Финансирование политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений в современном обществе, а также проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.
Достижения таковой цели возможно при решении следующих задач:
1. Определить понятие политической партии и общественного объединения;
2. Рассмотреть ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений;
3.Охарактеризовать способы формирования имущества политических партий и общественных объединений;
4.Проанализировать зарубежный опыт регламентации финансирования политических партий и общественных объединений .

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . . . . . . . . . . .12
3. Сравнительный анализ белорусского и зарубежного законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и общественных объединений . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

Обращаясь к опыту зарубежных стран, следует отметить, что законодательно прямое государственное финансирование партий по итогам выборов закреплено во многих странах , например, в Федеральном законе Аргентины «О финансировании политических партий» от 23 мая 2002 года, в Законе «О политических партиях» Германии от 24 июля 1967 года (в редакции от 28 июня 2002 г., в Законе «О выборах» Канады, вступившим в силу 19 июня 2003 года, в положениях Федерального кодекса избирательных процедур и институтов Мексики. Однако в большинстве зарубежных стран применяется системный подход к правовой регламентации указанного института. Так, критериями для государственного финансирования партий в Германии являются результаты голосования за партию в ландтаги земель, Бундестаг и Европарламент, в отличие от России, где субсидируются политические партии только по итогам федеральных выборов. В Германии государственные субсидии выдаются партиям, которые после подведения итогов выборов в Бундестаг или Европарламент получают не менее 0,5 процента голосов избирателей или на последних выборах в ландтаг той или иной федеральной земли завоевывают не менее одного процента голосов избирателей. Также партия может получить государственное финансирование в случае привлечения не менее 10 процентов «первых голосов» (голосов за кандидата по одномандатному округу) в каком-либо избирательном округе[14,с.58]. То есть в Германии порог доступа к государственному финансированию по итогам федеральных выборов понижен до 0,5 процента (в России — 3 процента). Более того, в Германии политическая партия может получить государственную помощь не только по итогам федеральных выборов по партийным спискам, но и по итогам выборов по одномандатным избирательным округам в субъектах федерации (федеральных землях), а также по итогам выборов в законодательные органы государственной власти субъектов федерации и Европарламент.

В Канаде, также как в  России, принципы компенсации расходов политических партий на выборах распространяется только на партии, которые пользуются определенной поддержкой избирателей. В соответствии со статьей 435 закона о выборах Канады такая поддержка оказывается кандидатам, получившим в целом не менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в выборах, или 5 процентов голосов в избирательных округах, в которых зарегистрированная партия выдвинула своих кандидатов[15, с.229].

Еще более низкий порог  к получению государственного субсидирования существует в Болгарии, где партия получает государственное финансирование при поддержке не менее одного процента избирателей, принявших участие в голосовании, а также в Хорватии, в которой в соответствии со статьей 8 Закона «О финансировании политических партий, независимых списков и кандидатов» партия получает государственное финансирование в случае, если имеет хотя бы одного члена парламента.

Однако в Канаде в случае достижения указанных результатов политическая партия может рассчитывать на покрытие лишь 50 процентов своих расходов на выборы. Выплаты в Канаде производятся казначеем из консолидированного фонда доходов ежеквартально по следующей схеме: сумма в 0,4375 канадских доллара умножается на число голосов, полученных партиями в целом или в избирательных округах, в которых они выдвинули кандидатов, а затем полученная сумма умножается на инфляционный индекс за квартал. Каждая партия получает ту долю из этого фонда, которая соответствует ее поддержке избирателями на последних выборах (статья 435 закона о выборах).

Безусловным преимуществом  прямого государственного финансирования политических партий в Канаде является ежеквартальная индексация выплат политическим партиям от государства.

Анализируя институт прямого государственного финансирования политических партий в абсолютных величинах, следует подчеркнуть, что в Российской Федерации уровень финансирования в 20 рублей за 1 голос избирателя примерно соизмерим с размерами государственного финансирования партий в развитых зарубежных странах. Так, например, как уже упоминалось, в Канаде за один голос избирателя партия может получить 0,4375 канадских доллара. Более совершенная система выделения государственных субсидий наличествует в Германии, где общая сумма, выдаваемая всем партиям в порядке возмещения их расходов на проведение предвыборной кампании, исчисляется как произведение 0,85 евро на общее количество избирателей в данном избирательном регионе, а также 0,70 евро за каждый голос сверх четырехмиллионного порога. То есть в ФРГ действует дифференцированная шкала государственного финансирования. Таким образом, в Германии политическая партия получает финансирование на 0,15 евро меньше за каждый голос, полученный сверх четырехмиллионного порога голосов избирателей.

