Налог на добавленную стоимость (НДС) без преувеличения можно назвать  одним из наиболее тяжело администрируемых налогов в нашей стране. Вместе с тем НДС – это один из важнейших ключевых источников налоговых доходов бюджета. В консолидированном бюджете РФ НДС составляет около четверти всех налоговых поступлений. 

Сложившаяся в последние годы ситуация по сбору НДС не может быть признана удовлетворительной, по той причине, что порядок уплаты и администрирования  указанного налога не обеспечивает необходимый  уровень его собираемости.

При общем увеличении доли добавленной  стоимости в ВВП темп роста  сумм налоговых вычетов по НДС  превышает темп роста начисленных  к уплате сумм налога. В результате, сложилась негативная тенденция  устойчивого увеличения объема денежных средств, подлежащих возмещению из бюджета  плательщикам НДС. В основе данной тенденции  лежат как объективные причины (переход российского налогового законодательства к применению при  исчислении НДС по экспортно-импортным  операциям принципа «страны назначения», а также наличие пробелов в  налоговом законодательстве, позволяющих  налогоплательщикам различными легитимными  способами минимизировать платежи  НДС), так и субъективные (рост числа  фирм-однодневок; нарастание потока различных схем по уходу от НДС, активное использование налогоплательщиками незаконных методов снижения платежей НДС, поступающих в федеральный бюджет).

Необходимо отметить, что вопрос об организации возмещения НДС при  превышении сумм вычетов над суммами  начисленного налога является ключевым с точки зрения его эффективного администрирования. Без действенной системы возмещения, основанной на классической, зачетной схеме исчисления и уплаты, обложение НДС создает значительные издержки для отдельных групп налогоплательщиков. Невозможность возмещения НДС хозяйственным агентам, добросовестно исполняющим требования налогового законодательства, приводит к значительной потере денежных средств налогоплательщиков, что подрывает конкурентоспособность, прежде всего, экспортного сектора экономики. Следует указать и на то обстоятельство, что возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны органов налогового администрирования.

За последние пять лет налоговые  вычеты по НДС увеличились с 84 % до 92,8 % к сумме начисленного налога. В 2010 году удельный вес налоговых  вычетов в  сумме начисленного налога составил 92,8% (в 2009 году – 92,9%).

Таблица 2 Удельный вес налоговых вычетов

 

Сумма налога, возмещенная налогоплательщиками  в 2010 году, составила 1184556,5 млн.руб. и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 36029,2 млн.руб. или на 3,1% в связи с ростом объемов экспорта и введением заявительного порядка возмещения налога [1]. При этом 236,0 млрд. рублей возмещено в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса Российской Федерации «Заявительный порядок возмещения налога», согласно которой возмещение суммы налога осуществлялось до завершения проводимой на основе налоговой декларации камеральной налоговой проверки  

Сложившаяся в последние годы устойчивая динамика опережения темпа роста  налоговых вычетов над темпами  роста начислений по объектам, облагаемых НДС, свидетельствует о завышении  сумм налога, заявленных к возмещению, и наличии существенных недостатков  в администрировании налога. При  сохранении подобной тенденции в  рамках действующего налогового законодательства в перспективе могут возникнуть обстоятельства, при которых суммы  налога, начисленные к уплате в  бюджет, и суммы налога, принятые к вычету, окажутся равными, что противоречит экономическому смыслу и сути НДС.

Действующая система администрирования  НДС на товары (работы, услуги), не исключает  возможности значительных злоупотреблений. Как свидетельствуют материалы  проверок, проводимых Счетной палатой, непрозрачность схемы начисления и  уплаты налога приводит к  активному использованию большого количества нелегальных и полулегальных схем незаконного возмещения НДС на стадиях, как внутренней реализации товаров (работ или услуг), так и при экспортных операциях, путем неправомерного применения налоговых вычетов.

Все более масштабный характер приобретает  использование налогоплательщиками  возмещения НДС при экспортных операциях  с использованием «фирм-однодневок» (по статистике около 35% всех выявляемых налоговых правонарушений)[2].

