Налоговая система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 07:28, контрольная работа

Описание работы

Налоги – одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов.
Право взыскать налоги всегда является одним из суверенных прав государства, такие же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее.
Как определяют современные экономисты, налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

Содержание работы

1. Экономические аспекты налоговой политики
1.1 Налоговая политика Республики Казахстан
1.2 Социально-экономические основы налоговой системы
1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы
2. Налоговая система Республики Казахстан
2.1 Виды налогов и объекты налогообложения
2.2 Организация налогового контроля

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

1.3 Структура  и критерии оценки развития налоговой системы

В условиях развития рыночных отношений налоговая  система РК является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой  обеспечения рыночного эффективного финансово-кредитного механизма государственного, методом регулирования экономики.

От  того, насколько правильно построена  система налогообложения, зависит  эффективное функционирование экономики  в целом и отдельных его  секторов, отраслей. Опыт развитых капиталистических  стран показывает, что система  налогообложения является практически основным инструментом регулирования экономики.

Первые  законодательные документы о  налогах и формировании рынка  были объявлены в октябре 1989 г., когда  Правительство СССР вынесло на рассмотрение Верховного Совета пакет принципиально  новых к тому времени законодательных актов.

Действовавшие ранее налоговые законы, принятые в конце 1991 г., во многом перенимали существовавшее в то время положения  союзного законодательства. Закон "О  налоговой системе в Республике Казахстан", принятый в то время, включал в себя 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных налогов. Однако это был закон, родившийся в условиях приобретения независимости и исторического решения перехода экономики к рынку, четко разграничивая налоги, вносил необходимую организованность и ясность в порядок их установления с одной стороны Верховным Советом и с другой стороны местными Советами народных депутатов.

Сформированная  в 1991-1992 гг. методически сложная и  запутанная налоговая система не учитывает специфику переходной рыночной экономики, а главное непонятна широкому кругу предпринимателей.

Величины  налогов и расходов государства  обычно сбалансированы за счет доходной и расходной частей бюджета. Причем при снижении налогов их собираемость в реальных условиях не увеличилась, как это хотелось бы. Необходимость реформирования налоговой системы в интересах государства и налогоплательщиков в тот период стала главной задачей Правительства РК. С 1 июля 1995 г. вступил Указ Президента РК, имеющего силу Закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет", ставшего крупным мероприятием на весь период построения рыночной экономики, который придал налоговой системе в республике большую открытость, четкость, ясность, отвечающие реформам в Казахстане. В нем были выражены необходимые принципы, которые нужны для успешного развития реформ. При этом:

1. Было  сокращено количество налогов  с 43 до 11 видов (в настоящее  время существует 13 видов налогов).

2. Определена стабильность  налогов и правил их взимания.

3. Был упрощен  порядок расчета с бюджетом.

4. Проведено максимальное  сокращение льгот.

5. Произведено устранение  противоречий между основными  законодательствами.

6. Были четко  определены права и обязанности  органов налоговой службы.

7. Была определена  правовая и социальная защита  работников налоговой службы.

Основными целями реформирования явились не только упрощение системы  налогообложения, но и желание стимулирования темпов экономического роста в стране за счет достижения справедливого налогообложения.

Таким образом, в  соответствии с этим указом и изменениями дополнениями к нему, налоговая система РК включила в себя два вида налогов — общегосударственные налоги и местные налоги и сборы.

В РК до 30% (в среднем) налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Косвенный налог  воздействует на субъект налогообложения, которое в свою очередь, перекладывает бремя налога на другое лицо, выступающее фактическим его плетельщиком (носителем налога).

Косвенные налоги (налоги на потребление) в виду их регрессивности постоянно подвергаются критике со стороны рядовых налогоплательщиков. Однако с точки зрения властей у косвенных налогов есть одно несомненное достоинство — простота их сбора. Начиная с 1992 г. в Казахстане вводится налог на добавленную стоимость (НДС). Причиной введения НДС являлась, с одной стороны, неспособность оптовых и розничных цен отражать общественно-необходимые затраты труда в условиях происходившего распада СССР, с другой, в условиях свободно складывающихся цен на средства производства и предметы потребления необходимо было найти альтернативный налог налогу с оборота., долгое время служившего наиболее значительным каналом формирования бюджета денежными средствами. С введением НДС был отменен и налог с продаж и введен акцизный налог. Все это связано с процессом активизации реформ, направленных на создание рыночных отношений.

Прямые налоги составляют основную часть поступлений госбюджета Казахстана. К ним относят налог  на прибыль (корпоративный подоходный налог с юридических лиц) и  налоги с населения. Переход к  рыночным отношениям, безусловно, повлиял на прямые налоги была полностью разрушена много лет существовавшая система планирования, что обусловило падение роста национального дохода, промышленного производства и соответственно плановые расчеты на поступление прямых налогов стали нереалистичными. Действовавшая ранее система финансовых взаимоотношений предприятий с государством оказалась несовершенной и даже жесткой, поскольку она не обеспечивала государство надежными доходными источниками.

Любая налоговая  система, как известно, обязана выполнять ряд определенных функций, которые обеспечивают жизнедеятельность и развитие социально-экономического организма. В этом аспекте следует иметь в виду, что налоговое изъятие, осуществляемое на основе законов и законодательных (нормативных) актов, становится обязанным к соответствию теоретически выбранным функциям не только по своим целям, но и методам их достижения.

