Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:05, доклад
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.
Налоговые органы вправе (ст. 31 НК РФ):  
требовать от налогоплательщика или налогового агента документы 
по формам, установленным государственными 
органами и органами местного самоуправления, 
служащие основанием для исчисления и 
уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, 
подтверждающие правильность исчисления 
и своевременность уплаты (удержания и 
перечисления) налогов, сборов;  
проводить налоговые проверки в порядке, 
установленном НК РФ;  
производить выемку документов у налогоплательщика, 
плательщика сбора или 
налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, 
когда есть достаточные основания полагать, 
что эти документы будут уничтожены, сокрыты, 
изменены или заменены;  
 
приостанавливать операции по счетам 
налогоплательщика, плательщика сбора 
или налогового агента в банках 
и налагать арест на имущество налогоплательщика, 
плательщика сбора или налогового агента в порядке, 
предусмотренном НК РФ;  
в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, 
осматривать любые используемые налогоплательщиком 
для извлечения дохода либо связанные 
с содержанием объектов налогообложения 
независимо от места их нахождения 
производственные, складские, торговые 
и иные помещения и территории, 
проводить инвентаризацию принадлежащего 
налогоплательщику имущества. Порядок 
проведения инвентаризации имущества 
налогоплательщика при налогово
определять суммы налогов, подлежащие уплате 
налогоплательщиками в бюджетную систему 
Российской Федерации, расчетным путем 
на основании имеющейся у них информации 
о налогоплательщике, а также данных об 
иных аналогичных налогоплательщиках 
в случаях отказа налогопла-тельщика допустить 
должностных лиц налогового органа к осмотру 
производственных, складских, торговых 
и иных по-мещений и территорий, используемых 
налогоплательщиком для извлечения дохода 
либо связанных с содержанием объектов 
налогообложения, непредставления в течение 
более двух месяцев налоговому органу необходимых 
для расчета налогов документов, отсутствия 
учета доходов и расходов, учета объектов 
налогообложения или ведения учета с нарушением 
установленного порядка, приведшего к 
невозможности ис-числить налоги;  
требовать от налогоплательщиков, плательщиков 
сборов, налоговых агентов, их 
представителей устранения выявленных 
нарушений законодательства о налогах 
и сборах и контролировать выполнение 
указанных требований;  
взыскивать недоимки, а также пени, проценты 
и штрафы в случаях и порядке, которые 
установлены НК РФ;  
 
ФНС России наделена следующими 
полномочиями1:  
осуществляет контроль и надзор:  
а) за соблюдением законодательства Российской 
Федерации о налогах и сборах, а также 
принятых в соответствии с ним нормативных 
правовых актов, правильностью исчисления, 
полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, 
предусмотренных законодательством Российской 
Федерации, за правильностью исчисления, 
полнотой и своевременностью внесения 
в соответствующий бюджет иных обязательных 
платежей;  
б) осуществлением валютных операций резидентами 
и нерезидентами, не являющимися кредитными 
организациями или валютными биржами;  
в) соблюдением требований к контрольно-кассовой 
технике, порядком и условиями ее регистрации 
и применения;  
г) полнотой учета выручки денежных средств 
в организациях и у индивидуальных предпринимателей;  
д) проведением лотерей, в том числе за 
целевым использованием выручки от проведения 
лотерей;  
е) соблюдением организатором азартных 
игр требований, установленных законом;  
выполняет следующие функции:  
а) бесплатно информирует (в том числе 
в письменной форме) налогоплательщиков 
о действующих налогах и сборах, законодательстве 
о налогах и сборах и принятых в соответствии 
с ним нормативных правовых актах, порядке 
исчисления и уплаты налогов и сборов, правах 
и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их 
должностных лиц, а также предоставляет 
формы налоговой отчетности 
и разъясняет порядок их заполнения;  
б) осуществляет в установленном законодательством 
Российской Федерации порядке возврат 
или зачет излишне уплаченных или излишне 
взысканных сумм налогов и сборов, а также 
пеней и штрафов;  
в) принимает в установленном законодательством 
Российской Федерации порядке решения 
об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;  
г) осуществляет иные функции в установленной 
сфере дея-тельности, если такие функции 
предусмотрены федеральными законами, 
нормативными правовыми актами Президента 
РФ или Правительства РФ.  
