История налогового права в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение истории налогового права в России. Для достижения поставленной цели устанавливаются следующие задачи:
- изучение налоговой системы российского государства с древнейших времен;
- изучение налогового законодательства с 1860 г. до наших дней.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
3
1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН……………………………………………………..

5
1.1 Налоги Древней и Средневековой Руси……………………………
5
1.2 Налоговое законодательство России в XVII-XIX вв………………
11
2 НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО С 1860 Г. ДО НАШИХ ДНЕЙ…
16
2.1 Развитие налогового законодательства в дореволюционной России……………………………………………………………………………

16
2.2 Советский период российского налогообложения………………...
19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………
30

Файлы: 1 файл

История налогового права России.docx

— 53.79 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Общим  положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, крестьяне  обязаны были нести следующие  казенные и земские денежные повинности: 1) подушная подать; 2) сбор на обеспечение продовольствия; 3) земские сборы, как государственные, так общие губернские и частные; 4) сбор на заготовление окладных листов по подати и сборам. При этом помещики не несли ответственности за уплату подушной подати крестьянами. Помимо этого, крестьяне несли обязанности по уплате мирских сборов и натуральные повинности [12, c. 19].

Натуральные повинности, которые  должны были нести крестьяне, делились на натуральные и денежные. К натуральным  повинностям относились: содержание проселочных и полевых дорог, тушение пожаров, содержание сельских стражей, исполнение нарядов по починке  запасных хлебных магазинов, истребление  вредных насекомых.

К числу мирских сборов относились: содержание лиц мирского управления, устройство и содержание больниц, богаделен, училищ и учителей. Уплата мирских сборов и отбывание  натуральных повинностей распространялось на всех крестьян-домохозяев, проживающих  в данной местности.

Кроме государственных прямых налогов функционировали земские (местные) сборы. Земским учреждениям  предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений. Был установлен налог  на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, сбор с проезда по шоссе. Действовали  пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения, паспортные сборы, в том числе  с заграничных паспортов.

В 1898 г. Николай II утвердил Положение  о Государственном промысловом  налоге. Промысловые свидетельства, согласно этому Положению, должны были выбираться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как физическое, так и юридическое лицо [1, c. 45].

Так обеспечивался единый подход ко всем юридическим лицам. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и  складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Дополнительный промысловый налог по размеру  превосходил основной и зависел  от размера основного капитала, прибыли  предприятия и от характера предприятия  - являлось ли оно гильдейским или акционерным обществом.

Свои особенности имели  и городские налоги. Среди уплачиваемых городу пошлин на первое место по объему вышли платежи за прописку.

 

 

2.2 Советский период российского налогообложения

 

В результате революций 1917 г. - февральской и октябрьской произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом к управлению страной партии большевиков начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы. Характерными чертами деятельности советского правительства в финансовой сфере с 1917 г. по 1921 г. являлись:

1) использование инструментов  налоговой политики не в фискальных, а в социально-политических целях  (о чем было открыто заявлено  в Конституции РСФСР 1918 г.) [14, c. 49];

2) стремление перевести  страну на натуральное обложение;

3) постепенная отмена  существовавших ранее налогов.

Основным доходом молодого советского государства выступили  эмиссия денег, контрибуции и  продразверстка, поэтому первые советские  налоги не имели большого фискального  значения, а носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Декретом СНК от 24 октября 1917 г. «О взимании прямых налогов» был установлен единый срок для уплаты ранее введенных налогов. В то же время отменялись налоги, которые противоречили вновь изданным декретам или не устраивали власть по политическим или экономическим причинам. В связи с национализацией земель был отменен поземельный налог, а также земские и мирские сборы.

Одним из элементов налоговой  политики советского государства в  начальный его период является введение чрезвычайных революционных налогов. Так, Декретом о единовременном чрезвычайном десятимиллиардном революционном  налоге, принятом Постановлением ВЦИК и СНК от 28 октября 1918 г., было произведено  изъятие средств для нужд Красной  Армии.

Например, Декретом СНК от 14 августа 1918 г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных  торговых предприятий, имеющих наемных  работников. Кроме того, Декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный  революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и  кулачество.

В 1918 г. для сельских хозяев был введен натуральный налог, который  строился по принципу подоходного налога (взимался с излишков продуктов сверх  потребности хозяйств и по прогрессивной  системе в зависимости от количества десятин посева, численности скота  в хозяйстве и с учетом количества едоков). Объектом обложения являлись посевные земельные участки всех видов и скот, имеющийся в хозяйстве. Были установлены необлагаемые минимумы. Ставки налога устанавливались в  пудах ржи, но налогоплательщик мог  вносить налог другими продуктами [9, c. 65].

В 1919 г. в общегосударственном  масштабе была введена продовольственная  разверстка. В соответствии с ней  все количество хлеба и зернового  фуража, которое было необходимо для  удовлетворения государственных нужд, разверстывалась для отчуждения у населения между производящими  губерниями. В результате проведения продовольственной разверстки у крестьян изымались не только излишки продовольствия, но и часть необходимых самим крестьянам продуктов.

Помимо этого, советским  правительством были предприняты и  другие попытки налоготворчества. Особого  внимания заслуживает проведенная  Декретом от 21 ноября 1918 г. реформа косвенного обложения, по которой продукты, произведенные  на национализированных и взятых на учет фабриках, сдавались на основании  плана использования главному управлению продуктораспределения Наркомпрода. К ценам, устанавливаемым самим  государством в лице так называемого  «комитета цен», прибавлялись начисления в пользу государства, которым подлежало большинство продуктов.