Иная система государственного финансирования партий функционирует в Аргентине. Здесь правительство гарантирует предоставление государственного финансирования всем общенациональным политическим партиям по целевому принципу: на осуществление общей политической деятельности и на участие в общих избирательных кампаниях. При этом указанные денежные средства ежегодно распределяются следующим образом: 20 процентов — в равной степени между всеми официально признанными партиями; 80 процентов — в зависимости от количества голосов избирателей, полученных партией на предыдущих выборах национальных депутатов[16, с.59]. Для обеспечения прозрачности ведения финансовых операций при существовании подобной системы государственного финансирования необходимо дополнительное правовое регулирование осуществления контроля над расходованием государственных денег, а, следовательно, создание дорогостоящих механизмов реализации данных правовых норм, что не оправдывает потенциальную эффективность обозначенной модели. Следует отметить, что в Аргентине в случае, если партия приняла участие в выборах в составе коалиции, денежные средства распределяются между партиями в соответствии с заключенным между ними соглашением. На основании положений закона Аргентины о Генеральном национальном бюджете на год, в котором состоятся федеральные выборы, должны быть установлены лимиты бюджетных обязательств, которые выделяются политическим партиям для финансирования избирательных кампаний (90 % от объема общих государственных расходов на организацию выборов). Отметим, что для политических партий, которые не участвовали в предыдущих общенациональных выборах, устанавливается особый режим государственного финансирования через систему вексельных поручительств с обязательством дополнить объем финансирования в случае, если количество полученных голосов не будет соответствовать осуществленному ранее финансированию. Правовая норма об установлении вексельных поручительств новым партиям является эффективным инструментом возврата денежных средств от партий, ранее не принимавших участие в выборах, путем возможности в случае низкого результата взыскать денежные средства с поручителей. В то же время представляется маловероятным, что те или иные организации окажут серьезную поддержку небольшим политическим партиям путем выпуска векселя. В данном случае более простым механизмом осуществления помощи является пожертвование в соответствующий избирательный фонд политической партии. То есть, целесообразность указанной правовой нормы отсутствует. Такая ситуация ставит новые избирательные объединения в зависимость от коммерческих организаций.

Таким образом, в Аргентине  государственное финансирование политических партий осуществляется только в период избирательных кампаний, что значительно усложняет работу партий в межвыборной период.

Некоторые общие черты  с аргентинской системой государственного финансирования политических партий в аспекте распределения денежных средств между политическими партиями по разным критериям имеются в Боснии и Герцеговине, где прямое государственное финансирование возмещает в среднем 50 процентов суммарных расходов политических партий на избирательные кампании. Политические партии, которые представлены в правительстве Боснии и Герцеговины, финансируются из средств бюджета. В соответствии со статьей 11 Закона «О финансировании партий» тридцать процентов субсидий распределяется в равной пропорции между партиями; остальные 70 процентов — в зависимости от количества полученных политическими партиями депутатских мандатов в парламенте Боснии и Герцеговины.

Схожая система прямого  государственного финансирования действует в Хорватии, где объем государственного финансирования зависит от представительства в Хорватском Соборе (нижняя палата парламента). В Хорватии 20 процентов от общего объема государствен ного финансирования в равных пропорциях распределяется среди фракций, представленных в Соборе, 80 процентов — среди партий пропорционально полученным ими депутатским мандатам в Соборе.

Аналогичная система функционирует в Венгрии с той лишь разницей, что в равной степени среди всех партий распределяются 25 процентов общего бюджетного финансирования партий, а соразмерно поддержке избирателей партиям отдается 75 процентов от общего фонда финансирования. Также в Хорватии помимо выделения субсидий государство возмещает политическим партиям расходы на избирательную кампанию в случае, если избирательное объединение получило поддержку не менее 3 процентов голосов избирателей на национальных выборах, а также кандидатам от политических партий, которые получили поддержку не менее 6 процентов голосов избирателей в соответствующем одномандатном округе по выборам в Собор.

В Македонии все политические партии, которые не представлены в  парламенте, но набрали поддержку более одного процента проголосовавших на последних выборах в национальный парламент избирателей, получают суммарно государственное финансирование в объеме 30 процентов от общего размера государственного финансирования политических партий. Партии, допущенные к распределению депутатских мандатов в Парламенте Македонии, с 1 января 2005 года получают финансирование пропорционально своему представительству в парламенте (70 процентов от общего государственного субсидирования политических партий — примерно 500 миллионов евро). Кроме того, парламентские партии получают компенсацию затрат, произведенных в период избирательной кампании в парламент в расчете 15 динаров за каждый полученный голос. Расчет выделяемых денежных средств ведется в динарах с фиксацией эквивалента в евро.

