Методологические основы налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.

Содержание работы

Введение 2
1. Организация налогообложения 4
2. Методы налогообложения 10
Заключение 13
Литература 15

Файлы: 1 файл

ильин.docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

- сложность  и громоздкость исчисления чистого  дохода, который подлежит налогообложению,  а также подача отчетности.

 

2. Методы налогообложения

 

Методология налогообложения является наименее исследованной в отдельных странах  областью налоговых правоотношений. Усилия ученых и законодателей обычно направлены на решение прикладных налоговых  проблем. При этом подчас забывается, что без исследования методологии  налогообложения успех налоговых  реформ невозможен.

Методология налогообложения – это теоретическое, научно-практическое и концептуально-правовое обоснование сущности понятия "налог", а именно: это одновременное исследование налога в качестве объективной экономической  категории и в качестве конкретной формы правовых взаимоотношений  налогоплательщиков с государством.

Методологические  основы налогообложения – это  выбор налоговых форм и наполнение их конкретным содержанием (принятие организационно-правового  порядка исчисления и уплаты налогов), установление прав и обязанностей сторон налоговых правоотношений.

Под методом  налогообложения понимается механизм изменения ставки налогообложения  в зависимости от увеличения налоговой  базы.

Фактически  речь идет о поведении ставки налогообложения  конкретного вида при росте налоговой  базы. Категории ставки налога и  метода налогообложения очень тесно  связаны между собой. Во многом механизмы  их использования переплетаются.

Виды  методов налогообложения:

Среди основных методов налогообложения можно  выделить следующие:

1. Равное налогообложение — метод налогообложения, при котором равная сумма налога устанавливается для каждого налогоплательщика. Подобный метод характерен в основном для целевых налогов. Главной целью равного налогообложения является удовлетворение определенной потребности общества, как бы разбитой на части, соответствующие количеству членов общества. Уплачивая “свою” часть, каждый индивид действует как в собственных интересах, так и реализует общественную потребность. В данном случае не учитываются конкретные особенности индивида (уровень его доходов, наличие имущества, количество членов семьи и т.д.), а удовлетворяется усилиями всех в равной мере определенная общественная потребность.

2. Прогрессивное налогообложение — метод налогообложения, при котором ставка налога возрастает при росте размеров объекта налогообложения. Прогрессивное налогообложение широко распространено в современном зарубежном налоговом законодательстве.

Метод прогрессивного обложения предполагает использование  нескольких видов прогрессии:

а) простая поразрядная — характеризуется делением налоговой базы на ряд разрядов, по отношению к каждому из которых устанавливается абсолютная сумма налогового оклада. Подобный вид прогрессии был характерен для налоговой системы СССР, хотя и характеризовался определенной неравномерностью налогообложения лиц, уровень доходов которых колебался на стыке разрядов.

б) простая относительная — характеризуется делением налоговой базы на разряды, по отношению к которым устанавливается какой-либо вид относительной ставки. Ставка налога применяется по всей налоговой базе в целом, в зависимости от того, к какому разряду относится налоговая база (например, при налоге с владельцев транспортных средств используемая ставка привязывается к разрядам, в основе которых лежит мощность транспортного средства). При данном виде несколько нивелируется, но не исключается недостаток предыдущего метода — резкость перехода от одного разряда к другому и скачок при этом суммы налога.

в) сложная прогрессия — предполагает деление налоговой базы на разряды, каждый из которых облагается по своей конкретной ставке (не зависящей от величины налоговой базы), а повышенная ставка используется не для объекта в целом, а только для части, превышающей предыдущий разряд. Подобный вид прогрессии позволяет обеспечить плавный переход от одного разряда к другому, учесть имущественные особенности плательщиков и более равномерно распределить налоговое бремя.

г) скрытая прогрессия — предполагает использование системы льгот для доходов, входящих в различные разряды. В этом случае разряды и ставки неизменны и внешне не заметна какая-либо дифференциация при налогообложении. Однако система вычетов или льгот для различных разрядов фактически уменьшает или увеличивает налогооблагаемую базу отдельных разрядов.

3. Пропорциональное налогообложение — метод налогообложения, при котором устанавливается стабильная ставка, независимо от увеличения объекта налогообложения. С ростом базы налогообложения сумма налога возрастает пропорционально ей при едином проценте налоговой ставки. Данный метод является довольно широко распространенным как ранее, так и сейчас (налог на доход, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).

Показательно, что принцип пропорционального  налогообложения был закреплен  в налоговой практике Французской  Революцией и базировался на идее равенства: “Из идеи равенства вытекало не только всеобщее, но и равное обложение, равномерное разверстывание налогов между всеми плательщиками, сообразно средствам каждого, иначе говоря, каждый обязан отдать одинаковую часть своего имущества государству”.

4. Регрессивное налогообложение — метод, при котором ставка налогообложения уменьшается при росте налоговой базы. В данном случае тяжесть налоговых изъятий обратно пропорциональна увеличению налогооблагаемого объекта. В современных условиях подобный метод широкого распространения не имеет, хотя и используется при косвенном налогообложении.

 

Заключение

 

Потенциально, налоговая политика призвана смягчать негативные явления присущие рыночной экономики. Являясь ключевым звеном экономической политики, она представляет собой инструмент регламентирования  макроэкономических пропорций.

В то же время, действующие на данный момент направления  налоговой политики отличаются бессистемностью, отсутствием научного подкрепления и излишней фискальностью.

Изменения в налоговой  системе необходимы. Они должны быть последовательными и предсказуемыми. Их главными направлениями должны стать:

•снижение общего уровня налогообложения при  резком расширении налоговой базы;

•сокращение количества налогов  и упрощение системы налогообложения;

•усиление налоговой дисциплины;

•систематизация и кодификация  налогового законодательства.

Возможности увеличения доходов бюджета за счет выведения значительной части экономики  из "тени" трудно переоценить. Во многом вследствие высокого уровня налогов  доля поступлений от нового частного сектора непропорционально низка  относительно их реальных (а не официально показываемых) доходов. Для достижения этой цели нужны меры с одной стороны, контрольно-карательного характера (по ужесточению сбора налогов, пресечению контрабанды и "теневых" торговых и финансовых операций и др.), с  другой - в направлении рационализации налогового законодательства. Справиться с задачей легализации "теневой" экономики только мерами карательного характера невозможно, для этого  надо создать у людей и фирм желание платить налоги - то есть получать легальные высокие доходы. В целом в ходе налоговой реформы  необходим переход от выполнения налогами преимущественно фискальных функций к преимущественно стимулирующим.

Необходимость этих изменений  понятна почти всем. Действительный вопрос состоит в умении Правительства  найти баланс между объективно противоречащими  друг другу фискальными и стимулирующими функциями налогов.

 

Литература

 

 

  1. Закон ПМР № 344-3 от 30 сентября 2000 г “О едином социальном налоге”
  2. Закон ПМР от 28 декабря 2001 г. N 87-З-III “О подоходном налоге с физических лиц”
  3. Закон ПМР от 28 декабря 2001 г. N 86-ЗИД-III “О налоге на доходы организаций”
  4. Закон ПМР от 30 сентября 2000 г. N 334-З ‘О плате за землю”
  5. Закон ПМР от 30 сентября 2000 г. №346-3 “О налоге на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения”
  6. Макроэкономика: Учебное пособие/ Под общей ред. Сенокосовой Л.Г. – Тирасполь. Изд-во Приднестр. ун-та, 2010.

 


Информация о работе Методологические основы налогооблажения