Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 20:05, доклад
Налоговые правоотношения — это урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушения налогового законодательства, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с налогообложением.
Любой налогоплательщик (плательщик 
сборов) вправе уполномочить физическое 
или юридическое лицо представлять его 
интересы в налоговых органах и перед 
другими участниками налоговых отношений. 
Такой представитель именуется уполномоченным представителем.  
Уполномоченный 
представитель налогоплательщика-организации 
осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой 
в порядке, установленном гражданским 
законодательством РФ. При этом следует 
отметить, что действие либо бездействие 
уполномоченного представителя налогоплательщика-организации 
не признается автоматически действием 
либо бездействием самого налогоплательщика, 
как это имеет место для законного представителя. 
Уполномоченный 
представитель налогоплательщика -физического лица 
осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной 
доверенности или доверенности, приравненной 
к нотариально удостоверенной в соответствии 
с гражданским законодательством РФ. 
Лицам, которые в силу служебного положения 
могут влиять на выполнение налогоплательщиком 
своих обязанностей, не дано право быть его 
представителями по назначению. 
К таким лицам относятся: 
должностные лица налоговых и таможенных органов; 
органов государственных внебюджетных 
фондов; 
органов внутренних дел; 
судьи; 
следователи; 
прокуроры.
5
Содержание налогового правоотношения составляют субъективные права и юридические обязанности его участников. Основным содержанием являются обязанность налогоплательщика уплатить налог в соответствии с требованием законодательства и обязанность компетентных органов обеспечить эту уплату, все иные права и обязанности являются произ-водными от этих главных.
5
Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.
Основным содержанием 
Невыполнение 
6
Права налогоплательщика 
Остановимся более подробно на отдельных правах налогоплательщиков.
Прежде всего следует отметить, 
что Налоговый кодекс гарантирует 
административную и судебную защиту 
прав и законных интересов налогоплательщиков. 
Права налогоплательщиков обеспечиваются 
также соответствующими обязанностями 
должностных лиц налоговых 
Особого внимания требует право налогоплательщиков не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц. Каждое решение налогоплательщика об неисполнении актов и требований налоговых органов должно быть обоснованным, так как отказ от исполнения скорее всего вызовет спор между налоговым органом и налогоплательщиком, и налогоплательщику следует быть готовым доказывать неправомерность предъявленных ему актов и требований в суде.
Налогоплательщик, в частности, обязан:
Налоговым кодексом предусмотрена также обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей представлять в налоговые органы по месту учета в строго установленные сроки дополнительные сведения, связанные с их деятельностью:
Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, срок для уведомления налоговых органов начинает течь с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы.
Обязанность организаций и физических 
лиц сообщать об изменении места 
нахождения (жительства) установлена 
в целях осуществления 
7.
Государство как обязательный субъект налоговых правоотношений 
опосредует свое участие в указанных правоотношениях через 
осуществление полномочий специальных 
государственных органов, созданных для 
осуществления контроля и надзора за надлежащим 
исполнением публично-правовой обязанности 
(обязательства) по уплате налогов и сборов.  
В системе органов 
финансовые органы Российской Федерации;  
налоговые органы Российской 
Федерации;  
таможенные органы Российской Федерации.  
Финансовые органы представлены Минфином России, органами  
исполнительной власти субъектов Российской 
Федерации и органами местного самоуправления, 
уполномоченными в области финансов. 
Органы исполнительной власти субъектов Российской 
Федерации и органы местного самоуправления, 
уполномоченные в области финансов, могут 
быть представлены в зависимости от системы 
и структуры органов власти субъектов Российской 
Федерации и муниципальных образований 
министерствами финансов, управлениями 
или департаментами финансов субъектов Российской 
Федерации или финансовыми отделами муниципальных 
образований.  
Налоговые органы Российской Федерации представлены федеральным 
органом исполнительной власти, уполномоченным 
по контролю и надзору в области налогов и сборов, которым 
является ФНС России и ее территориальные 
органы.  
Таможенные органы РФ представлены федеральным органом ис-полнительной 
власти, уполномоченным по контролю и 
надзору в области таможенного дела, которым 
является ФТС России и ее территориальные 
органы.  
Минфин России является федеральным 
органом исполнительной власти, осуществляющим 
функции по выработке государственной 
политики и нормативно-правовому 
регулированию в сфере 
Минфин России осуществляет координацию 
и контроль деятельности находящихся 
в его ведении ФНС России, Федеральной 
службы страхового надзора, Федеральной 
службы финансово-бюджетного надзора 
и Федеральной службы по финансовому 
мониторингу, а также контроль за 
исполнением ФТС России нормативных 
правовых актов по вопросам исчисления 
и взимания таможенных платежей, определения 
таможенной стоимости товаров и 
транспортных средств.  
Минфин России осуществляет следующие 
полномочия:  
принимает следующие нормативные правовые 
акты:  
а) формы налоговых деклараций, 
расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций;  
б) форму таможенного приходного ордера, 
на основании которого производится уплата 
таможенных пошлин, налогов физическими лицами 
при перемещении товаров для личных, семейных, 
домашних и иных не связанных с осуществлением 
предпринимательской деятельности нужд 
при декларировании товаров;  
в) форму требования об уплате таможенных 
платежей;  
дает письменные разъяснения по вопросам 
применения законодательства Российской 
Федерации о налогах и сборах.  
Налоговые органы Российской Федерации (далее — налоговые органы) представляют собой единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Правой статус налоговых органов определяют 
НК РФ (гл. 5), Закон о налоговых органах РФ, 
а также постановление Правительства 
РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».  
Система налоговых органов включает:  
ФНС России;  
Управления ФНС России по субъектам Российской 
Феде-рации;  
межрегиональные инспекции ФНС России;  
инспекции ФНС России по районам, районам 
в городах, городам без районного деления;  
инспекции ФНС России межрайонного уровня.  
Система налоговых органов базируется 
на принципах единства и централизации.  
Важнейшим звеном, определяющим правовой 
статус налоговых органов, является 
их компетенция, т.е. совокупность властных 
полномочий и обязанностей. Полномочия налоговых органов определяются 
НК РФ и федеральными законами. Компетенция налоговых органов непосредственно 
реализуется ФНС России и ее территориальными 
органами.