Налоговая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – охарактеризовать правовую природу отношений, складывающихся в области налоговых правонарушений и ответственности за них. Рассмотреть виды ответственности и санкций за нарушения налогового законодательства Российской Федерации. Рассмотреть самостоятельность налоговой ответственности как вида юридической ответственности, выявить её особенности. Выявить проблемы разграничения налоговой и административной ответственности.
Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи:
дать определение понятиям «налоговое правонарушение» и «налоговая ответственность»;
выявить особенности налоговой ответственности;

Файлы: 1 файл

НАлоговая ответственность 2012.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, единственным видом налоговой санкции является денежное взыскание – штраф.

Ст.115 НК РФ предусмотрены сроки исковой давности для взыскания штрафов: налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации, индивидуального предпринимателя, а также с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

Исковое заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

 

3.1. НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

 

Вопрос правовой природы налоговой ответственности в настоящее время является нерешённым. Существует два основных подхода к этой проблеме. Представители первого подхода отказывают налоговой ответственности в видовой самостоятельности, рассматривая ее как разновидность административной ответственности. Представители второго подхода, напротив, считают налоговую ответственность подвидом финансовой ответственности, учитывая вхождение налогового права в систему финансового права, либо вовсе настаивают на видовой самостоятельности налоговой ответственности. Одной из причин дискуссионности этого вопроса является отсутствие законодательного определения налоговой ответственности.

Я буду исходить из того, что налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности.

К основным признакам юридической ответственности относится то, что:

  • она является средством охраны правопорядка;
  • состоит в применении мер государственного принуждения;
  • наступает за нарушение правовых норм;
  • наступает на основе норм права, т.е. нормативно определена;
  • является последствием виновного деяния;
  • состоит в применении санкций правовых норм и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые правонарушитель должен претерпеть;
  • реализуется в соответствующих формах.

Налоговая ответственность характеризуется и рядом особенностей, что позволяет говорить о ней особо:

1) применение ответственности за  нарушение налогового законодательства  урегулировано нормами налогового права;

2) основанием ответственности является  налоговое правонарушение;

3) данная ответственность состоит  в применении к нарушителю  специальных налоговых санкций – штрафов;

4) размер налоговых санкций, чаще  всего, так или иначе увязан с размером "налогового ущерба" для бюджета;

5) законодательством предусмотрен  особый порядок привлечения к  ответственности: для юридических  лиц - бесспорное взыскание, для физических - судебный порядок;

6) субъектами данной ответственности  являются налогоплательщики и лица, способствующие уплате налогов;

7) к налоговой ответственности  обязанных лиц привлекают налоговые  органы, а в специально установленных  случаях - таможенные органы.

 

3.2. ПРИЗНАКИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

На практике серьёзные сложности вызывает то обстоятельство, что НК РФ и КОАП РФ содержат сходные по своим признакам составы правонарушений. В качестве примера можно назвать ст. 119 НК РФ («непредставление налоговой декларации») и ст. 15.5 КОАП РФ («нарушение сроков представления налоговой декларации»), ст. 126 НК РФ («непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля») и ст. 15.6 КОАП РФ («непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля»). В свете этого важно точное разграничение случаев, когда подлежат применению нормы об ответственности, закреплённые в НК РФ, и когда – положения КОАП РФ. Этот вопрос взаимосвязан с проблемой более общего характера – выделением налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности.

Как отмечает Д. Винницкий: «Можно отметить, что практика Конституционного Суда РФ, а также арбитражных судов зачастую прямо отрицает существование самостоятельной налоговой ответственности, рассматривая её как разновидность административной. Такой же подход прослеживается во многих публикациях по этой проблеме».10

В частности, в п. 3.1. определения Конституционного суда РФ от 5 июля 2001 года № 130-О указано: «…различного рода штрафы, взимаемые налоговыми органами с физических лиц за нарушение ими требований налогового законодательства, выходят за рамки налогового обязательства как такового и этим отличаются от недоимок и налоговой пени. Полномочие же налогового органа, действуя властно - обязывающим образом, налагать штрафы за нарушение требований налогового законодательства означает, что им применяются санкции, по сути являющиеся административно - правовыми, а не уголовно - правовыми или гражданско - правовыми, т.е. имеет место административно - правовая ответственность за налоговые правонарушения. Штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно - правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу статьи 118 (часть 2) и 126 Конституции Российской Федерации, осуществляется посредством административного судопроизводства».11

Д. Винницкий указывает на следующие основания разграничения двух самостоятельных видов ответственности: налоговой и административной:

  •   кодификация законодательства, основанная на разграничении административных санкций, налагаемых, согласно КОАП РФ и санкций, налагаемых, согласно НК РФ;
  • отношение налоговой ответственности возникает в связи с неисполнением налоговой обязанности, следовательно, налоговая ответственность заключается в возникновении нового правоотношения, основу содержания которого составляет дополнительная имущественная обязанность совершившего правонарушения субъекта налогового права. Санкции в налогом праве выступают как своеобразное увеличение налога. Административная ответственность представляет собой отношение иной отраслевой природы и не предусматривает никакой дополнительной имущественной обязанности;
  • различия в источниках нормативно-правового регулирования;
  • различия в признаках субъектов, привлекаемых к ответственности: для налоговой – это физические лица и организации, субъектами административной ответственности помимо физических лиц вступают юридические лица и специальные субъекты;
  • различия в субъектах, имеющих полномочия рассматривать дела о соответствующих правонарушениях. Для налоговой ответственности это налоговые органы. Для административной ответственности характерна множественность субъектов административной юрисдикции;
  • различия в порядке производства по факту правонарушения12;
  • различия в порядке определения вины субъекта в допущенном правонарушении, а также в перечне обстоятельств, смягчающих либо исключающих вину;
  • различия в характере и видах применяемых санкций;
  • различия в правилах определения размера налагаемых санкций;
  • различия в давности привлечения к ответственности и давности взыскания санкций;
  • все виды налоговых санкций не поглощаются никакими другими: штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного возмещения причинённого государству ущерба13.

