Налоговая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:28, контрольная работа

Описание работы

Налоги – одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов.
Право взыскать налоги всегда является одним из суверенных прав государства, такие же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее.
Как определяют современные экономисты, налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Содержание работы

1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения
2.2 Организация налогового контроля

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

6)  сбор с аукционных продаж.

Деление налогов на общегосударственные  и местные обычно определяются двумя  факторами: кем установлен налог (центральным  и местным органом) и доходным источником, какого бюджета он является (центрального или местного).

В качестве инструмента бюджетного регулирования  налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Бюджетное регулирование – это процесс  сбалансирования бюджета, т.е. обеспечения  равенства его доходной и расходной статей.

Закрепленные  налоги – это те, которые в  соответствии с законодательством  закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета.

Регулирующие  налоги – это те, которые в  процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего в нижестоящий в целях сбалансирования последнего.

Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета, может  выступать в качестве регулирующего  для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят  только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов, так и из регулирующих доходов.

Определение налога, в качестве регулирующего  производится при утверждении соответствующего бюджета. Для регулирования местных  бюджетов обычно используется подоходный налог с юридических лиц и подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты.В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги  общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям.

Целевые налоги обычно зачисляют во внебюджетные целевые фонды или выделяют в  бюджете отдельной строкой.

Характеризуя  целевые налоги и отмечая их положительные качества, С.Г. Пепеляев указывает, что во-первых с психологической точки зрения, налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог; во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу, в-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением доходов.

Налоговая система Казахстана формально не знает специальных налогов. Однако, если рассмотреть такие платежи  в Дорожный фонд, как отчисления пользователей автомобильных дорог и сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле, то мы увидим в них типичные налоги со всеми их признаками, атрибутами и элементами (сбор, например, за реализацию – самый обычный налог с продаж).

Кстати, стремления замаскировать налоги под  всякого рода "отчисления", "сборы", "плату" и т.п. – это типичное явление для всякой финансовой системы, построенной по ведомственному признаку.

2.2 Организация  налогового контроля

С переходом  на рыночные отношения, в условиях развития различных форм собственности, и, прежде всего, частной, появляются новые объекты  и субъекты финансового контроля. В связи с этим появляется необходимость  в выделении налогового контроля в самостоятельный вид контроля. Самостоятельность налогового контроля установлена Законом РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" 1995 г., где указано, что проверка юридических и физических лиц по вопросам правильности исчисления и правильности уплаты в государственный бюджет осуществляется исключительно органами налоговой службы.

Налоговый контроль характеризуется следующими признаками.

Во-первых, налоговый контроль является разновидностью государственного контроля. То есть он осуществляется уполномоченным на то государственным органом, реализующим  контрольную функцию государства. При этом данный орган наделен  этим государством определенными односторонне-властными полномочиями, дающими возможность реализовать указанную функцию.

Во-вторых, налоговый контроль выступает видом  финансового контроля. В процессе осуществления налогового контроля обеспечивается реализация такого направления  финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства.

В-третьих, налоговый контроль относится к  специализированным видам государственного контроля. Это выражается в первую очередь в том, что налоговый контроль осуществляют только те органы, которые специально уполномочены на это.

Специализированность  налогового контроля, в-четвертых, определяет его функциональность. Это выражается в том, что сами органы налогового контроля не вправе выходить за его рамки. Данное положение зафиксировано в указе о налогах в виде права налогоплательщика "не предоставлять информацию и документы не относящиеся к налогообложению". Функциональность налогового контроля выражается также в том, что его объектом выступают люди, независимо от их формы собственности, организационно-правовой формы и вида деятельности.

Налоговый контроль начинается с построения и  поддержания функционирующей налоговой  системы, которая является непременной  предпосылкой контроля.

Система налогового контроля – это совокупность субъектов, объектов, видов, типов, принципов  контроля, взаимодействующих как  единое целое в процессе установления результатов исполнения, изменения  состояния объекта контроля, анализа  и оценки данных, полученных путем изменения, выработки корректирующих воздействий.

Основным  звеном налогового контроля являются территориальные налоговые органы, в числе функций которых выделяется одна из наиболее трудоемких функций  контроля. Пи этом вполне допустимо  признание территориальных комитетов, как органов выполняющих функцию первичного контроля, способствующих установлению и предупреждению возможных налоговых нарушений.

Налоговый контроль следует рассматривать  в организационном и методическом аспектах. Организационный представляет собой состав субъектов и объектов контроля и определение форм контроля.

В настоящее  время в работе налоговых органов  приоритетное место занимает проведение документальных проверок (последующий  контроль), так как именно эти  проверки наиболее эффективны в части выявления допущенных нарушений и в части до начисленных сумм налоговых платежей.

Важной  по значимости является камеральная  проверка (предварительный контроль), она служит основой для проведения документальной проверки.

По  мере создания компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будет играть текущий контроль, связанный с работой по разъяснению налогового Законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которых будет осуществляться выборочная проверка налогоплательщиков. К текущему контролю можно отнести мониторинг крупных предприятий, рейдовые проверки мобильных групп и.т.д.

Следует отметить, что в практической работе необходимо сочетать предварительный, текущий и последующий контроль с целью охвата большего количества налогоплательщиков, повышения качества проводимых проверок и увеличения налоговых поступлений.

Налоговый контроль - это всегда проверка или  наблюдение с целью проверки .

