Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории налогового права в России. Для достижения поставленной цели устанавливаются  следующие задачи:
- изучение налоговой системы  российского государства с древнейших  времен;
- изучение налогового законодательства с 1860 г. до наших дней.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО  ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН……………………………………………………..
 
5
1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси……………………………
5
1.2 Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв………………
11
2 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО  С 1860 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ…
16
2.1 Развитие налогового законодательства в дореволюционной России……………………………………………………………………………
 
16
2.2 Советский период российского налогообложения………………...
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
30
В соответствии с Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне обязаны были нести следующие казенные и земские денежные повинности: 1) подушная подать; 2) сбор на обеспечение продовольствия; 3) земские сборы, как государственные, так общие губернские и частные; 4) сбор на заготовление окладных листов по подати и сборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого, крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности [12, c. 19].
Натуральные повинности, которые должны были нести крестьяне, делились на натуральные и денежные. К натуральным повинностям относились: содержание проселочных и полевых дорог, тушение пожаров, содержание сельских стражей, исполнение нарядов по починке запасных хлебных магазинов, истребление вредных насекомых.
К числу мирских сборов 
относились: содержание лиц мирского 
управления, устройство и содержание 
больниц, богаделен, училищ и учителей. 
Уплата мирских сборов и отбывание 
натуральных повинностей 
Кроме государственных прямых 
налогов функционировали 
В 1898 г. Николай II утвердил Положение о Государственном промысловом налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо [1, c. 45].
Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру превосходил основной и зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и от характера предприятия - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.
Свои особенности имели и городские налоги. Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли платежи за прописку.
2.2 Советский период российского налогообложения
В результате революций 1917 г. - февральской и октябрьской произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. Характерными чертами деятельности советского правительства в финансовой сфере с 1917 г. по 1921 г. являлись:
1) использование инструментов 
налоговой политики не в 
2) стремление перевести 
страну на натуральное 
3) постепенная отмена существовавших ранее налогов.
Основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Декретом СНК от 24 октября 1917 г. «О взимании прямых налогов» был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.
Одним из элементов налоговой 
политики советского государства в 
начальный его период является введение 
чрезвычайных революционных налогов. 
Так, Декретом о единовременном чрезвычайном 
десятимиллиардном 
Например, Декретом СНК от 
14 августа 1918 г. был введен единовременный 
сбор на обеспечение семей 
В 1918 г. для сельских хозяев 
был введен натуральный налог, который 
строился по принципу подоходного налога 
(взимался с излишков продуктов сверх 
потребности хозяйств и по прогрессивной 
системе в зависимости от количества 
десятин посева, численности скота 
в хозяйстве и с учетом количества 
едоков). Объектом обложения являлись 
посевные земельные участки всех 
видов и скот, имеющийся в хозяйстве. 
Были установлены необлагаемые минимумы. 
Ставки налога устанавливались в 
пудах ржи, но налогоплательщик мог 
вносить налог другими 
В 1919 г. в общегосударственном 
масштабе была введена продовольственная 
разверстка. В соответствии с ней 
все количество хлеба и зернового 
фуража, которое было необходимо для 
удовлетворения государственных нужд, 
разверстывалась для отчуждения 
у населения между 
Помимо этого, советским 
правительством были предприняты и 
другие попытки налоготворчества. Особого 
внимания заслуживает проведенная 
Декретом от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного 
обложения, по которой продукты, произведенные 
на национализированных и взятых 
на учет фабриках, сдавались на основании 
плана использования главному управлению 
продуктораспределения 
Система просуществовала 
немногим более года и была отменена 
Декретом от 17 января 1920 г., поскольку 
реальные поступления от начислений 
в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались 
меньше запланированных более чем 
в 27 раз. Несмотря на тот факт, что 
эксперимент полностью 
В результате проводимой финансовой политики к началу 1921 г. страна была почти полностью переведена на натуральное обложение, огромная эмиссия привела к обесцениванию рубля, а, следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено [8, c. 37].
С переходом весной 1921 г. 
к новой экономической политике 
появилась необходимость 
1) восстановление денежных 
налогов создаст спрос на 
2) денежные налоги будут 
нести определенную социально-
В период новой экономической 
политики наиболее четко просматривается 
роль налоговой политики в общей 
экономической политике страны, когда 
наряду с использованием других механизмов 
налоговая политика позволила в 
короткие сроки коренным образом 
изменить положение в сельском хозяйстве 
и в экономике страны в целом. 
Наряду с введением большого количества 
ставок в отношении крестьянства 
и коллективных хозяйств при взимании 
сельскохозяйственного налога широко 
принималась система 
Возродив частную торговлю 
и промышленность и восстановив 
тем самым объекты обложения, 
правительство, несмотря на возражение, 
что введение налогов приведет к 
расширению бюрократического аппарата, 
приступило к формированию механизма 
обложения дополнительного 
Признавая принцип концентрации 
обложения как более 
К концу 1922 г. ее построение принципиально было закончено. Из действовавших на тот момент двадцати налогов (кроме продналога) пять были прямыми и четырнадцать - косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.
Следует отметить, что некоторые из введенных в период с 1921 г. по 1927 г. налогов не имели существенного фискального значения и носили ярко выраженную политическую окраску.
Начиная с 1930-х гг. роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.
В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии [10, c. 100].
Плательщиками налога с оборота 
были государственные 
Налогом с оборота в 
СССР облагалась выручка от реализации 
по розничным или оптовым ценам 
промышленности (с налогом с оборота) 
товаров собственного производства 
или собственной закупки всем 
покупателям, а также при отпуске 
по указанным ценам отдельных 
товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный 
табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, 
предприятия. Не включалась в облагаемый 
оборот выручка: от реализации товаров, 
по которым не установлено обложение 
налогом с оборота (мясомолочные 
товары, овощи, картофель, фрукты и др.); 
при отпуске товаров в 
В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30 % [6, c. 31].
К налогам, дополнительно 
введенным налоговой реформой, относился 
налог с совхозов. Введение налога 
обосновывалось необходимостью связать 
местные органы власти (райисполкомы) 
с расположенными на их территории 
совхозами и создать 
С началом Великой Отечественной 
войны был введен военный налог 
(отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 
1941 г. Указом Президиума Верховного Совета 
СССР с целью мобилизации 
Основным налоговым платежом послевоенного периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д.
В третьей Программе КПСС, 
принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 
г., предполагалась полная отмена налоговых 
платежей с населения. В середине 
1960-х гг. в СССР планировалось 
осуществление коренной хозяйственной 
реформы, направленной на повышение 
эффективности и прибыльности налоговой 
системы. В сфере налогообложения 
к важнейшим мероприятиям по реформированию 
хозяйственного механизма следует 
отнести: изменение порядка