НДС в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало широкое расп-ространение налога на добавленную стоимость – НДС. В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения, который имеет широкую налоговую базу и взимается на множестве стадий производства.
И хотя налог на добавленную стоимость находит все более широкое распространение в мировой практике, его часто называют «европейским налогом», отдавая должное как самому месту появления нового налога, так и роли НДС в становлении и развитии западноевропейского, а сегодня уже - общеевропейского, интеграционного процесса. Достаточно сказать, что НДС является важным источником бюджетной базы Европейского сообщества: на данный момент каждая страна - участница ЕС1 перечисляет 1,4 % поступлений от налога в «европейский» бюджет2

Файлы: 1 файл

НДС в Германии.docx

— 164.46 Кб (Скачать файл)

В качестве более эффективного средства достижения поставленной цели является минимизация льготных ставок НДС, с одновременным использованием дополнительно мобилизованных за счет этого средств на выплату целевых пособий малообеспеченным слоям населения. Особенно это актуально для развивающихся стран со слабым налоговым администрированием.

1.3 Администрирование НДС за 2010-2012

С 2010 года в законодательстве Европейского Союза вступают в силу довольно существенные изменения в  части взимания налога на добавленную стоимость. В результате большинство видов услуг считаются оказанными по месту нахождения заказчика (а не исполнителя) по договору оказания услуг. 

В феврале 2008 года Советом  ЕС были приняты две директивы  и положение. Директивы5 определяют порядок определения места оказания услуг для целей НДС и порядок возмещения НДС при трансграничных операциях.  Директивы подлежат имплементации в национальные законодательства стран ЕС.  Положение регулирует обмен информацией между налоговыми органами стран ЕС; в отличие от директив, оно имеет прямое действие.  Различные положения вступают в силу в разное время: с 1 января 2010 года, с 1 января 2011 года, с 1 января 2013 года, с 1 января 2015 года.

Место реализации услуг

Важнейшее изменение состоит  в том, что с 1 января 2010 года изменяются правила определения места оказания услуг для целей обложения  НДС.  Правила эти отличаются для случая заказчиков, являющихся налогоплательщиками (состоящими на учете для целей обложения НДС), с одной стороны, и для случая заказчиков, не облагаемых НДС, с другой стороны.  Первый вариант правил покрывает большинство сделок по оказанию услуг между коммерческими организациями (business-to-busines – B2B), второй - оказание услуг физическим лицам, не являющимся предпринимателями (business-to-customer – B2C).  

Оказание услуг коммерческим контрагентам (о сделках между юридическими лицами) (B2B).  До 2010 года действовали нормы, согласно которым услуги по общему правилу считаются оказанными по месту нахождения исполнителя (supplier) по договору оказания услуг. Однако при этом для многих отдельных видов услуг действовали особые правила.  В частности, для целого ряда услуг (соответствующая Директива именует их «различные услуги»), включающих, например, консалтинговые, бухгалтерские, юридические услуги, местом реализации признавалось место нахождения не исполнителя, а заказчика услуг (customer).  То же правило действовало и при передаче прав на объекты интеллектуальной собственности, такие как изобретения, товарные знаки и др.: местом реализации признавалось место нахождения «заказчика» (приобретателя прав).

  В новой редакции соответствующей директивы норма сформулирована обратным образом.  По общему правилу услуги считаются оказанными по месту нахождения заказчика. Из общего правила по-прежнему делаются исключения для некоторых видов услуг, но этих исключений стало меньше. Список исключений для случая оказания услуг между коммерческими организациями (B2B) выглядит следующим образом:

  • услуги, связанные с недвижимым имуществом (считаются оказанными по месту нахождения имущества);
  • услуги по перевозке пассажиров (считаются оказанными по месту осуществления перевозки, в случае перевозки по нескольким странам - пропорционально расстоянию);
  • краткосрочная аренда средств транспорта (услуги считаются оказанными по месту передачи средства транспорта заказчику);
  • услуги в области культуры, искусства, спорта, науки, образования, развлечений и т.п. (считаются оказанными по месту фактического оказания, но с 1 января 2011 года будут попадать под общее правило, кроме «услуг по предоставлению доступа» (admission));
  • ресторанное обслуживание (услуги считаются оказанными по месту фактического оказания, с особыми правилами при оказании услуг на борту судна и т.п.).

