Источники налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности системы источников налогового права.
Задачи:
Определить источники налогового права: понятие и классификация
Рассмотреть налоговый кодекс Российской Федерации как источник налогового права
Определить нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
Рассмотреть индивидуальные налогово-правовые акты, как источник налогового права
Рассмотреть решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………стр.3
1. Источники налогового права: понятие и классификация……………….стр.5
2. Налоговый кодекс Российской Федерации………………………...……стр.7
3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству………………………...….стр.9
4. Индивидуальные налогово-правовые акты……………………….…….стр.11
5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений…………………………………………………...….стр.13
6. Международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения
Заключение……………………………………………………………….….стр.16
Список используемой литературы…………………………………...…….стр.19

Файлы: 1 файл

К.Р. налоговое право.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

1) издан органом, не имеющим в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка;

2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов;

3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены налоговым кодексом Российской Федерации;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные налоговым кодексом Российской Федерации;

5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные налоговым кодексом Российской Федерации;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ;

7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ;

8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении;

9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ.

По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом. [5;28]

 

4. Индивидуальные налогово-правовые  акты

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты:

– имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно;

– являются властными и обязательными для исполнения;

– не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права;

– выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование;

– применяются однократно и на других субъектов не распространяется;

– обеспечиваются государственным принуждением.

Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия.

Характерные черты индивидуальных правовых актов:

– особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности;

– официальное решение, принятое органом публичного управления;

– предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица.

Классификация:

1) по субъектам, их принимающим (издающим):

– налоговыми органами – (большинство актов),

– финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов),

– таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика),

– органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды,

– органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД).

2) по направленности действия:

– правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика),

– правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика),

– правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения).

3) по характеру правового воздействия:

– регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения,

– охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности.

4) по форме:

– договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита,

– недоговорные – все остальные. [4;76]

5. Решения Конституционного  Суда Российской Федерации в системе правового регулирования налоговых отношений

Конституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция Российской Федерации и решения конституционного суда Российской Федерации, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит налоговым кодексом Российской Федерации.

К источникам налогового права относятся не все акты конституционного суда Российской Федерации, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции Российской Федерации, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права.

Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:

– решения Конституционного Суда Российской Федерации являются обязательными для всех правоприменителей;

– как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики;

– решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников.

Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.

Основные характеристики позиций Конституционного Суда Российской Федерации:

итогово-обощающий характер.

оценочная, аксиологическая природа правовых позиций.

правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений.

концептуальный характер.

общий характер.

юридическая обязательность.

правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя.

Виды правовых позиций:

1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений.

2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов.

3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля.

Виды решений Конституционного Суда Российской Федерации:

1. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по обоснованию и толкованию принципов налогообложения.

2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции Российской Федерации о законном установлении налогов и сборов.

3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах.

4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции Российской Федерации.

5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда Российской Федерации об ответственности за налоговые правонарушения. [5;128]]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Международные договоры  и соглашения по вопросам налогообложения

 

К источникам международного налогового права относятся национальное законодательство и международное соглашения (Директива ЕС «О введении единого НДС», Соглашение «Об устранении двойного налогообложения платежей по авторским правам», торговые договоры).

Налоговый кодекс – единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России.

Он состоит из 2 частей:

часть I (01.01. 1999 г) в этой части установлены и закреплены:

система законодательства о налогах и сборах;

общие принципы налогообложения;

система налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц;

налоговые органы и участники налоговых отношений;

основания возникновения, изменения, прекращения обязанностей по уплате налогов и сборов;

порядок и процедуры налогового производства и налогового контроля;

ответственность за совершения налоговых правонарушений;

порядок обжалования актов налоговых органов.

часть II (01.01. 2001 г) включает нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Источниками налогового права являются нормативные правовые акты законодательных органов государства, устанавливающие нормы права в сфере налоговой политики.

Под нормативным правовым актом понимается принятый и одобренный законодательными органами государства официальный письменный документ, в котором сформулированы правовые нормы. Все правовые акты принято подразделять на законы и подзаконные нормативные акты.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в специальном порядке законодательным органом государства либо населением на референдуме.

Основным законом является Конституция РФ. Все федеральные законы и другие нормативно-правовые акты должны приниматься в строгом соответствии с Конституцией РФ.

Также и налоговая политика РФ должна реализовываться в соответствии с Конституцией РФ.

Основным источником налогового права является налоговое законодательство, которое включает в себя Налоговый кодекс и федеральные законы о налогах и сборах, а также иные нормативно-правовые акты, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ представляет собой основополагающий нормативно-правовой акт, устанавливающий систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.

Следующими источниками налогового права являются акты исполнительных органов, а именно: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Также к этой категории следует отнести приказы, инструкции министерств и других центральных органов, решения органов местного самоуправления, имеющие значение нормативного акта, т.е устанавливающие определенные и обязательные для всех правила реализации налоговых правоотношений.

Правоприменительные акты Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по налоговым спорам не входят в систему нормативных актов по налогообложению, однако в условиях становления и развития отечественной налоговой системы они приобретают особое значение.

Важное значение для регламентации налоговых отношений приобретают также решения и определения Верховного Суда Российской Федерации. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Источники налогового права