Финансирование политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений в современном обществе, а также проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.
Достижения таковой цели возможно при решении следующих задач:
1. Определить понятие политической партии и общественного объединения;
2. Рассмотреть ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений;
3.Охарактеризовать способы формирования имущества политических партий и общественных объединений;
4.Проанализировать зарубежный опыт регламентации финансирования политических партий и общественных объединений .

Содержание работы

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . . . . . . . . . . .12
3. Сравнительный анализ белорусского и зарубежного законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и общественных объединений . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Файлы: 1 файл

Курсовая 3 курс.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

 

1.Ограничения в финансировании политических партий и общественных объединений в Республике Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

 2. Источники и порядок формирования денежных средств и имущества политических партий и общественных объединений. . . . .  . . . . . . . . .12

3. Сравнительный анализ белорусского и зарубежного законодательства, регулирующего финансовую деятельность политических партий и общественных объединений . . . . . . . . . . . . .19

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  27

 

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . .   29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 ВВЕДЕНИЕ

 

 

Политические партии и  общественные объединения – это  те формирования  , которые играют важное значение в жизни современного общества.      

Финансирование политических партий и общественных объединений  является важным составляющим политики государства в отношении политических партий. В законах Республики Беларусь и зарубежных стран  о политических партиях  и общественных объединениях отдельно стоит вопрос о их финансировании. Законы государств имеют как сходства, так и кардинальные отличия.

Актуальность темы исследования связана с тем, что возможности  партий завоевать публичную власть в значительной степени зависят  от возможности хозяйственной деятельности, от доступа к финансовым ресурсам. Эта проблема обострилась в современных  условиях политической борьбы, ориентированных  на использование дорогостоящих  методов и средств, в результате чего фактор финансирования чрезвычайно  сильно влияет на исходные возможности  партий, на результаты выборов и  развитие партийной системы в  целом. Вместе с тем, не представляется излишне категоричным утверждение  о том, что финансирование способно самым серьезным образом исказить сущность свободных справедливых выборов  и иных демократических институтов.

Объектом исследования курсовой работы являются  общественные отношения  в сфере регулирования статуса  политической партии  и общественных объединений как юридического лица и вытекающих из него правовых и  функциональных обязанностей и общественные отношения, складывающиеся в сфере  политической жизни государства.

Предмет исследования –  правовой  статус общественных объединений  и политических партий в Республике Беларусь , а также их финансовая деятельность на основании анализа  законодательства.

Цель курсовой работы –  охарактеризовать роль и значение финансирования, финансовой деятельности политических партий и общественных объединений   в современном обществе, а также  проанализировать отличие белорусского и зарубежного законодательства в этой сфере.

Достижения таковой цели возможно при решении следующих  задач:

   1. Определить понятие  политической партии и общественного  объединения;

   2. Рассмотреть ограничения  в финансировании политических  партий и общественных объединений;

   3.Охарактеризовать  способы формирования имущества  политических партий и общественных  объединений;

   4.Проанализировать  зарубежный опыт регламентации  финансирования политических партий  и общественных объединений .

Для решения задач возникших  в ходе выполнения курсовой работы использовались общенаучные и специальные  методы исследования: исторический, метод  системного анализа и статистический метод, формально-юридический, сравнительно-правовой, социально-правовой (политологический).

При написании курсовой работы была использована научная литература следующих авторов: Автономов А.Г., Макарцев А.А., Колюшин Е.И., Мишин  А.А., также Гражданский кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь « О политических партиях» и «  Об общественных объединениях» и  правовые периодические издания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          1.ОГРАНИЧЕНИЯ В ФИНАНСИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

Финансовая сторона деятельности  политических партии и общественных объединений  - одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одно образование  не может функционировать. Практически  каждое государство стремится направить  эти процессы в цивилизованное русло  и в законодательстве многих стран  содержатся положения,  детально регламентирующие финансовую сторону их деятельности, отсюда и вытекают такие положения  как, предоставление  государственным  органам отчетов с  указанием  источников получаемых ими денег, публикация  расходов, доходов  и сальдо.

 Существование у   политических   партий  неравных  финансовых возможностей вызывает  неравенство шансов в  политическом  соперничестве. К тому же, отдельные  лидеры с помощью так называемых  « политических  инвестиций» используют  политические   партии  как  инструмента влияния на принятие  решений в личных интересах. 

С помощью правовой регламентации  деятельности  политических   партий  в сфере финансовых отношений, можно выделить две группы государств.

К первой относятся государства  так называемой  «Зрелой демократии», где нормативные акты, регламентирующие  финансирование   политических   партий , принимаются время от времени, начиная с середины 60-х годов XX века: это 1966 - Дания, Швеция, 1967 - ФРГ, 1969 - Финляндия, 1974 - Италия, США, 1975 - Австрия, 1976 - Португалия, 1984 - Греция, 1988 - Франция.

Ко второй группе относятся  государства с однопартийной  системой. В этих государствах такой  регламентации не было, поскольку  финансы и имущество правящей  партии  отделялись от финансов и  государственного имущества. Кроме  того, в некоторых странах третьего мира, в частности в Африке, партийные  организации одновременно были и  государственными органами, а потому широко финансировались государством[ 1, с.152 ].