Заказчик – физическое лицо (B2C)

При оказании услуг лицам, не облагаемым НДС, таким как «обычные»  физические лица (B2C), услуги по общему правилу считаются оказанными по месту нахождения исполнителя.]То есть налог в бюджет своей страны уплачивает именно исполнитель, включающий в счет, как обычно, сумму налога.  Как и в случае оказания услуг коммерческим контрагентам, предусмотрены исключения из общего правила, включая перечисленные. Например, услуги касающиеся посредничества, услуг по перевозке товаров. С 1 января 2013 года вступают в силу положения в отношении долгосрочной аренды (проката) средств транспорта не облагаемым НДС лицам: с указанного момента эта «услуга» считается реализованной по месту нахождения заказчика (с некоторыми исключениями).

Новые требования к отчетности

С 1 января 2010 года вводятся новые требования в части отчетности при реализации услуг зарегистрированным налогоплательщиком в одной стране ЕС зарегистрированному налогоплательщику  в другой стране ЕС (B2B).  Теперь исполнитель должен подавать отчетность с указанием своих заказчиков в других странах ЕС, их номеров регистрации на НДС, и на какую сумму им были оказаны услуги. Ранее подобная отчетность требовалась лишь в отношении поставок товаров, но не оказания услуг.  Подается отчетность электронным образом через специализированную систему.

Возмещение НДС

С 1 января 2010 года изменяется порядок возмещения НДС, уплаченного  в странах ЕС, отличных от страны местонахождения самого налогоплательщика. Когда налогоплательщик уплатил налог в другой стране в составе цены товара или услуги, уплаченной продавцу или исполнителю, после чего по предусмотренным законом основаниям имеет право на возмещение уплаченного налога.  Раньше за возмещением следовало обращаться в налоговые органы зарубежной страны, где уплачен НДС.  Теперь налогоплательщик может подать требование о возмещении прямо у себя дома, причем электронным образом. С 2010 года несколько изменяется законодательство стран ЕС, касающееся взимания НДС.  Важнейшее изменение – новый порядок определения места реализации услуг для целей налогообложения.  Кроме того, изменен порядок возмещения НДС, уплаченного в другой стране ЕС (не той, где находится налогоплательщик).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.   СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС (РОССИЯ И ГЕРМАНИЯ)

2.1 Механизм взимания НДС

Германия

  Характерной чертой налогообложения в Германии является распределение основных налогов между бюджетами различных уровней, причем приблизительно в равных долях. Например, налог с корпораций распределяется по 50% между федеральным бюджетом и бюджетом земель. Аналогична картина для подоходного налога, 15% которого поступает и на местный уровень. Преимуществами долевого распределения являются относительная легкость обеспечения финансовыми ресурсами местных земельных органов власти и административные затраты, не превышающие общенациональных.

Распределение доходов  осуществляется следующим образом.

В федеральную  казну поступают:

  • федеральные налоги (таможенные пошлины, налог на оборотный капитал, от страховой деятельности, вексельный и солидарный налог, налоги по линии ЕС, акцизы);
  • часть совместных налогов (на зарплату и доходы, корпоративный налог, налог с оборота, промысловый налог).

Земельные бюджеты  складываются из поступлений совместных налогов, собственно земельных налогов (на имущество, наследство, с владельцев автотранспортных средств, сборы с  выручки казино и проведения лотерей, акциз на пиво и т.д.).

Общины имеют  право на доход от сбора местных  налогов (поземельный, с владельцев собак, с увеселительных заведений, местные акцизы) и доли в налогах на заработную плату и доходы, промыслового налога.

К федеральным налогам относят:

Подоходный налог с физических лиц, налог на доходы корпораций, взимаемый с балансовой прибыли компании, налог с продаж, регулирующий выравнивание финансового положения земель и выступающий как один из вариантов горизонтального выравнивания, не распространенного в мировой практике. В государственных доходах он составляет существенную сумму в 28% и занимает второе место после подоходного налога.