Эти различия в правовом регулировании показывают специфику регулируемых отношений: налоговых и административных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В курсовой работе мною были проанализированы основания и сущность ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотрены санкции за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Также даны определения налогового правонарушения и налоговой ответственности. Изучены виды ответственности, законодательная база, регулирующая административные правонарушения в сфере налогов и сборов.

Рассмотрено соотношение налоговой и административной ответственности, а также выявлены проблемы их разграничения.

Налоговая система не может функционировать без института налоговой ответственности. Споры, возникающие между авторами по поводу отнесения данного института к административной ответственности, считаю неприемлемыми. По моему мнению, налоговая ответственность соответствует всем основным признакам юридической ответственности и имеет при этом ряд специфических, только ей присущих особенностей, что позволяет говорить о формировании в российском праве самостоятельного института налоговой ответственности. А утверждение понятия "налоговая ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает всё большую самостоятельность и значимость для российского права. Исходя из вышесказанного, я предлагаю законодателю чётко сформулировать и закрепить в одной из статей НК РФ понятие "налоговая ответственность", - это позволит разрешить некоторые проблемы в теории и правоприменительной практике.

В частности, ст. 106 НК РФ можно изложить следующим образом: налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое установлена налоговая ответственность, которая представляет собой применение налоговыми органами на основании решения о привлечении к налоговой ответственности налоговых санкций (штрафов) за совершение налогового правонарушения.

Кроме того, во избежание трудностей, связанных с применением законодательства на практике, было бы целесообразно все нормы, регламентирующие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах и содержащиеся в различных кодексах – КоАП РФ и НК РФ, консолидировать в одном правовом акте – НК РФ, что способствовало бы упрощению налогового законодательства и повышению эффективности функций налоговой ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Монографии, журнальные и газетные публикации:

 

 

  1.      Архипенко Т.В., Макаров А.В. Статья: Соотношение налоговой и административной ответственности. "Финансовое право", 2004, N 5;
  2.      Борисов А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: Практические рекомендации. М.: Юстицинформ, 2009;
  3. Борисов Ю.К., Годунова Н.С., Горшкова Л.Л., Кудрявцева А.Л. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (частям первой и второй) (постатейный) / под ред. Л.Л. Горшковой // СПС КонсультантПлюс. 2010;
  4.   Борисов Ю.К., Кудрявцева А.Л. "Пособие по вопросам налоговой ответственности". Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010;
  5.      Винницкий Д. Статья: проблемы разграничения налоговой и административной ответственности. "Хозяйство и право", N 5, 2003;
  6. Ивачев О.В., Корзун С.Ю. К вопросу о понятии налогового правонарушения в административном праве // Административное и муниципальное право. 2010. N 11;
  7.       Клеванова Н.Л. Статья: Юридическая ответственность за неуплату налогов в свете изменения законодательства, "Право и экономика", 2010, N 5;
  8.        Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001;
  9.        Кинсбурская В.А. Статья: Налоговая и финансовая ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах: разграничение понятий.  "Право и экономика", 2010, N 6;
  10. Налоговое право России: учебник/отв. ред. Ю.А. Крохина.-М.:Норма: ИНФРА-М, 2011;
  11. Налоговое право: учебник/ под. ред. Е.Ю.Грачёвой, О.В.Болтиновой.-Москва: Проспект, 2012;
  12. "Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации (конспект лекций по первой части Налогового кодекса Российской Федерации)" под ред. А.Н. Козырина. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007;
  13. Пантюшов О.В. Статья: Порядок привлечения к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ. "Налоги" (газета) 2010, N 18;
  14. Сатарова Н.А. Статья: Налоговое правонарушение как основание принуждения в налоговом праве. "Современное право", 2005, N 11;

 

Нормативные акты:

 

  1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2010);
  2. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.06.2011);
  3. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011);

 

Практика:

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 130-О "По запросу Омского областного суда о проверке конституционности положения пункта 12 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации";
  2. Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 20.11.2008) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

1 Макаров А.В., Архипенко Т.В. Статья: Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства "Финансовое право", 2005, N 6

 

 

2 Макаров А.В., Архипенко Т.В. Статья: Характеристика налоговой ответственности. Санкции за нарушение налогового законодательства "Финансовое право", 2005, N 6

 

3 Ст. 106 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2010)

 

4 См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М., 2001. С. 259

 

5 См.: Овчарова Е.В. Проблемы применения административной ответственности за нарушения налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ (НК РФ) и по Кодексу РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) // Государство и право. 2007. N 8. С. 14.

 

6 См.: Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2006. С. 5.

 

7 Постановление Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 20.11.2008)

"О некоторых вопросах, связанных  с введением в действие Кодекса  Российской Федерации об административных  правонарушениях"

 

8 Налоговое право: учебник/ под. ред. Е.Ю.Грачёвой, О.В.Болтиновой.-Москва: Проспект, 2012;

 

9 Налоговое право России: учебник/отв. ред. Ю.А. Крохина.-М.:Норма: ИНФРА-М, 2011;

 

10 Винницкий Д.Статья: проблемы разграничения налоговой и административной ответственности. "Хозяйство и право", N 5, 2003

11 Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 N 130-О

"По запросу Омского областного  суда о проверке конституционности  положения пункта 12 статьи 7 Закона  Российской Федерации "О налоговых  органах Российской Федерации"

Информация о работе Налоговая ответственность