Методология науки налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы состоит в детальном рассмотрении методологии науки налогового права.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть общее понятие методологии науки налогового права путем определения значения методологии юридической науки и рассмотрения науки налогового права как составной части науки финансового права;
2. рассмотреть практику применения методов исследования в науке налогового права;
3. проанализировать проблемы методологии науки российского налогового права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА...5
1.1. Значение методологии юридической науки…………………………….5
1.2. Наука налогового права как составная часть науки финансового права……………………………………………………………14
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА……………………………………………………...…17
2.1. Практика применения методов исследования в науке налогового права……………………………………………………....17
2.2. Проблемы методологии науки российского налогового права…………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Мой курсовик по налог праву.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, также  основным методом науки налогового права выступает гражданско-правовой метод (в литературе этот метод именуется как диспозитивный метод, метод диспозитивного регулирования, метод координации, метод автономии и т.д.).

Диспозитивный метод используется, например, при  регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.15

Также, в науке налогового права используются традиционные методы науки финансового права:

- формально-догматический (специальноюридический);

- метод обращения к другим наукам;

- сравнительно-правовой;

- конкретно-социологический;

- сравнительно-исторический;

- метод живого познания.

Формально-догматический  метод включает такие приемы, как  описание и анализ норм и правоотношений, их объяснение, толкование и классификацию.

Метод обращения  к другим наукам заключается в  использовании положений и выводов, выработанных другими науками.

Метод сравнительно-правового  исследования основывается на сопоставлении  правовых институтов, принадлежащих  правовым системам различных стран.

Конкретно-социологический  метод включает такие приемы, как  личное наблюдение за деятельностью  финансовых органов, устные опросы их работников, анкетирование и собеседование.

Сравнительно-исторический метод предполагает исторический подход в исследовании, т.е. учитывается предшествующий опыт.

Метод живого познания предполагает личное участие исследователя  в интересующих его правоотношениях. 16

Вывод:

Методы в науке налогового права необходимы для познания объективной  действительности.

В науке налогового права применяются следующие методы: метод власти – подчинения (или императивный метод); метод административно-правового регулирования; гражданско-правовой метод; формально-догматический (специальноюридический); метод обращения к другим наукам; сравнительно-правовой; конкретно-социологический; сравнительно-исторический; метод живого познания.

 

 

2.2. Проблемы методологии науки российского налогового права

 

 

Вопрос о  методологии науки российского налогового права является одним из самых непростых в российском правоведении. Это обусловлено рядом объективных причин:

- во-первых, проблема конструирования соответствующей категории как в общетеоретическом плане, так и применительно к отдельной отраслевой науке осложняется высокой степенью ее абстрактности. Действительно, понятие методологии налогового права, согласно господствующей точке зрения, призвано отразить в концентрированном виде основные особенности определенной совокупности юридических норм, подчеркнуть их юридическое своеобразие, позволяющее рассматривать их как единую систему - отрасль права, отличающуюся относительной автономностью своего функционирования;

- во-вторых, черты методологии налогового права, раскрывающие суть данной категории, нередко непосредственно не отражаются в конкретных положениях позитивного права и могут быть сформулированы лишь на основе обобщения и анализа в выводах доктрины. Это предопределяет отсутствие единства в позициях ученых относительно содержания упомянутой категории.

Смысл существования науки российского налогового права – поддержание публичного правопорядка в сфере налогообложения, упорядочение системы применения государственного принуждения в процессе законного изъятия части собственности организаций и физических лиц на публичные (государственные) нужды, предупреждение и разрешение неминуемых при этом индивидуальных и социальных конфликтов и споров. В силу этой своей специфики налоговое право не может быть бесконфликтным.17

Основная задача метода и норм науки налогового права – определить какую меру «имущества подданных государство заберет себе, а какую оставит им, и цели сторон отношений строго противоположны, ибо спор идет о размере изъятия, который будет достаточным».