К налогам земель относят:

налог на предпринимательскую  деятельность, взимаемый местными органами, которые, в свою очередь, перечисляют 50% в федеральный и земельный  бюджеты, налог на собственность, налог на наследство и дарение.

К местным налогам относят:

Промысловый налог на все виды деятельности, налогооблагаемой базой которого является прибыль и капитал компании, поземельный налог, облагающий предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки, налог на уборку улиц, социальные отчисления от фонда заработной платы, налог на покупку земельного участка, автомобильный налог, налог на содержание пожарной охраны, акцизы, поступающие в федеральный бюджет, кроме акциза на пиво, таможенные пошлины, сборы на развитие добычи нефти и газа, налог на уксусную кислоту.

Построение налоговой  системы страны часто имеет исторические корни: так, выравнивание финансовых потоков  не только по вертикали, но и по горизонтали является следствием того, что многие федеральные земли Германии не одно столетие были самостоятельными государствами.

В общих доходах  бюджета налоговая составляющая занимает лишь 80%, что говорит о  разработке других источников привлечения  финансов на внутренний рынок страны.

Наиболее значимым с фискальной точки зрения в Германии среди  налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость, который заменил ранее взимаемый  налог с оборота. Как и любой  другой косвенный налог, он ложится  бременем на потребителя, а юридические  лица являются его техническими сборщиками. Налог включается в цену товара с  обязательным отдельным указанием  его суммы в счетах.

Объектом обложения этим налогом  является оборот, то есть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его  приобретение. Практически — это  общий акциз в отношении частного и общественного потребления/

Схема исчисления этого налога построена так, что все товары, услуги, попадая конечному потребителю, оказываются обложенными этим налогом  в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услуги на пути к потребителю. Это обеспечивается путем системы предварительных  вычетов сумм налога, осуществляемых юридическими лицами в финансовом управлении. Общая ставка налогообложения, равная 19%, применяется к большинству  оборотов товаров, услуг, сниженная  ставка в размере 7% применяется к  поставкам продукции личного  потребления, ввозу и потреблению  внутри ЕС почти всех продовольственных  товаров (исключая напитки и обороты  ресторанов), а также к услугам  пассажирского транспорта ближнего радиуса действия, оборотам книг.

Предварительные вычеты налога осуществляются лишь в том случае, если товары или услуги используются юридическим лицом для производственных целей.

Ряд товаров и услуг  освобожден от обложения налогом  на добавленную стоимость. К ним  относятся экспортные поставки, отдельные  обороты морского судоходства и  авиатранспорта, а также ряд других услуг, связанных с ввозом, вывозом  и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарам и услугам  предусмотрен предварительный вычет  НДС. К другой группе освобожденных  товаров и услуг, не предусматривающей  предварительного вычета, относятся  услуги врачей и представителей других лечебных профессий, услуги общества федерального страхования, услуги большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а также  предоставления кредитов и сдаче  в аренду земельных участков и  некоторые другие.

«Организация сбора НДС в  Германии»

               Таблица  1

Россия

Налоговая система в РФ включает в себя совокупность федеральных, региональных (территориальных) и местных налогов и сборов.

К федеральным налогам относятся:

НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог, сборы за использование объектами живого мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

Налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.

К местным  налогам относятся:

Земельный налог, налог на имущество физических лиц.

Для налоговой системы  Российской Федерации  характерна  множественность налогов. Основная доля поступлений в федеральный бюджет обеспечена:

НДС - 48,3%, акцизами - 23,3%, налогом на прибыль - 19%, НДФЛ- 2,7%, прочими налогами и сборами – 6,7%.

Налогоплательщиками НДС признаются организации, индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза6.

Не являются плательщиками  НДС организации и индивидуальные предприниматели: перешедшие на упрощенную систему налогообложения и переведенные на уплату единого налога на вмененный  доход

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право  получить освобождение от уплаты НДС, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за три последовательных календарных месяца не превышает 2 млн. руб.

Информация о работе НДС в Германии