В Российской Федерации политические партии не получают государственное финансирование по итогам выборов в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Имеется большое количество примеров, когда партии, не преодолевшие трехпроцентный барьер на федеральных выборах, в регионах составляют значительную конкуренцию крупнейшим партиям страны. Например, если на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва за партию «ПАТРИОТЫ РОССИИ» проголосовало 0,89 процента избирателей, принявших участие в голосовании, то на выборах 2 декабря 2007 года в Законодательное Собрание Камчатского края за указанную партию проголосовало 7,38 процента избирателей. Региональные отделения большинства политических партий в России в соответствии, например, с данными сводных финансовых отчетов за первое полугодие 2007 года получают незначительное финансирование. При этом эта сумма в совокупности равна 50 процентам расходов всех партий в целом и составляет по всем избирательным объединениям 342 миллиона рублей. Таким образом, возникает ситуация, когда партии, представленные в законодательных органах власти субъектов Федерации, но не преодолевшие трехпроцентный барьер на выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, полностью лишены государственной поддержки. В то же время эти партии могут представлять в регионах широкие массы избирателей, что в условиях федерализма игнорировать нельзя[17, с.100].

В некоторых зарубежных странах государство обеспечивает материальную помощь политическим партиям после их регистрации на выборах в законодательные органы государственной власти. Так, например, в Албании политическая партия получает субсидию в размере 300 тысяч лек после ее регистрации на выборах. В то же время, в соответствии с пунктом 1 статьи 145 Избирательного кодекса Албании 2000 года политические партии, зарегистрированные Центральной избирательной комиссией, дополнительно получают право на финансирование из государственного бюджета для проведения избирательных кампаний. Указанные денежные средства выделяются Центральной избирательной тельной комиссией политическим партиям, принимающим участие в голосовании, в течение 30 дней после утверждения ассигнований в парламенте. Платежи производятся министерством финансов Албании после официального утверждения Центральной избирательной комиссией плана распределения указанных денежных средств.

Необходимо подчеркнуть, что в Албании после выборов  политические партии, получившие поддержку менее 2,5 процентов избирателей, принявших участие в голосовании, обязаны осуществить возврат выделенных в порядке прямого государственного финансирования денежных средств. Возвращенные средства после выборов перераспределяются среди политических партий, набравших более 2,5 процентов голосов избирателей, в соответствии с процентным соотношением полученных голосов. Следует указать, что нормы о возврате денежных средств политическими партиями в странах западной демократии в целом предусматривают обязательность данного возврата только по выделенным средствам по косвенному государственному финансированию (за бесплатно предоставленное эфирное время и печатные площади в средствах массовой информации). В то же время правовые нормы о возврате средств, выделенных в порядке прямого государственного финансирования партий, отсутствуют в абсолютном большинстве стран.

Интересной нормой немецкого законодательства является установление так называемого потолка государственного финансирования на все партии вместе взятые — 133 миллиона евро в год, или 532 миллиона за один «легислатурный период». То есть партия не может получить в совокупности по результатам выборов всех уровней государственное финансирование, превышающее указанную выше сумму. Подобное ограничение наличествует и в законодательстве Швеции, в соответствии с нормами которого государственная поддержка всех политических партий осуществляется в размере 360 миллионов шведских крон7. При этом каждая партия может рассчитывать на получение финансирования соразмерно местам, полученным в Риксдаге.

Несколько иным образом лимит государственного финансирования партий регламентирован в Литве, где сумма всех субсидий политическим партиям не может превышать 0,1 процента государственного бюджета, а также в Хорватии, где в соответствии со статьей 7 Закона «О финансировании политических партий, независимых списков и кандидатов» общий размер государственного финансирования политических партий не может превышать 0,056 процента от государственного бюджета предыдущего года.

Необычный метод государственной поддержки политических партий используется в Молдове. В соответствии со статьей 37 Избирательного кодекса Молдовы государство предоставляет конкурентам на выборах беспроцентные кредиты. Получение кредитов из государственного бюджета Молдовы осуществляется только через финансового уполномоченного, назначенного конкурентом на выборах. Финансовым уполномоченным может быть физическое или юридическое лицо, зарегистрированное Министерством финансов Молдовы. Указанное лицо несет солидарную ответственность с назначившим его конкурентом на выборах.

Полученные от государства  кредиты погашаются государством полностью или частично в зависимости от общего количества действительных голосов, поданных за конкурента на выборах в соответствующем избирательном округе. Денежная сумма, полученная путем деления суммы кредита на число избирателей, принявших участие в голосовании, и затем умножения полученного результата на количество действительных голосов, поданных за соответствующего конкурента на выборах, подлежит погашению за счет государства.

Конкуренты на выборах, набравшие менее трех процентов действительных голосов по стране или по соответствующим округам, а также неизбранные независимые кандидаты обязаны возвратить полученные из государственного бюджета кредиты в двухмесячный срок после завершения голосования в соответствии с пунктом 4 статьи 37 Избирательного кодекса Молдовы. Остальные конкуренты на выборах возвращают кредиты в четырехмесячный срок.

Информация о работе Финансирование политических партий