Система просуществовала  немногим более года и была отменена Декретом от 17 января 1920 г., поскольку  реальные поступления от начислений в бюджет за первое полугодие 1919 г. оказались  меньше запланированных более чем  в 27 раз. Несмотря на тот факт, что  эксперимент полностью провалился, предполагалось, что надбавочная  система будет использоваться и  в дальнейшем в целях сокращения размеров ассигнований Компроду по его  расходным сметам и, следовательно, сокращения дефицита бюджета.

В результате проводимой финансовой политики к началу 1921 г. страна была почти полностью переведена на натуральное  обложение, огромная эмиссия привела  к обесцениванию рубля, а, следовательно, обесцениванию налогов. Циркуляром НКФ от 9 февраля 1921 г. взимание всех общегосударственных и местных налогов было приостановлено [8, c. 37].

С переходом весной 1921 г. к новой экономической политике появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам  финансовой политики. Налоговая система  России 1920-х гг. была во многом идентична  дореволюционной налоговой системе, в частности, в силу того обстоятельства, что многие ее создатели являлись представителями научного мира дореволюционной  России с уже сформированными  научными взглядами. Советским правительством предполагалось, что:

1) восстановление денежных  налогов создаст спрос на деньги, увеличит значение денег в  хозяйстве;

2) денежные налоги будут  нести определенную социально-воспитательную  роль (заставят население использовать  более совершенные приемы труда  и отчуждать некоторую часть  своих доходов на нужды государства).

В период новой экономической  политики наиболее четко просматривается  роль налоговой политики в общей  экономической политике страны, когда  наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в  короткие сроки коренным образом  изменить положение в сельском хозяйстве  и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных  фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует  отметить, что первоначально он складывался  как налог, основанный на поземельном  принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный  налог.

Возродив частную торговлю и промышленность и восстановив  тем самым объекты обложения, правительство, несмотря на возражение, что введение налогов приведет к  расширению бюрократического аппарата, приступило к формированию механизма  обложения дополнительного дохода граждан.

Признавая принцип концентрации обложения как более желательный  в дальнейшем, руководство страны на первом этапе пошло по пути создания достаточно разветвленной налоговой  системы, постепенно отсекая те налоги, непригодность которых выявлялась в процессе развития [7, c. 87].

К концу 1922 г. ее построение принципиально было закончено. Из действовавших  на тот момент двадцати налогов (кроме  продналога) пять были прямыми и  четырнадцать - косвенными. В последующие годы было введено не так много новых налогов, поскольку основные усилия законодателей были направлены на усовершенствование уже существующих. В 1928 г. налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов. Таким образом, 1922 г. можно назвать годом фактического формирования налоговой системы России.

Следует отметить, что некоторые  из введенных в период с 1921 г. по 1927 г. налогов не имели существенного  фискального значения и носили ярко выраженную политическую окраску.

Начиная с 1930-х гг. роль и  значение налогов в СССР резко  уменьшаются, налоги выполняют не свойственные им функции. Налоги используются как  орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями.

В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г.), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии [10, c. 100].

Плательщиками налога с оборота  были государственные производственные объединения, предприятия, организации, предприятия общественных и кооперативных (кроме колхозов) организаций (фабрики, заводы, фирмы, оптово-сбытовые организации, специализированные оптовые организации  министерства торговли союзных республик, предприятия и организации потребительской  кооперации и др.), действовавшие  на основе хозрасчета, имевшие самостоятельный  баланс и расчетный счет в Госбанке СССР.

Налогом с оборота в  СССР облагалась выручка от реализации по розничным или оптовым ценам  промышленности (с налогом с оборота) товаров собственного производства или собственной закупки всем покупателям, а также при отпуске  по указанным ценам отдельных  товаров (растительное масло, дрожжи, ферментированный табак, ткани, вата и др.) внутри объединения, предприятия. Не включалась в облагаемый оборот выручка: от реализации товаров, по которым не установлено обложение  налогом с оборота (мясомолочные товары, овощи, картофель, фрукты и др.); при отпуске товаров в установленном  порядке по оптовым ценам предприятий (без налога с оборота) для экспорта внешнеторговым организациям и т.д.

В 1931 г. установлен налог  с оборота кинотеатров, который  в 1935 г. объединен с налогом со зрелищ. Налог с оборота кинотеатров  взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров  по ставке 30 % [6, c. 31].

К налогам, дополнительно  введенным налоговой реформой, относился  налог с совхозов. Введение налога обосновывалось необходимостью связать  местные органы власти (райисполкомы) с расположенными на их территории совхозами и создать заинтересованность райисполкомов в финансовых результатах  деятельности совхозов. Налог с совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции  на сторону, сдачи ее своему объединению, тресту, а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска  этой продукции своим рабочим  и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1 % валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).

С началом Великой Отечественной  войны был введен военный налог (отменен в 1946 г.). Кроме того, 21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан [6, c. 35].

Основным налоговым платежом послевоенного периода выступал налог с оборота, своего рода акциз  на товары народного потребления  - хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т.д.

В третьей Программе КПСС, принятой на XXII съезде КПСС 31 октября 1961 г., предполагалась полная отмена налоговых  платежей с населения. В середине 1960-х гг. в СССР планировалось  осуществление коренной хозяйственной  реформы, направленной на повышение  эффективности и прибыльности налоговой  системы. В сфере налогообложения  к важнейшим мероприятиям по реформированию хозяйственного механизма следует  отнести: изменение порядка распределения  прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды, фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы  подоходного обложения колхозов. Фактически неизменной оставалась система  взимания налога с оборота.

Информация о работе История налогового права в России