Именно по этой причине  Казахстан обратился в 1994 г. в  лице тогдашнего вице-президента республики Асанбаева Е.М. в Международный центр по налогам и инвестициям с просьбой оказания содействия в разработке Налогового Кодекса. Поэтому в основу построения современной рыночной экономики этой международной организацией были положены для условий Казахстана цели и задачи, способные по мнению экспертов Центра обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства. К ним были отнесены следующие:

1. Адекватность  поступлений в бюджет, т.е. налоговые  поступления должны стать достаточными  для необходимого обеспечения  государственных расходов по обязательствам с позиций того, чтобы налоговое давление не подавило отечественное предпринимательство, а увеличение государственных расходов не способствовало усилению инфляционных процессов.

2. Экономическая  нейтральность, которая заключается  в одинаковости применения косвенных налогов ко всем формам потребления, исключая из потребления производственные нужды. При этом любой вид доходов должен облагаться прямыми налогами.

3. Поощрение сбережений  и инвестиций. Налоговая политика  не должна препятствовать росту сбережений и инвестиций.

4. Низкие ставки  налогов. Именно размеры ставок  оказывают влияние на негативное  воздействие со стороны участников  экономических взаимоотношений,  потому что чем они ниже, тем  меньше потребность "уходить"  или "избегать" их.

5. Доходчивость и простота налоговых законов. Эта задача считается наиболее важной по причине возможности усиления доверия со стороны налогоплательщиков ко всевозможным расчетам на различном уровне контроля и связано с возможностью разночтения, одних и тех же положений, понятий и соответствующих расчетов по налоговым платежам.

Исходя из перечисленных  задач, применяемый Налоговый Кодекс Республики Казахстан в принципе можно считать достаточно прогрессивным  и стимулирующим для сословий развитой рыночной системы.

Механизм  реализации Налогового Кодекса уже  действует. Тем не менее, его вхождение  в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым  — любое новое положение должно вводится постепенно. Основные идеи — формирование доходов бюджета, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Она зиждется на принципах, определяющих расширение налоговой базы, уточнение ставок, снижение налогового бремени малоимущих и уменьшение количества налогов.

 

2. Налоговая  система Республики Казахстан

2.1 Виды  налогов и объекты налогообложения

Налоги  классифицируются по различным основаниям. В зависимости от носителя налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности. Примером таких налогов, помимо налогов на доходы, выступают налоги на имущество. Последние правильней было бы назвать вещными налогами, поскольку, с точки зрения гражданского законодательства Республики Казахстан, деньги, которые являются объектом обложения подоходным налогом, являются разновидностью имущества. Налоговое же законодательство под имуществом понимает то, что гражданское именует вещами, т. е. имущество в материально-вещественной форме.

Косвенные налоги - это налоги на определенные товары и услуги. Т.е. косвенный налог  – налог, где субъект налогообложения  перекладывает бремя налогообложения на другое лицо, выступающее фактическим его плательщиком (носителем налога). Примерами таких налогов выступают налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. Хотя юридическим плательщиком НДС и акцизов выступает продавец товара, в конечном итоге они оплачиваются потребителем товара, поскольку суммы данных налогов включаются в его цену. Поэтому эти налоги иногда называют налогами на потребление, в то время как прямые налоги – налогами на потребление.

"Критерием  деления на прямые и косвенные, - пишет А. И. Кочетков, - является установление окончательного плательщика налога. Если окончательным плательщиком налога является владелец обложенной собственности или получатель обложенного дохода, то такой налог является прямым. Окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель, на которого налог перекладывается через надбавку".

В качестве преимуществ прямых налогов Г. Карагусова отмечает следующее:

·  прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог;

·  прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность плательщика, чем косвенные налоги;

·  при платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить их обязанности;

·  прямые налоги в основном взимаются с дохода самого налогоплательщика.

Косвенные налоги опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.

1.  В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные.

Денежная  форма, как уже отмечалось выше, является преобладающей формой уплаты налога. Однако, как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемым контрактом на недропользование. Впрочем, конструкцию раздела продукции, вряд ли вообще можно считать формой налогообложения.

2.  По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц.

Надо  сказать, что в последнее время наше налоговое законодательство пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно как на юридических, так и на физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. Поэтому в точном юридическом смысле (как впрочем, и в экономическом) мы объективно наблюдаем в рамках общего налога два во многом различных налога, взимаемых с организаций и с граждан.

В налоговой  практике встречаются названия индивидуальный налог, субъектом которого являются физические лица и корпоративный  налог, субъектом которого выступают  физические лица. Последнее название является примером неразборчивого заимствования зарубежной терминологии, так как гражданское законодательство Казахстана подобного термина не знает.

Как правильно, на наш взгляд, отмечается в юридической  литературе "выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение в характеристике правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определений перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов".

3.  В зависимости от их территориального уровня налоги подразделяются на общегосударственные и местные.

К общегосударственным  налогам относятся:

1)  подоходный налог с юридических и физических лиц;

2)  налог на добавленную стоимость;

3)  акцизы;

4)  налог на операции с ценными бумагами;

5)  специальные платежи и налоги недропользователей.

К местным  налогам и сборам относятся:

1)  земельный налог;

2)  налог на имущество юридических и физических лиц;

3)  налог на транспортные средства;

4)  сбор за операции с ценными бумагами;

5)  сборы за право занятия отдельными видами деятельности;

Информация о работе Налоговая система Республики Казахстан