Осуществление налогового контроля имеет три стадии: 1) сбор информации; 2) оценка информации; 3) реогирование на собранную информацию .

В процссе  сбора информации субект налогового контроля должен получить сведения о  состоянии дел на проверяемом  объекте . Получив эти сведения , проверяющий должен проанализировать их и на базе оценки информации сделать выбор о характере поведения объекта контроля - законно оно или незаконно, правильно или неправильно и.т.п. Вывод о характере поведения определяет форму реагирования . Так, если проверяемый объект допустил нарушение налогового законодательства, то решается вопрос, к какому виду ответственности он должен быть привлечён : финансово – правовой, административно-правовой или уголовной .

Налоговые проверки осуществляются в соответствии с годовыми планами органа налоговой службы и квартальными графиками проверок, составляемыми по каждому участку работы .

Налоговая проверка включает в себя несколько  стадий: а) подготовка к проведению проверки; б) проведение проверки; в) оформление результатов проверки; г) осуществление  контроля за исполнение предписаний об устранении выявленных нарушений налогового законодательства .

Налоговые проверки проводятся за период деятельности налогоплательщика, следующий за проверенным  при предыдущей проверке, а также, как правило, вслучаях ликвидации или банкротства организаций.

Проведению  документальной проверки предшествует изучение имеющихся материалов предыдущей проверки, поступивших сигналов о  нарушении налогового законодательства и другой информации, характеризующей  работу и финансовое состояние плательщика .

До  выхода на проверку работник налогового органа должен :

а) ознакомиться с материалами предыдущей проверки, характером имеющих место ошибок и нарушений, предложениями по акту проверок и их исполнением ;

б) выяснить, выполнил ли плательщик предложения (указания) налогового органа по устранению недостатков, выявленных предыдущей проверкой ;

в) на основании  лицевого счёта налогоплатильщика, имеющегося в налоговом оргоне, выбрать  данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными налогового учёта налогоплатильщика о перечисленных в бюджетсуммах налоговых платежей;

г) направить  запросы в таможенные органы для  получения сведений о прохождении  грузов через томожню .

Результаты  документальной проверки должны оформлятся в следующем порядке:

а) при  отсутствии нарушений проверяющим  состовляется справка в двух экзэмплярах  с указанием наименования организации, его подчинённости, регистрационного номера налогоплатильщика, банковского  счёта, даты проверки, периода, за который она проводилась, данных о дакументах, подвергнутых проверке, в которой отмечается, что проверкой нарушений не установлено. В справке указывается выполнение предложений по ранее проведённой проверке, а также внесены ли исправительные записи в бухгалтерскую отчётность. Справка подписывается проверяющим, руководителем, и главным бухгалтером проверяемой организации;

б) при  установлении нарушений налогового законодательства и порядка ведения  налогового учёта результаты проверки оформляются актом, в котором кроме указанных выше данных следует приводить описание допущенных нарушений.

Акт документальной проверки составляется в двух экзэмплярах  со всеми приложениями, а в отдельных  случаях – актом (протоколом) изъятия  документов. Первыйэкземпляр вручается руководителю проверяемой организации, второй – остается у проверяющего. Примерная форма "Акта поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет" утверждена Налоговым Комитетом. При этом проверяющие должны соблюдать следующие требования:

-  последовательно, объективно, четко и подробно описывать выявленные факты нарушений со ссылкой на соответствующие законодательные и иные правовые нормативныеакты;

-  текст акта проверки не должен загромождаться различными таблицами, справочными данными, второстепенными фактами, перечислениями однородных нарушений, которые должны найти отражение в приложениях к акту;

-  в акте необходимо указывать только конкретные, обоснованные и документально подтвержденные данные о выявленных нарушениях (дата и номер документа, наименование законодательного либо иного нормативного правового акта, его статья или пункт, содержание фамилии и иницналв должностного лица, суммы доначислений по каждому виду налога )

Не  допускается включение в акт различного рода выводов, предложений и данных не подтвержденных соответствующими документами.

В конце  акта проверяющий с учетом мнения руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации отражает предложения по устранению выявленных нарушений налогового законодательства с указанием срока исполнения.

Акт документальной проверки не позднее следующего дня  по окончании проверки регистрируется в специальном журнале регистрации  актов, который должен быть пронумерован, и скреплен печатью налогового органа. Одновременно с регистрацией акта, выписывается уведомление налогоплательщику, и при этом акт документальной проверки и выписываемое уведомление должны иметь один и тот же номер.

Уведомление выписывается в двух экземплярах  по установленной форме, подписывается начальником налогового органа или установленным должностным лицом с указанием их фамилий и инициалов, а также должно быть заверено гербовой пепечатью и неправлена или вручена налолгоплательщику.

Уведомление о начисленной  сумме налога должно содержать следующие сведения:

1)  Фмилию, имя и отчество (или наименование) налогоплательщика;

2)  Регистрационный номер налогоплательщика;

3)  Дату уведомления;

4)  Объект, к которому относится уведомление и ставку налога;

5)  Сумму начисленного налога и штрафных санкций;

6)  Требование уплатить налог и срок уплаты;

7)  Место и способ уплаты налога;

8)  Порядок обжалованя;

После регистрации  акта в журнале материалы проверки передаются проверяющим: начальнику отдела, а в необходимых случаях начальнику налогового органа или его заместителю, которые по результатам рассмотрения должны принять по ним соответствующие решения.

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан