Методология науки налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 17:41, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы состоит в детальном рассмотрении методологии науки налогового права.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть общее понятие методологии науки налогового права путем определения значения методологии юридической науки и рассмотрения науки налогового права как составной части науки финансового права;
2. рассмотреть практику применения методов исследования в науке налогового права;
3. проанализировать проблемы методологии науки российского налогового права.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА...5
1.1. Значение методологии юридической науки…………………………….5
1.2. Наука налогового права как составная часть науки финансового права……………………………………………………………14
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА……………………………………………………...…17
2.1. Практика применения методов исследования в науке налогового права……………………………………………………....17
2.2. Проблемы методологии науки российского налогового права…………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………….29

Файлы: 1 файл

Мой курсовик по налог праву.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Конкретно-социологические  исследования нацелены на изучение социальной обусловленности государственно-правовых институтов, эффективности их действия, раскрытие их взаимодействия с другими социальными институтами, определение оптимальных путей совершенствования политико-правового механизма в стране.8

Частнонаучные (специальные) методы:

С помощью частнонаучных (специальных) методов исследования, свойственных конкретным отраслям научного знания, можно достигнуть определенного углубления познания государственно-правовых явлений. Они обогащают всеобщий и общенаучные методы, конкретизируя их применительно к особенностям изучения политико-юридической действительности.9

Среди них можно выделить следующие наиболее важные виды:

1) метод социального  эксперимента - организация практической  проверки действия на конкретной  территории либо в ограниченный  период времени новых, проектируемых  норм, обновленной системы регулирования для определения целесообразности и эффективности предполагаемых мер. Он применялся, например, для проверки действенности создания в стране суда присяжных, введения свободных экономических зон с льготным таможенным и налоговым режимами;

2) статистический метод  - системно-количественные способы  получения, обработки, анализа  и обнародования количественных  данных о состоянии и динамике  развития тех или иных государственно-правовых  явлений.

Среди форм обработки  количественных материалов можно отметить массовые статистические наблюдения, методы группировок, средних величин, индексов и другие приемы сводной обработки статистических данных и их анализ.

Статистический анализ особенно эффективен в тех сферах государственно-правовой жизни, которые характеризуются массовидностью, устойчивым характером и повторяемостью (борьба с преступностью, учет общественного мнения о действующем законодательстве и практике его применения, правотворческий процесс и др.). Его цель - установление общих и устойчивых количественных показателей, исключение всего случайного, второстепенного;

3) метод моделирования  - исследование государственно-правовых  категорий (норм, институтов, функций,  процессов) с помощью создания  моделей, т.е. идеального воспроизведения  в сознании объективно существующих объектов, подлежащих изучению. Он может существовать как самостоятельный метод, а также входить в систему приемов, используемых в процессе конкретных социологических исследований государственно-правовых явлений;

4) математический метод связан с использованием количественно-цифровых характеристик и применяется главным образом в криминалистике, при производстве разного рода судебных и иных правовых экспертиз;

5) ряд теоретиков выделяют  в качестве самостоятельного  метода так называемый кибернетический. Он сводится в основном к использованию как технических возможностей кибернетики, компьютерной технологии, так и ее понятий - прямая и обратная связь, оптимальность и т.д. Такой метод применяется для разработки автоматизированных систем управления, получения, обработки, хранения и поиска правовой информации, определения эффективности правового регулирования, систематизированного учета нормативных актов и т.д. Как видно, методы научного познания государства и права многообразны и все они в совокупности складываются в цельное системное образование, называемое общим методом юридической науки. Все методы тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и лишь в совокупности, тесном взаимодействии позволяют успешно и эффективно решать теоретические проблемы государства и права.

Вывод:

Методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний.

Методы, используемые в  юридической науке, многообразны.

Они разделяются на три самостоятельные группы: 1) философский (общемировоззренческий) метод; 2) общенаучные методы; 3) частнонаучные (специальные) методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Наука налогового права как составная часть науки финансового права

 

Наука налогового права как составная часть  науки финансового права изучает  нормы налогового права и соответствующую  правоприменительную практику с  целью выработки практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере налогообложения.

По сути данная наука, являясь одним из важнейших  разделов науки финансового права, представляет собой систему знаний и идей в области налогового права.

Предметную  близость с наукой налогового права  проявляет наука о налогах (налоговедение), в свою очередь являющаяся составной частью финансовой науки. 10

Наука налогового права, также как и наука финансового  права, по отношению к действующему законодательству о налогах и  сборах выполняет следующие функции:

- аналитическую;

- критическую;

- конструктивную.

Аналитическая функция состоит в комментировании, классификации правовых норм и в их систематизации.

Критическая функция  заключается в выявлении недостатков  в действующем законодательстве, установлении несоответствий правовых норм потребностям практики.

Конструктивная функция правовой науки способствует образованию новых норм и правовых институтов.

Наука налогового права включает в себя следующие  составные элементы:

- предмет;

- нормативную  и эмпирическую базу;

- методы исследования (методологию);

- теоретическая базу (основные понятия и теории);

- библиографию.

Предметом науки  налогового права как составной  части предмета науки финансового  права, в первую очередь является подотрасль финансового права - налоговое право.

Наука налогового права исследует также закономерности и тенденции развития данной подотрасли.

Особое внимание в науке финансового права  стало уделяться проблемам унификации налогового и гражданского, налогового и бюджетного законодательства и т.д.

Помимо этого, предмет налогового права включает в себя также и налоговые правоотношения.

Нормативную и  эмпирическую базу науки налогового права составляют соответственно акты законодательства о налогах и  сборах, а также практика его применения.

Методология науки  налогового права включает методы, которые используются в науке для познания ее предмета и достижения целей проводимых исследований.11

Основные понятия  и теории науки налогового права (теоретическая база) являются результатом  интеллектуальной деятельности исследователей, научные интересы которых, лежат в соответствующей области знаний.

Библиография  науки налогового права представляет собой свод научных трудов, учебной  и специальной литературы, а также  публикаций в периодической печати по проблемам налогового права.

Вывод:

Наука налогового права как составная часть науки финансового права изучает нормы налогового права и соответствующую правоприменительную практику с целью выработки практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА

 

2.1. Практика применения методов исследования в науке налогового права

 

Изучение науки налогового права приводит к пониманию между  различными, на первый взгляд не связанными явлениями. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод в самом широком смысле можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки налогового права, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы, а с другой – выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод одновременно является и результатом процесса исследования, и его предпосылкой. Сохраняя свойства и законы изучаемого объекта, он в то же время несет на себе отпечаток целесообразной деятельности познающего его субъекта. Объективное переходит в субъективное, и наоборот.

Обычно метод исследования формируется на базе определенной методологии, которая включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний и собственно метод. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в науке налогового права использовались различные методы исследования. Первым методом, который использовала наука налогового права, была формальная логика. Формальная логика – это изучение мысли с точки зрения ее структуры, формы. Чтобы пройти путь от разрозненных фактов к выработке стратегически правильного решения, необходимо провести методологически верный анализ.

Методология науки налогового права – это общий подход к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единая философская основа. Методологию необходимо отличать от методов – совокупностью приемов исследования в науке и воспроизведения их в системе категорий и законов.

В целях осуществления  регулятивного воздействия на поведение  участников налоговых отношений, наука  налогового права использует определенную совокупность правовых средств и  способов. Речь идет о методах правового  регулирования, которые во взаимосвязи с его предметом позволяют определить место в рамках системы права той или иной её составной части. Трудно не согласиться с мнением авторов, отмечающих в целом единство используемых в регулятивных целях правовых средств, обусловленное самой природой права.12 Вместе с тем специфика тех или иных общественных отношений предопределяет необходимость преобладания определенных методов в их регулировании.

Властный характер распределительно-денежных отношений, возникающих в процессе организации и осуществления государством налоговых изъятий у физических лиц и организаций, как правило, исключает равенство участников налоговых отношений.

Преобладающим методом  правового регулирования в указанной  сфере становится метод власти – подчинения (или императивный метод), для которого характерна зависимость одной стороны отношений от юридически выраженной воли другой стороны.

При этом в качестве властной стороны выступает публичный  субъект, уполномоченный выражать волю государства либо муниципального образования.

Таким образом, наука налогового права использует метод административно-правового регулирования, традиционно противопоставляемого гражданско-правовому методу равенства сторон.

При этом указанный метод  не может рассматриваться в качестве специфического способа воздействия именно на налоговые отношения, поскольку характерен для отраслей публично-правового цикла в целом. Вместе с тем имеются некоторые особенности его проявления в регулировании налоговых отношений.

Налоговые нормы призваны обеспечить властное перераспределение в пользу государства и муниципальных образований части внутреннего валового продукта путем налоговых изъятий. Выражая волю в односторонне-властном порядке, налоговые органы и иные публичные субъекты налоговых отношений требуют исполнения налоговых обязанностей другой стороной, представленной, прежде всего, налогоплательщиками.

Причем особенно важно  подчеркнуть, что обязанная сторона  находится лишь в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно не подчинена ему. Наиболее ярко это проявляется во взаимоотношениях налоговых органов с физическими лицами или организациями по поводу взыскания с последних недоимок по налогам, пеней или штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.13

Вместе с тем выступающему в роли властного субъекта налоговому органу в налоговом отношении может противостоять не только физическое или юридическое лицо, но и государственный орган. Речь идет, например, об органах, осуществляющих регистрацию места жительства физических лиц, учет и регистрацию имущества и сделок с ним и др.14 В соответствии с налоговым законодательством указанные субъекты обязаны представлять необходимую информацию в налоговый орган по месту своего нахождения. Однако и в этом случае их связь с налоговыми органами носит лишь функциональный характер. Более того, предусмотренные налоговым законом обязанности юридически зависимого в данном отношении регистрирующего органа возникают за пределами предоставленных этому органу властных полномочий в рамках его административно-правового статуса. Речь идет о наделении регистрирующего органа налоговой правосубъектностью независимо от объема и характера предоставленных ему полномочий властного характера в сфере его основной деятельности.

Информация о работе Методология науки налогового права