Камеральная налоговая проверка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 09:44, контрольная работа

Описание работы

Несмотря на все расширяющийся круг задач, которые ставятся государством перед налоговыми органами, основной из них остается контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, который проводится в процессе выполнения налоговыми органами четко прописанных НК РФ мероприятий налогового контроля. Несмотря на сравнительно широкий спектр форм налогового контроля, основными из них являются налоговые проверки. Последние делятся на выездные и камеральные.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
3
1.
КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК……………………
4
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ, ЕЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ………………………………

7

2.1. Начало камеральной проверки…………………………………….
8

2.2. Правила проведения камеральной проверки……………………...
9

2.3.Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки…………………………………………………..

10
3.
РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ………………………………………………………………

14

3.1. Оформление результатов камеральной проверки………………..
14

3.2. Порядок составления Акта камеральной проверки………………
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
20

Файлы: 1 файл

Налоговое право Ира - копия.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

По общему порядку, установленному п. 3 ст. 80 налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган  по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Налогоплательщики вправе представить в налоговый орган указанные документы в электронном виде. Такие документы могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган как по телекоммуникационным каналам связи, так и на бумажном носителе.

2.2. Правила проведения  камеральной проверки

Камеральная проверка осуществляется без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны подаваться вместе с ней. Заметим, что три месяца - это общий срок проведения проверки, но в виде исключения законом может быть установлен и иной срок (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Из Кодекса следует, что камеральная проверка может  проводиться только после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Именно этим моментом и определяется начало камеральной проверки.

Налогоплательщик специально не информируется о проведении камеральной  налоговой проверки. Камеральная  проверка - это прямая обязанность налогового органа, поэтому ей должен подвергаться каждый налогоплательщик при сдаче налоговой отчетности.

В ходе камеральной проверки налоговый орган проверяет, прежде всего, подана ли налоговая отчетность в установленный срок. Если оказывается, что налоговая декларация представлена позже, чем установлено законом, то налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Далее налоговый орган проверяет  содержание представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и прилагающихся  к ним документов. Налоговые декларации (расчеты) сопоставляются с иными документами, касающимися деятельности налогоплательщика, которые имеются в распоряжении налогового органа.

Если камеральной проверкой  выявлены ошибки в заполнении налоговой  декларации (расчета) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах и имеющимися у налогового органа, то налогоплательщик должен быть об этом извещен. Информация о наличии ошибок и (или) противоречий должна сопровождаться требованием о предоставлении необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в течение пяти дней. Нарушение налоговиками данной обязанности может быть основанием для освобождения налогоплательщика в последующем от налоговой ответственности.

Давая пояснения, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ) [1].

Редакция ст. 88 НК РФ более детально регламентирует отношения по предоставлению пояснений. Теперь прямо указано, что налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

2.3. Правовые и организационные проблемы проведения камеральной проверки

Камеральная налоговая  проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля, так как является менее трудоемкой, чем, например, выездная проверка, а  также позволяет выявить налоговые  правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и обеспечить неотвратимость наступления налоговой ответственности. Кроме того, именно камеральные проверки позволяют определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Нормативно-правовая база, регулирующая процедуру проведения камеральных проверок, постоянно совершенствуется, однако многие организационно-правовые проблемы реализации мероприятий камеральных проверок остаются нерешенными.

Являясь наиболее эффективным методом  налогового контроля, камеральная налоговая проверка представляет собой форму оперативного реагирования, направленную в первую очередь на предупреждение и пресечение правонарушений и преступлений в налоговой сфере на их начальной стадии.

Законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере осуществления  мероприятий камеральной налоговой  проверки, далека от совершенства. В  последние годы законодательство о  налогах и сборах подверглось  существенным изменениям, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральных проверок так и не были решены, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

В настоящее время  камеральные проверки остаются одним  из основных инструментов пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе таких проверок ошибки в налоговых декларациях в части обоснования льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет. Важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком к возмещению сумм НДС по экспорту, так как сами по себе эти суммы, как правило, велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной.

На сегодняшний день серьезным препятствием для развития российского экспорта является проблема возмещения НДС из федерального бюджета, поскольку налоговые органы в большинстве случаев не могут проверить реальность экспортных операций в срок менее чем один год. Более того, зачастую при осуществлении реального экспорта в "цепочках" производства любого экспортного товара могут оказаться десятки трансакций, при которых полученный от покупателей налог не поступает в бюджет. В связи с тем, что налоговое законодательство в области организации и проведения мероприятий камеральной налоговой проверки окончательно не сформировалось, а многие аспекты ее проведения не урегулированы законом. На практике возникает большое количество споров между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Так, например, по результатам  камеральной проверки Инспекция ФНС России по Заводскому району г. Орла отказала налогоплательщику в возмещении заявленной суммы НДС, мотивируя свой отказ тем, что в рамках международного сотрудничества ИФНС получила с помощью иностранных налоговых органов информацию о порядке приобретения и расчетов иностранных получателей за товар, отправленный на экспорт российской организацией по конкретным внешнеэкономическим контрактам, однако эта информация была получена за пределами трехмесячного срока.

С некоторыми иностранными государствами уже заключены соглашения об полноценном обмене информацией. В соответствии с ними в Российскую Федерацию поступает информация о регистрации налогоплательщиков, открытии счетов, полученных доходах и уплаченных суммах налогов, иная информация, связанная с налогообложением. В свою очередь, РФ предоставляет аналогичную информацию другим странам. Помимо разработки и заключения соглашений, совершенствования международного информационного взаимодействия требуют решения технические проблемы (внедрение единого формата передачи данных, защита каналов связи и т.д.).

Таким образом, для выполнения требований ст. 88 НК РФ необходима в  первую очередь активная правотворческая  деятельность компетентных законодательных  органов, основанная на сложившейся правоприменительной практике, а также разработка и внедрение механизмов, позволяющих:

- более эффективно выполнять задачи внедрения новых технологий налоговых проверок;

- обеспечивать оперативное проведение проверок с максимальным охватом налогоплательщиков;

- повышать объективность информации, содержащейся в информационных базах данных;

- анализировать информацию о налогоплательщиках для рационального отбора налогоплательщиков на выездную налоговую проверку;

- проводить оптимальную предпроверочную подготовку специалистов перед выходом на проверку.

Налоговая политика предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ, единство форм, методов и порядка проведения налоговых проверок.

Несовершенство налогового законодательства подтверждается также многочисленными пробелами в нормах, регулирующих проведение камеральных налоговых проверок.

Невыполнение требования налогового органа о внесении соответствующих  исправлений в установленные  сроки не является самостоятельным  налоговым правонарушением и само по себе не влечет налоговой ответственности.

Пробелы налогового законодательства можно преодолеть путем правотворческой  деятельности компетентных государственных  органов, которая должна основываться на сложившейся правоприменительной и арбитражной практике.

 

 

 

 

 

 

3. РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

3.1. Оформление результатов камеральной проверки

Процедура завершения камеральной  проверки зависит от ее результатов. Если налоговый инспектор не выявил в декларации ошибок или противоречивых сведений, а также не установил наличие состава налогового правонарушения в действиях налогоплательщика, то на этом проверка благополучно заканчивается. Инспектор подписывает декларацию и на ее титульном листе ставит дату.

Если же в ходе камеральной проверки было выявлено налоговое правонарушение, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в течение 10 дней после ее окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ) [4, с. 61].

В п. 5 ст. 100 НК РФ уточнены сроки вручения акта налоговой проверки проверяемому лицу. С 2009 г. на эту процедуру отводится пять дней с даты подписания данного акта лицами, проводившими проверку. Ранее срок его вручения установлен не был.

Аналогично в п. 9 ст. 101 НК РФ введены сроки вручения решения  о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Теперь это тоже пять дней после дня их вынесения.

Правила составления  акта являются общими для камеральных и выездных налоговых проверок. Соответственно, налогоплательщик должен быть обязательно извещен о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки для того, чтобы он имел возможность реализовать право на участие в данном процессе.

В акте камеральной налоговой  проверки отражаются факты налоговых правонарушений [4, с. 62].

НК РФ не предусматривает  каких-либо негативных последствий  для налогового органа, принявшего решение по результатам камеральной  проверки по истечении установленного срока. Единственное ограничение - это соблюдение срока давности взыскания недоимки.

Руководитель налогового органа принимает одно из следующих  решений:

- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

- назначение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Теперь, после вступления в силу новой редакции ст. 101 НК РФ, подобные мероприятия могут проводиться  строго перед вынесением решения по результатам проверки.

Продолжительность дополнительных мероприятий  налогового контроля ограничена одним  месяцем, а действия, которые могут  проводиться в рамках таких мероприятий, определены однозначно - это истребование документов (ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ), допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Если налогоплательщик не согласен, налогоплательщик вправе обжаловать решение налогового органа по камеральной проверке. Он может подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган (ст. 101.2 НК РФ). К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

Согласно ст. 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если по мнению этого лица такие акты нарушают его права.

  Апелляционная жалоба на решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Акты налоговых органов  могут быть обжалованы в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Судебное обжалование актов налоговых органов индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством (ст. 138 НК РФ) [3, с. 189].

Решение о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение  об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 Кодекса).

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение  об отказе в привлечении к ответственности  за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения в вынесший такое решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (абз. 3 п. 2 и абз. 2 п. 3 ст. 139 Кодекса).

Информация о работе Камеральная налоговая проверка