ФНС России не вправе осуществлять в установленной 
сфере деятельности нормативно-правовое 
регулирование, кроме случаев, устанавливаемых 
федеральными законами, указами Президента 
РФ и постановлениями Правительства РФ.  
Вышестоящие налоговые органы вправе 
отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае 
несоответствия указанных решений законодательству 
о налогах и сборах.  
Составным элементом компетенции налоговых органов являются 
их обязанности.  
Помимо налоговых органов участниками налоговых правоотношений 
являются таможенные органы.  
В систему таможенных органов включаются 
федеральная служба, уполномоченная в 
области таможенного дела, и подчиненные 
ей та-моженные органы Российской Федерации. 
Таможенные органы яв-ляются субъектами налоговых правоотношений, 
связанных с взима-нием только двух налогов: налога на добавленную 
стоимость и акци-зов, уплачиваемых в связи 
с перемещением товаров и транспортных 
средств через таможенную границу Российской 
Федерации.  
В настоящее время 
Следует отметить, что таможенные и налоговые правоотношения 
тесно взаимосвязаны, прежде всего в сфере 
определения компетенции указанных органов, 
а также в сфере взимания таможенных платежей.  
Для осуществления возложенных функций 
таможенные органы имеют свою систему, 
включающую в себя:  
ФТС России;  
региональные таможенные управления;  
таможни;  
таможенные посты.  
Таможенные органы пользуются правами 
и исполняют обязан-ности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при переме-щении 
товаров через таможенную границу Российской 
Федерации в соответствии с таможенным 
законодательством Российской Феде-рации, 
НК РФ, иными актами законодательства 
о налогах и (или) сборах, а также федеральными 
законами.  
Таможенные органы осуществляют в порядке, 
установленном таможенным законодательством 
Российской Федерации, привлечение к ответственности 
лиц за нарушение законодательства о налогах 
и сборах в связи с перемещением товаров 
через таможенную границу Российской 
Федерации.
8
Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.
В 
налоговых правоотношениях 
Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений — это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.
Особенность специальной правосубъектности банков:
налоговые агенты — лица, на которые в соответствии с Налоговым кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению (частные нотариусы, частные охранники, частные детективы и др.) в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов;
Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплатещику, удерживать этот налог и перечислять его в бюджет или внебюджетные фонды. Иногда вместо понятия «налоговый агент» используется синонимичное понятие «фискальный агент»
На частных лиц обязанности налоговых агентов российское законодательство возлагает в нескольких случаях
Налоговый агент сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты последнему его дохода, поэтому в данном случае налог уплачивается у источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получает доход.
Налоговый агент сам исчисляет сумму налога из дохода налогоплательщика до выплаты последнему его дохода, поэтому в данном случае налог уплачивается у источника дохода. Налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получает доход.
Во-первых, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму подоходного налога с физических лиц, а в пенсионный фонд РФ — сумму взносов
Во-вторых, при выплате хозяйственным 
обществом процентов или 
В-третьих, организация, выплачивающая иностранному юридическому лицу сумму доходов от источников в РФ, обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранных юридических лиц
В-четвертых, налог на добавленную стоимость с иностранны4 юридических лиц, реализующих на территории РФ товары (работы услуги), также удерживается российскими организациями, производящими расчеты с этими лицами
Нетрудно заметить, что введение института налогового агента обусловлено простыми причинами В отношении иностранных лиц не существует другого надежного способа обеспечить гарантированное поступление в бюджет причитающихся с них сумм налогов. Что касается взимания налогов с граждан у источника выплаты доходов, то необходимо учесть, что далеко не все способны разобраться в налоговом законодательстве и правильно рассчитать сумму платежа Бухгалтерия организации — источника выплаты справится с этим лучше Взимание налога у источника выплаты Дохода обеспечивает равномерные поступления в бюджет Сравнительно ограниченное число налоговых агентов легче проконтролировать, чем армию налогоплательщиков Взимание налога у источника выплаты дохода уменьшает возможности уклониться от налогообложения.
Существенным является условие, в 
соответствии с которым обязанности 
налоговых агентов 
При невозможности удержания налога (например, в случае, когда налоговый агент рассчитывается с налогоплательщиком не в денежной, а в натуральной форме) обязанности налогового агента ограничиваются необходимостью в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика. Сообщение подается в налоговую инспекцию, где налоговый агент состоит на учете. Этот налоговый орган информирует налоговую инспекцию по месту регистрации налогоплательщика.