По современному законодательству в сфере  финансирования   политических   партий  можно отделить такие  источники:

а) собственные средства  партий;

б) частное финансирование;

в) государственное  финансирование[2,с.38].

 Однако пути,  по  которым идут государства регламентируя  деятельность политических партий  и общественных объединений могут  быть различными, например в Российской  Федерации установлены суммарные  ограничения относительно пожертвований как от юридических лиц, так и от физических[3,с.14].

Отдельный вопрос – государственное  финансирование политических партий. В существующем  законодательстве Республики Беларусь не предусмотрено  государственное финансирование деятельности партий.

К примеру, зарубежное законодательство предусматривает три основных вида государственного финансирования:

- дотации на возмещение  избирательных расходов политических  партий,

- дотации их парламентским  фракциям,

- прямые дотации на  осуществление ими своей общественной  деятельности[1, с.155].

В Республике Беларусь основные положения, касающиеся финансовых сторон деятельности партий, закреплены в  Законе о политических партиях,  и иных ведомственных актах, регламентирующих бухгалтерскую отчётность.

   Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «  О  политических партиях»: политической  партией является добровольное  общественное объединение, преследующее  политические цели, содействующее  выявлению и выражению политической  воли граждан и участвующее  в выборах.

Политические партии со дня  их государственной регистрации  имеют право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и  решения;

б)  пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

в) учреждать собственные  средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

г) проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия  в порядке, установленном законодательством; защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных  органах и иных организациях;

д) участвовать в выборах  в порядке, установленном законодательством; поддерживать связи с другими  политическими партиями, союзами, иными  общественными объединениями, их союзами (ассоциациями); создавать союзы [4, ст.21].

Политическая партия обладает и другими правами например, могут  иметь в собственности любое  имущество, необходимое для их деятельности, предусмотренной уставом.

Ограничения , относящиеся  к финансирования политических партий изложены в Законе Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XІІ с последующими изменениями и дополнениями. Основными  положениями являются:

а) финансирование политических партий, союзов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов не допускается.

б) государственные органы и иные государственные организации  не вправе финансировать политические партии, союзы.

в) политическим партиям, союзам и созданным ими юридическим  лицам запрещается прямо либо косвенно получать денежные средства и иное имущество от:

         1) иностранных государств и организаций,  международных организаций, иностранных  граждан и лиц без гражданства;

         2)   анонимных жертвователей;

         3)   граждан, не достигших  восемнадцатилетнего возраста;

         4) юридических лиц, зарегистрированных  в установленном порядке менее  чем за один год до дня  внесения пожертвования;

         5) религиозных организаций, а  также юридических лиц, учрежденных  религиозными организациями[4, ст. 24].

Таким образом из положений  закона можно сделать выводы о  полном отделении политических партий  от государственного аппарата.      

Не считается незаконным получение средств политической партией  от участия представителей политических партий, союзов в съездах, научных конференциях и иных мероприятиях за счет принимающей стороны.

Не смотря на  большое  количество ограничений относительно финансовой стороны деятельности  политических партий, законодательством  разрешено занятие партиями предпринимательской  деятельностью. Однако и  эта сторона  их деятельности детально регламентирована, а именно существует перечень разрешённых  видов деятельности :

 а)   основание средств  массовой информации;

 б)   изготовления  и продажи общественно-политических  изданий,     

 в) изготовление и  продажа пропагандистских и агитационных  материалов,

 г)  изготовление и  продажа сувенирной продукции  с изображением собственной символики[4,ст. 23].         

Денежные средства политической партии, союза могут размещаться  только на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, зарегистрированных на территории Республики Беларусь.

Также в законодательстве предусмотрено ещё одно ограничение, относительно получения доходов, так  предусмотрен запрет на получение доходов  от акций и иных ценных бумаг.

Денежные средства и иное имущество, полученные политическими  партиями, союзами и созданными ими  юридическими лицами из источников, запрещенных  законодательством, должны быть переданы в доход государства в порядке, установленном законодательством.

За нарушение Конституции  и других актов законодательства, учредительных документов к политической партии, союзу могут быть применены  следующие меры ответственности: письменное предупреждение; приостановление деятельности политической партии, союза; ликвидация политической партии, союза [4,ст. 29 ].

Письменное предупреждение выносится Министерством юстиции  Республики Беларусь. Деятельность политической партии, союза может быть приостановлена на срок от одного месяца до шести месяцев  решением Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Министерства юстиции, если им было вынесено письменное предупреждение и политическая партия, союз в установленные сроки не устранили нарушений, послуживших  основанием для вынесения письменного  предупреждения, либо не сообщили в  регистрирующий орган об их устранении с представлением подтверждающих документов.

Политическая партия, союз ликвидируются по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях: совершения политической партией, союзом действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя  либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды; нарушения политической партией, союзом законодательства и (или) их учредительных  документов в течение одного года после вынесения письменного  предупреждения; если при государственной  регистрации политической партии, союза  со стороны их учредителей были допущены такие нарушения Закона о политических партиях, а также иных актов законодательства, носящие неустранимый характер; если численность политической партии менее 1000 членов; неустранения нарушений, послуживших  основанием для приостановления  деятельности политической партии, союза, в срок, установленный решением Верховного Суда Республики Беларусь.

Информация о работе Финансирование политических партий