Итак, именно вопрос о методологии науки налогового права является едва ли не ключевым при обосновании отраслевой самостоятельности российского налогового права.

В самом общем виде методы правового регулирования  общественных отношений, в том числе  и отношений в сфере налогообложения - это совокупность правовых средств  или способов, применяемых в ходе правового регулирования названных отношений. Принято считать, что вместе с предметом они дают наиболее полную и четкую характеристику каждой отрасли российского права. Однако необходимо учитывать, что проблема методов в юридической науке достаточно дискуссионна.

Так, в работах отдельных ученых (А.П.Алехин, Н.А.Шевелева, О.А.Ногина, А.Г.Чернявский, Б.Н.Габричидзе, Ю.М.Козлов и др.) выделяется два принципиально различных подхода к познанию содержания метода правового регулирования.18

В.Д.Сорокин полагает, что методу правового регулирования вообще не свойственна функция выяснения характера отношений между субъектами, и он не может выступать критерием разделения права. По его мнению, абсолютно всем отраслям права помимо единого предмета правового регулирования, присущ единый метод правового регулирования, системными элементами которого являются дозволение, запрет и предписание.

Напротив, как указывает  С.С.Алексеев, каждый отраслевой метод, представляя собой сложное, многогранное правовое явление, выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в данном, конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений - предметом правового регулирования.

Специфика правового  режима и метода налогового права  обусловлена как особенностями  регулируемых этой отраслью общественных отношений (спецификой предмета), так  и ее положением на стыке публичного и частного права. Особенности метода налогового права, характерные черты его юридического режима в том или ином виде неоднократно отмечались в литературе. Так, даже отказывая налоговому праву в отраслевой самостоятельности, и рассматривая его в качестве составной части финансового права, большинство исследователей отмечают, что помимо традиционного для финансового права метода властных предписаний, налоговое право характеризуется определенными особенностями - использованием и диспозитивного метода правового регулирования. Например, И.И.Кучеров отмечает, что такие специфические черты налогового права проявляются в налоговых договорных отношениях по поводу заключения налоговых кредитов и налоговых инвестиционных кредитов.19 Однако, перечисленными случаями примеры использования диспозитивного метода в налоговом праве вовсе не ограничиваются.

Кроме того, в отдельных  работах указывается и на наличие  у налогового права специфических  собственных черт метода правового  регулирования, в том числе, не присущих другим отраслям права. Но системного рассмотрения таковых в рамках финансово-правовой науки практически не проводилось. Между тем, с одной стороны, налоговое право традиционно тяготеет к государственному и административному праву. Действительно, в финансово-правовой литературе отмечается, что методом налогового права выступает метод властных предписаний (императивный, командно – волевой), поскольку «государство самостоятельно устанавливает процедуру установления, введения и уплаты налогов, а так же материальное содержание этих отношений», а использование диспозитивного метода незначительно. На первый взгляд такое утверждение кажется абсолютно бесспорным. Не случайно во всех работах по финансовому и налоговому праву в той или иной форме указывается, что в основе юридического режима налогового права (как и у финансового и административного прав) – фундаментирован принцип «все что не разрешено, - то запрещено», традиционно присущий административному и финансовому (публичному) праву. Однако это не так. От внимания большинства современных исследователей налогового права, к сожалению, ускользает следующее важнейшее обстоятельство, в корне меняющее суть дела.

Ведь глубинным отличием налогового права от других отраслей, тяготеющих по отраслевому методу к  административному и государственному праву, в любом демократическом государстве является его нахождение на острие публичных и частных интересов.

В Российской Федерации  указанная тенденция проявляется  в наличии среди принципов  налогового права презумпции толкования в пользу налогоплательщиков всех неустранимых сомнений и неточностей законодательства о налогах и сборах. Эта презумпция закреплена в п. 7 ст. 3 НК РФ и сформулирована следующим образом: «все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков (плательщиков сборов)». Таким образом, наличие этого, по сути центрального, но недооцениваемого в финансово-правовой науке, принципа налогового права означает что, все что законодателем прямо (несомненно, непротиворечиво и ясно) не запрещено, - разрешено.

