Лекции по "Налоговое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:54, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Введение в налоговое право.
1. Теоретическое представление о происхождении налогообложения.
2. Историческое развитие налогообложения
Тема 2. Понятие налогов и сборов.
1. Роль налогов в формировании финансов современного государства

Файлы: 1 файл

налоговое право (лекции).doc

— 347.50 Кб (Скачать файл)

Налоговое право – это подотрасль финансового права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения. При этом НП тесно связано с нормами БП.

Предмет налогового права является составной частью предмета финансового права в сфере налогообложения. Предмет налогового права состоит из следующих правоотношений:

1.            властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

2.            правовых отношений, возникающих в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по уплате налогов и сборов;

3.            правовых отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;

4.            правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налогообложения, а также в процессе налоговых споров;

5.            правовые отношения возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Метод правового регулирования – способ правового воздействия на поведение и волю участников регулируемых отношений.

Основной метод НП – императивный (административно-правовой, авторитарный метод). Что касается диспозитивного метода, то он в наименьшей степени присущ налоговому праву, так как допускает различные варианты поведения в рамках закона.

 

              2. Система НП

 

НП как подотрасль ФП входит в единую систему Российского Права и в свою очередь является системой более низкого уровня. НП представляет собой систему последовательно расположенных и взаимосвязанных норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов, методов регулирования.

Нормы Налогового Права группируются в 2 части: 1. Общая; 2. Особенная.

Части системы налогового права представляют собой также системы более низкого порядка, объединяющие обособленные совокупности юридических норм: институты; субинституты.

Общая часть включает в себя нормы, устанавливающие:

      принципы налогового права;

      систему и виды налогов и сборов в РФ;

      права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом;

      основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов;

      порядок ее добровольного и принудительного исполнения;

      порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля;

      способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

Большинство норм Общей части налогового права кодифицировано и содержится в первой (Общей) части Налогового кодекса РФ.

Особенная часть включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов.             

 

3. Место НП в системе Российского права

 

Несколько лет назад высказывались суждения о том, что налоговое право является не более чем составной частью в правовом институте государственных доходов отрасли финансового права.

Позже налоговое право стало определяться как подотрасль финансового права, совокупность норм права, регулирующих финансовые отношения в сфере сборов налогов и иных обязательных платежей.

Отношения в сфере налогообложения расположены на стыке между государством и гражданским обществом, поэтому изначально конфликтны и требуют при своем правовом регулировании учета интересов как государства, так и гражданского общества.

 

4. Наука Налогового Права

 

Наука налогового права - система знаний о нормах соответствующей отрасли права, теории, практике, о порядке, формах и способах применения норм той или иной отрасли права. Как отрасль науки налоговое право изучает общественные проблемы и процессы, возникающие при регулировании налоговых правоотношений.

Помимо этого, наука налогового права анализирует налогово-правовые нормы, классифицирует и систематизирует их.

Наука налогового права – часть юридической науки, она имеет свое специальное бытие, свой объект исследования. Именно объектом исследования наука налогового права отличается от других юридических наук.

             

Тема.6 Источники Налогового Права. Законодательство о налогах и сборах.

 

1. Понятие и виды источников Налогового Права.

 

Источниками налогового права выступают нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы налогового права. При этом налогово-правовые нормы представляют собой санкционированное государством общеобязательное социально определенное, обязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соот­ветствующих налоговых правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

Система важнейших источников налогового права представляет собой:

1.            Конституция Российской Федерации.

2.            Специальное налоговое законодательство (в Налоговом кодексе РФ именуется как "законодательство о налогах и сборах"), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:

      федеральное законодательство о налогах и сборах, включает в себя:

- НК РФ;

- иные федеральные законы о налогах и сборах;

      региональное законодательство о налогах и сборах:

- законы субъектов РФ;

- иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

      нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые   представительными органами местного самоуправления.

3.            Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права).

4.            Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:

      акты органов общей компетенции:

      указы Президента РФ;

      постановления Правительства РФ;

      подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

      подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

      акты органов специальной компетенции - ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.

5.            Решения Конституционного Суда РФ.

6.            Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

 

Тема 7. Установление налога (сбора)

 

Установление налога (сбора) – это принятый представительным (законодательным органом РФ), субъектом Федерации или муниципальным образованием решение, в соответствии со своей компетенцией о включении налогов и сборов в систему налогов и сборов на соответствующей территории.

Необходимо выделить ряд требований вытекающих из положений Конституции РФ, которой должна соответствовать процедура установления налогов (сборов). В частности, налоги (сборы) следует считать законно установленными при наличии следующих условий:

1.         Федеральные налоги и сборы устанавливаются законодательными органами, а региональные и местные налоги и сборы - соответствующими представительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

2.         Они должны быть установлены в надлежащей форме - федеральным законом, законом субъекта Федерации, актом представительного органа местного самоуправления.

Помимо законов представительные органы власти полномочны принимать и другие акты: постановления, декларации, заявления. Однако нормативные акты о налогах и сборах на федеральном и региональном уровнях могут иметь только форму законов. На местном уровне, где принятие законов не предусмотрено, акты о налогообложении облекаются в форму решений.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Кодекс также определяет, что налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются в соответствии с Кодексом (п. 5 ст. 3).

3.            Акт о налоге должен быть принят с соблюдением установленного Конституцией РФ и законодательством порядка принятия таких актов.

К законам о налогах и сборах применяются общие процедуры принятия законов. Однако имеется ряд специфических требований, закрепленных Конституцией РФ.

Законопроекты о введении и отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

 

1. Порядок вступления в силу налогового законодательства

 

Этот порядок имеет значительную специфику по сравнению с источниками других отраслей права.

Согласно ст. 5 НК различаются две группы актов налогового законодательства:

1. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов (сборов), а также акты субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы).

Такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования, причем требуется одновременное соблюдение обоих условий.

2. Иные акты, вносящие изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство. Акты этой группы вступают в силу следующим образом: в отношении налогов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу; в отношении сборов – не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

 

2. Исчисление сроков установленных законом о налогах и сборах

 

Сроки, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой или истечением периодов времени, которые исчисляются годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Сроки могут определяться также посредством указания на событие, которое должно неизбежно наступить.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.

Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.

 

3. Действие актов налогового законодательства в пространстве и по кругу лиц

 

Акты законодательства о налогах и сборах, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории Российской Федерации.

Акты законодательства о налогах и сборах субъектов и органов местного самоуправления распространяют свое действие соответственно лишь на их территории.

 

 

Пределы действия обратной силы законных актов о налогах и сборах

 

 

 

 

 

Тема 8. Налоговая система

 

1.      Понятие и основные параметры налоговой системы

 

В действующем законодательстве понятие налоговой системы отсутствует, ранее же в Законе "Об основах налоговой системы" налоговая система определялась как совокупность налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых в установленном порядке. Подобное определение, сводилось к простой совокупности налогов, взимаемых на территории РФ. В широком смысле налоговая система может быть определена, как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Информация о работе Лекции по "Налоговое право"