Налоговые правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:05, доклад

Описание работы

Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.

Файлы: 1 файл

тема 4.docx

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Любой налогоплательщик (плательщик сборов) вправе уполномочить физическое или юридическое лицо представлять его интересы в налоговых органах и перед другими участниками налоговых отношений. Такой представитель именуется уполномоченным представителем.  
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. При этом следует отметить, что действие либо бездействие уполномоченного представителя налогоплательщика-организации не признается автоматически действием либо бездействием самого налогоплательщика, как это имеет место для законного представителя. 
Уполномоченный представитель налогоплательщика -физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. 
Лицам, которые в силу служебного положения могут влиять на выполнение налогоплательщиком своих обязанностей, не дано право быть его представителями по назначению. 
К таким лицам относятся: 
должностные лица налоговых и таможенных органов; 
органов государственных внебюджетных фондов; 
органов внутренних дел; 
судьи; 
следователи; 
прокуроры.

5

Содержание налогового правоотношения составляют субъективные права и  юридические обязанности его  участников. Основным содержанием являются обязанность налогоплательщика  уплатить налог в соответствии с  требованием законодательства и  обязанность компетентных органов  обеспечить эту уплату, все иные права и обязанности являются произ-водными от этих главных.

 

 

 

 

 

 

5

Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права  и обязанности.

Юридическим содержанием налоговых  правоотношений являются права и  обязанности их участников.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность  налогоплательщика внести в бюджетную  систему или внебюджетный государственный  фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в  предусмотренные законом сроки, тогда как государственные органы имеют право требовать от налогоплательщика  исполнения данной публично-правовой обязанности.

Невыполнение налогоплательщиками  своей обязанности влечет за собой  причинение материального ущерба государству  или муниципальным образованиям, ограничивает их возможности по реализации своих функций и задач. Поэтому  законодательство предусматривает  строгие меры воздействия на лиц, допустивших такое правонарушение.

 

6

Права налогоплательщика устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и другими  актами законодательства о налогах  и сборах (например, постановлением городской думы). 21 НК В соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщик, в частности, имеет право:

  • получать в налоговых органах по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах (сборах), законодательных и иных нормативных актах, регулирующих порядок и условия их уплаты;
  • получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы в установленном порядке при наличии оснований;
  • получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • требовать соблюдения налоговой тайны.

Остановимся более подробно на отдельных  правах налогоплательщиков.

Прежде всего следует отметить, что Налоговый кодекс гарантирует  административную и судебную защиту прав и законных интересов налогоплательщиков. Права налогоплательщиков обеспечиваются также соответствующими обязанностями  должностных лиц налоговых органов. Отказ налогового органа разъяснить порядок применения законодательства о налогах и сборах может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном главой 19 Налогового кодекса. При подаче жалобы от имени  гражданина должны соблюдаться гарантии, установленные Законом РФ от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан". В случае отказа в разъяснении либо неверного  разъяснения налогоплательщик вправе требовать в установленном гражданским  законодательством порядке возмещения убытков в полном объеме (ст. 21 Налогового кодекса). Кроме того, в соответствии со ст. 111 Налогового кодекса, если неверное разъяснение налогового органа повлекло нарушение налогоплательщиком налогового законодательства, вина налогоплательщика в совершении налогового правонарушения исключается и, соответственно, отсутствуют основания для привлечения его к ответственности.

Особого внимания требует право  налогоплательщиков не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых органов  и их должностных лиц. Каждое решение  налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых  органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым  органом и налогоплательщиком, и  налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность  предъявленных ему актов и  требований в суде.

Налогоплательщик, в частности, обязан:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Налоговым кодексом предусмотрена  также обязанность организаций  и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные  сроки дополнительные сведения, связанные  с их деятельностью:

  • об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее месяца со дня начала такого участия);
  • обо всех обособленных подразделениях (филиалах и представительствах), созданных на территории Российской Федерации (не позднее месяца);
  • об объявлении несостоятельности (банкротства), о ликвидации или реорганизации (не позднее трех дней со дня принятия такого решения);
  • об изменении своего места нахождения или места жительства (не позднее десяти дней).

Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства  и филиалы должны быть указаны  в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления  налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих  изменений и дополнений в учредительные  документы.

Обязанность организаций и физических лиц сообщать об изменении места  нахождения (жительства) установлена  в целях осуществления оперативного налогового контроля.

7.

 

Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений опосредует свое участие в указанных правоотношениях через осуществление полномочий специальных государственных органов, созданных для осуществления контроля и надзора за надлежащим исполнением публично-правовой обязанности (обязательства) по уплате налогов и сборов.  

 

В системе органов государственной  власти, являющихся участниками налоговых правоотношений, следует выделить:  
финансовые органы Российской Федерации;  
налоговые органы Российской Федерации;  
таможенные органы Российской Федерации.  

Финансовые органы представлены Минфином России, органами  
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными в области финансов.

 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, могут быть представлены в зависимости от системы и структуры органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований министерствами финансов, управлениями или департаментами финансов субъектов Российской Федерации или финансовыми отделами муниципальных образований.  

Налоговые органы Российской Федерации представлены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым является ФНС России и ее территориальные органы.  

Таможенные органы РФ представлены федеральным органом ис-полнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела, которым является ФТС России и ее территориальные органы.  

Минфин России является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.  

Минфин России осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении ФНС России, Федеральной  службы страхового надзора, Федеральной  службы финансово-бюджетного надзора  и Федеральной службы по финансовому  мониторингу, а также контроль за исполнением ФТС России нормативных  правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения  таможенной стоимости товаров и  транспортных средств.  

Минфин России осуществляет следующие  полномочия:  
принимает следующие нормативные правовые акты:  
а) формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;  
б) форму таможенного приходного ордера, на основании которого производится уплата таможенных пошлин, налогов физическими лицами при перемещении товаров для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд при декларировании товаров;  
в) форму требования об уплате таможенных платежей;  
дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.  

Налоговые органы Российской Федерации (далее — налоговые органы) представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

 

Правой статус налоговых органов определяют НК РФ (гл. 5), Закон о налоговых органах РФ, а также постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».  

Система налоговых органов включает:  
ФНС России;  
Управления ФНС России по субъектам Российской Феде-рации;  
межрегиональные инспекции ФНС России;  
инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;  
инспекции ФНС России межрайонного уровня.  

Система налоговых органов базируется на принципах единства и централизации.  
Важнейшим звеном, определяющим правовой статус налоговых органов, является их компетенция, т.е. совокупность властных полномочий и обязанностей. Полномочия налоговых органов определяются НК РФ и федеральными законами. Компетенция налоговых органов непосредственно реализуется ФНС России и ее территориальными органами.  

Информация о работе Налоговые правоотношений