А, следовательно, юридический режим налогового права характеризуется наличием в его основе принципа «все что прямо не запрещено, - разрешено», который является частноправовым и согласно общепризнанной доктрине права выступает традиционным типом правового регулирования только отраслей отдельного профиля. Каким бы парадоксальным не казался на первый взгляд такой вывод, он полностью укладывается в существующие характерные особенности предмета правового регулирования налогового права (в том числе признаваемые представителями финансово-правовой науки), одновременно, резко выделяя налоговое право из публично-правовых отраслей. И если изъять из законодательства указанную презумпцию, налоговая система России резко будет отброшена к жестким административным методам правового регулирования отношений в сфере налогообложения20.

Налоговое право обладает бесспорными признаками публичности. Налоговое право выступает не только мерой ограничения собственности, но и общеэкономическим правовым инструментом ее защиты, реализуя, таким образом, свою конституционно-правовую функцию.

Кроме того, следует в  общих чертах, согласится с мнением 
В.Д.Винницкого о том, что общими чертами метода правового регулирования налогового права выступают: 1) ограничение законом форм проявления воли субъектов налогового права; 2) сочетание общедозволительного и разрешительного типов регулирования; 3) позитивное обязывание субъектов налогового права; 4) ограничение их правовой инициативы; 5) юридическое неравенство субъектов налогового права. Естественно, с поправкой на приведенное выше центральное при определении самостоятельности метода правового регулирования налогового права (и его юридического режима) обстоятельство.

Вывод:

Вопрос о методологии науки российского налогового права является одним из самых непростых в российском правоведении. Это обусловлено высокой степенью ее абстрактности, а также тем, что черты методологии науки налогового права не отражаются в положениях права и сформулированы на основе обобщения. А ведь основная задача методологии науки налогового права – определить какую меру «имущества подданных государство заберет себе, а какую оставит им».

Наука налогового права располагает самостоятельным, не присущим иным публично-правовым отраслям права (в том числе административному и финансовому праву) методом правового регулирования и юридическим режимом.

Юридический режим науки налогового права характеризуется наличием в его основе принципа «все что прямо не запрещено, - разрешено», который является частноправовым и согласно общепризнанной доктрине права выступает традиционным типом правового регулирования только отраслей отдельного профиля. Каким бы парадоксальным не казался на первый взгляд такой вывод, он полностью укладывается в существующие характерные особенности предмета правового регулирования налогового права (в том числе признаваемые представителями финансово-правовой науки), одновременно, резко выделяя науку налогового права и ее методологию из публично-правовых отраслей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги данной курсовой работы можно отметить, что методология науки налогового права не стоит на месте.

По мере развития и  углубления теоретических исследований она все время обогащается, совершенствуются ее приемы и методы, вводятся в научный  оборот новые категории и понятия, что обеспечивает прирост научного знания, углубление представлений о закономерностях политико-правовой надстройки и перспективах ее совершенствования.

В методе налогового права  мы находим своеобразное, нехарактерное  ни финансовому праву в целом, ни другим отраслям российского права сочетание первичных частноправовых и публично-правовых элементов метода правового регулирования, которые и определяют его юридический режим.

Согласно поставленной цели мною в курсовой работе детально рассмотрена методология науки налогового права.

Исходя из поставленной цели были решены задачи по раскрытию общего понятия методологии науки налогового права путем определения значения методологии юридической науки и рассмотрения науки налогового права как составной части науки финансового права, по рассмотрению практики применения методов исследования в науке налогового права, по анализу проблемы методологии науки российского налогового права.

Основные положения  работы изложены в двух разделах.

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445.

Информация о работе Методология науки налогового права