Возможность возмещать сумму «входного» НДС из бюджета при подобного рода операциях предоставляется организациям для избежания двойного налогообложения и обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров (работ, услуг) за рубежом, однако, некоторые налогоплательщики используют это право в преступных целях. Об этом свидетельствуют нарастающие диспропорции в динамике роста возмещаемых сумм и объемов экспортных операций. Так, за 2000 - 2008 гг. сумма возмещения экспортерам НДС из федерального бюджета увеличилась с 97,4 до 1103,8 млрд. руб., или более чем в 11 раз, при увеличении экспорта российской продукции чуть более чем в 4 раза. В кризисном 2009 г. размер выплат из бюджета сумм возмещения НДС за 9 мес. составил более 775 млрд. руб..

Действующая система администрирования  НДС создает стимулы для уклонения  от налогообложения, так как фактически, при прочих равных условиях, счет-фактура  на оплату налогооблагаемых товаров, выставленная поставщиком (или документ, подтверждающий факт экспорта), является основанием для  уменьшения налоговых обязательств налогоплательщика, а, следовательно, представляет собой требование к  бюджету. Уже сам этот факт создает  сильнейший стимул для недобросовестных налогоплательщиков к минимизации  своих налоговых обязательств. Скрывая  от налоговых органов выручку  от реализации налогооблагаемых товаров (работ, услуг) на внутреннем рынке, налогоплательщик может не только уклониться от уплаты налога с объема реализации, но и  получить право на возмещение уплаченного  налога из бюджета.

В настоящее время можно говорить о целой индустрии фальсификации  экспортных операций, сложившейся за последние годы, причем данная индустрия базируется не на грубой подделке документов, а на создании длинных запутанных цепочек фиктивных контрагентов, которые достаточно трудно, а в некоторых случаях невозможно, проследить до конца. По результатам налоговых проверок по вопросу обоснованности возмещения НДС в 2010 году из 300, 2 тыс. налоговых проверок по результатам 58,9 тыс. проверок (19,6%) возмещение налога на сумму 93,9 млрд.руб., или 8% суммы фактического возмещения НДС, было признано налоговыми органами необоснованным. Известен также перечень товаров, наиболее часто используемых в целях неправомерного возмещения НДС из бюджета. В большинстве случаев это технологическое оборудование, компьютерные программы и программное обеспечение, металлолом черных и цветных металлов, продукция нефтехимии.

Наиболее типичной схемой возврата НДС является лжеэкспорт. По экспертным оценкам, сумма возмещения НДС при нем может достигать 15% от общих сумм налога, который возвращается из бюджета экспортерам[4]. Следует отметить, что такие преступления стали отличаться высокой степенью латентности.

В результате аналитической работы сотрудников налоговых органов  был выделен ряд признаков, характеризующих  отдельно или в совокупности схемы  незаконного возмещения налога на добавленную  стоимость:

- искусственно увеличивается входной  налог путем многоступенчатой  перекупки товаров на территории  Российской Федерации с последующей  реализацией продукции по заниженным  ценам, что приводит к неоправданному  росту расходов федерального  бюджета на выплаты, связанные  с возмещением. При этом на  стадии перепродажи налог в  полном объеме в бюджет не  поступает ввиду «исчезновения»  организации-перекупщика после перечисления  в ее адрес возмещенных сумм  НДС;

- в ряде случаев выручка от  реализации товаров фактически  не поступает на счет поставщика, в течение одного дня движение  денежных средств в банке имеет замкнутый цикл, денежные средства заимствуются у банка или одного из участников сделки и т.д.;

- документооборот между участниками  сделки на каждом отдельно  взятом этапе сделки приводится  в соответствие с законодательством,  что позволяет по формальным  основаниям удовлетворить требования  по применению налоговых вычетов  недобросовестными налогоплательщиками.

Обобщая изложенное, можно констатировать, что существующий порядок возмещения как внутреннего, так и экспортного  НДС несовершенен и нередко способствует использованию его для создания различных схем незаконной минимизации налога, уклонению от налогообложения и даже прямому незаконному субсидированию из бюджета. Широкие масштабы использования схем уклонения от уплаты НДС при импорте создают неравные условия конкуренции для законопослушных импортеров, что вынуждает весь этот сектор уходить «в тень». В  результате, в подобной ситуации, с одной стороны, честные налогоплательщики несут дополнительные издержки по получению возмещения, с другой - у недобросовестных налогоплательщиков есть возможность незаконно получать возмещение из бюджета (в частности, по схемам лжеэкспорта).

 

 

 

1 ЕС- Европейский союз (Евросоюз) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ. 

Информация о работе НДС в Германии