Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:48, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы дать общее представление о налогах, об их происхождении и развитии. Рассказать о налоговой системе России, а также реформировании налогов и их влиянии на российскую экономику.
Задачи данной работы: изучить возникновение и развитие налогообложения, сущность налогов и принципы налогообложения. Раскрыть строение налоговой системы и влияние налогов на экономику РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Налоги в экономической системе общества 5
1.1. Возникновение и развитие налогообложения 5
1.2. Сущность налогов и принципы налогообложения 11
1.3. Классификация и роль налогов в экономике 18
Глава 2. Налоговая система России 25
2.1. Необходимость и этапы реформирования налоговой системы России 25
2.2. Влияние налогов на российскую экономику 32
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Налоги в экономической системе общества.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Регулирующий налог – это  налог, используемый для регулирования  поступлений в нижестоящие бюджеты  в виде процентных отчислений от налогов по ставкам, утвержденном в установленном порядке на определенный период времени или на налоговый период.

По субъекту уплаты налога они подразделяются на налоги, взимаемые с физических или юридических лиц.

По способу изъятия налога или дохода у налогоплательщика налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются непосредственно  с доходов или собственности  налогоплательщика. Прямые налоги можно  подразделить на реальные и личные.

В.Г.Пансков отмечал, что  «примером прямых налогов в России могут служить такие налоги, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц. В данном случае основанием для налогообложения служат владение и пользование доходами и имуществом»20.

Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, товаров или деятельности, независимо от финансового положения налогоплательщика.

Личные налоги учитывают  финансовое положение налогоплательщика  и взимаются с источника дохода.

Косвенные налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене товара, с оборота реализации товаров, т.е. взимаются в процессе потребления товаров. Их можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.

К универсальным налогам относят налог  на добавленную стоимость, которым облагают все товары и услуги.

Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства.

Монопольные налоги – это вид  налогов, реализация которых является монополией государства, например реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д.

Таможенные пошлины – это  косвенный вид налогов, взимаемых  при перемещении товаров через  таможенную границу.

По методу обложения (Майбуров называет его также «классификацией по применяемой ставке»21) М.Н. Чепурин подразделял налоги на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные. По его мнению, «прогрессивный налог означает, что ставки растут по мере роста дохода. Тот, кто получает больший доход, уплачивает не только большую сумму налога в абсолютном выражении, но и большую часть своего дохода. Регрессивный налог означает, что у налогоплательщиков налог составляет большую часть низких доходов и меньшую часть высоких доходов. Пропорциональный налог означает, что налоговая ставка остается неизменной, независимо от размера дохода»22. Также в данной классификации И.М.Александров выделял «линейные, дифференциальные, ступенчатые и твердые налоги»23.

По способу обложения налоги подразделяют на кадастровые, декларационные, налично-денежные и безналичные.

По назначению налоги подразделяют на общие (абстрактные) и специальные (целевые). Общие налоги обезличиваются и поступают в единый бюджет соответствующего территориального образования (федеральный, территориальный, местный). Целевые же налоги имеют целевое, вполне определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсии, дорожный, медицинский, страховой и т.д.).

Границы деления признаков условны и поэтому при разграничении налогов по группам применяется один из признаков, имеющих доминирующее значение применительно к данной группе. В основе классификации всех налогов может лежать и единый признак, но при условии, что все принятые законодательством налоги будут классифицированы по данному признаку.

«Учетно-экономическая целесообразность изучения налоговой нагрузки на предприятие диктует иную группировку налогов, а именно:

    • налоги, относимые на издержки производства и обращения;
    • налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг);
    • налоги, относимые на финансовые результаты предприятия;
    • налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении плательщика»24.

В рыночной экономике  налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. 
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном механизме?  
Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет.

В настоящее время  в экономической науке нет  единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции – фискальную и экономическую25, полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений, включая их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйственные субъекты.

Фискальная функция реализует  формирование единого фонда денежных средств государства. Н.В.Миляков отмечал, что «именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ»26.

Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако поскольку взимание налога является прерогативой  государства, оно получает возможность воздействовать на социально-экономические процессы с помощью механизма налогообложения, что предопределило разнообразие классической функции налогов.

Пансков говорил, что «наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога его распределительная функция»27. Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

Регулирующая функция или по-другому ее называют экономической, она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Именно налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение и ресурсоснабжение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Контрольная (или выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

Результативность налоговых  функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивная роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической категории реализован на практике и достигается относительное равенство между налоговыми функциями.

Изменение ставок налогообложения  обычно оказывает на экономику многостороннее воздействие. Налоговый мультипликатор позволяет измерить меру этого воздействия. Модель налогового мультипликатора в закрытой экономике при прогрессивной системе налогообложения имеет вид:

Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем  от увеличения государственных расходов, следовательно, при выборе направлений бюджетно-налоговой политики учитывается, что увеличение государственных расходов окажет большее влияние на рост дохода, нежели снижение налогов.

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  РОССИИ

2.1. Необходимость и  этапы реформирования налоговой  системы России

 

В настоящее время  налоговая система России находится  в кризисе. Одна из основных бед российской налоговой системы заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб.

Нарекания по поводу слишком  частых изменений в налоговом законодательстве примерно один раз в полгода, в принципе, справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно было бы обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагировании со стороны государства - все эти причины требовали, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Пансков приводит пример: «В декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы – принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в России налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны»28.

В послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ в 2000 г. «Государство Россия. Путь к эффективному государству (о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства)» отмечаются глубинные причины неустойчивости экономического развития, которые заключаются в чрезмерном вмешательстве государства в те сферы, где его не должно быть, и в отсутствии там, где оно необходимо. «Мы стали заложниками модели экономики, основанной на популистской политике… необходимо извлечь уроки из нашего опыта и признать, что ключевая роль государства в экономике – это, без всяких сомнений, защита экономической свободы»29.

Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о  тяжести налогового бремени. В ответ  на постоянную критику о якобы  избыточном, невыносимом налоговом  прессе, надо отметить, что налоговая  система РФ строилась по образу и  подобия западных стран, и в целом величина налогообложения в нашей стране не так уж сильно отличается от зарубежной. Это касается и общего объема налоговых платежей в процентах к валовому внутреннему продукту, и основных налоговых ставок. В некоторых случаях они вообще не отличаются от принятых в других странах. Но в основном проблема состоит в неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. Что здесь имеется в виду? В общем, налоговая система построена так, что перед ней все равны. Не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному признаку. Однако весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные группы уходят от уплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании.

Главный недостаток российской налоговой системы состоит в том, что сегодня налоговая система страны не выполняет своей главной функции, а именно, не обеспечивает полноты поступлений в бюджет, поэтому главной целью налоговой реформы, по мнению Панскова, является: «формирование перспективного фискального механизма как основы динамичного социально-экономического развития страны»30. Имеется в виду осуществление мер, относящихся к налоговому администрированию и улучшению налогового контроля, цель которого состоит в обеспечении собираемости налогов.

Налоговая система, действующая  в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Но уже в середине 1992 года и в последующие годы в  нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесены изменения. Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57), Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ определяет налоговую систему как, совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

 «В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора, в том числе федеральных – 10, региональных – 3, местных – 2»31. Миляков обращает внимание, что «в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог на применение упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности»32. Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Говоря об изменениях, Миляков отмечал, что «все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений»33.

Информация о работе Налоговая система России