Источники налогового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2015 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности системы источников налогового права.
Задачи:
Определить источники налогового права: понятие и классификация
Рассмотреть налоговый кодекс Российской Федерации как источник налогового права
Определить нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
Рассмотреть индивидуальные налогово-правовые акты, как источник налогового права
Рассмотреть решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………стр.3
1. Источники налогового права: понятие и классификация……………….стр.5
2. Налоговый кодекс Российской Федерации………………………...……стр.7
3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству………………………...….стр.9
4. Индивидуальные налогово-правовые акты……………………….…….стр.11
5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений…………………………………………………...….стр.13
6. Международные договоры и соглашения по вопросам налогообложения
Заключение……………………………………………………………….….стр.16
Список используемой литературы…………………………………...…….стр.19

Файлы: 1 файл

К.Р. налоговое право.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное  образовательное учреждение

  высшего профессионального образования

  «Российский государственный профессионально-педагогический  университет» 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Налоговое право»

Тема: Источники налогового права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2015

 

 

Введение

 

 

 

Введение………………………………………………………………………стр.3

1. Источники налогового права: понятие  и классификация……………….стр.5

2. Налоговый кодекс Российской Федерации………………………...……стр.7

3. Нормативные правовые акты  о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому  законодательству………………………...….стр.9

4. Индивидуальные налогово-правовые  акты……………………….…….стр.11

5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений…………………………………………………...….стр.13

6. Международные договоры и соглашения  по вопросам налогообложения

Заключение……………………………………………………………….….стр.16

Список используемой литературы…………………………………...…….стр.19

Приложение: Транспортный налог……………………….....……….…….стр.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема работы: источников налогового  права.

Актуальность темы заключается в том, что в последние годы в России наблюдается бурный процесс развития налогового законодательства как на федеральном, так и на региональном и местном уровне. Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней. Налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Налоги - один из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

Налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов с юридических и физических лиц в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные целевые фонды.

Главными источниками налогового права являются Налоговый кодекс РФ и законодательные акты Российской Федерации, принятые на их основе законы республик в составе Российской Федерации, акты представительных органов государственной власти краев, областей, автономных образований, органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории республик, краев, областей, других субъектов РФ к сфере их совместного с федеральными органами государственной власти ведения. Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.

Органы местного самоуправления регулируют вопросы налогообложения на своей территории в пределах, предусмотренных законодательством РФ. [1]

Цель работы: изучить особенности   системы источников налогового  права.

Задачи:

  1. Определить источники налогового права: понятие и классификация
  2. Рассмотреть налоговый кодекс Российской Федерации как источник налогового права
  3. Определить нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству
  4. Рассмотреть индивидуальные налогово-правовые акты, как источник налогового права
  5. Рассмотреть решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Источники налогового права: понятие  и классификация

Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.

Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит:

1. международные договоры Российской Федерации,

2. Налоговый Кодекс РФ,

3. федеральные законы и законы Российской Федерации,

4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ

5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.

Значение источников налогового права:

Источники налогового права являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.

Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии:

а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;

б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования.

Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.

Источники налогового права обладают следующими свойствами:

– формальная определенность;

– общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;

– законность, заключающаяся в наличии юридической силы.

Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:

– они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права

– принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ.

– источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. [3;89]

 

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость правовых норм, устранив произвол в их понимании и применении.

Налоговый кодекс Российской Федерации  занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем:

– закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

– определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;

– установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок;

– закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;

– регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Налоговый кодекс Российской Федерации является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей.

Часть первая налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Данный законодательный акт был введен в действие с 1 января 1999 года, он состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей.

Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Вторая часть налогового кодекса Российской Федерации регламентирует порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам.

Часть вторая налогового кодекса Российской Федерации принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года. В ее состав входят 4 раздела, 11 глав, 256 статей.

Налоговый кодекс Российской Федерации нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

Последние изменения  в налоговом кодексе с изменениями произошли 1 июля 2015 года, редакция, действующая с 30 июля 2015 года. [1;110]

 

 

 

 

3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательству

Правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные.

Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

Налоговый кодекс Российской Федерации разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти

– нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,

– нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ,

– нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. [3;91]

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.

Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим налоговому кодексу Российской Федерации, если такой акт:

Информация о работе Источники налогового права