Анализ форм народовластия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ форм народовластия.
Задачей моего исследования, конечно же, в соответствии с целью является понятие народовластия, и его истинная сущность
Объектом моего исследования являются общественные отношения, которые в той или иной степени затрагивают выбранную мной тему.
В процессе написания работы были проанализированы такие источники как: Конституция РФ, федеральные законы, и другие.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ НАРОДОВЛАСТИЯ, ФОРМЫ ЕГО ОСУЩЕСВЛЕНИЯ И ИХ СООТНОШЕНИЕ.
ГЛАВА2 . ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.
ГЛАВА3.ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.
1 Референдум и выборы - ключевые институты непосредственной демократии.
2 Отзыв депутатов и выборных должностных лиц.
3 Правотворческая инициатива граждан.
4 Иные институты непосредственной демократии.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

праводение.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА3.ИНСТИТУТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ.

Формы (институты) непосредственной демократии разнообразны.  Среди них можно выделить те формы и институты прямой демократии, посредством которых граждане самостоятельно решают вопросы государственной и местной жизни, принимая окончательные и обще-  обязательные решения на референдуме, определяя на выборах состав  выборных органов. Согласно Конституции РФ референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти  народа. На региональном и муниципальном уровне законодательство  предусматривает возможность использования института отзыва населением выборных лиц. В муниципальных образованиях население может решать вопросы местного значения на сходе граждан.  Посредством других форм прямой демократии граждане выражают свое мнение по тем или иным вопросам государственного и местного значения, а окончательное решение принимают соответствующие компетентные органы власти. Речь идет о формах демократии, имеющих лишь совещательный, консультативный характер, например, обсуждение проектов законов и решений, проведение митингов и принятие на них каких-либо обращений, а также индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления с предложениями, жалобами и т.д. На уровне субъектов РФ (например, в Москве) и муниципальных образований законодательство допускает возможность проявления правотворческой инициативы населения, т.е. внесение (при условии поддержки этой инициативы определенным числом граждан) проектов правовых актов в органы государственной власти и, органы местного самоуправления. Данные органы рассматривают внесенные проекты и принимают по ним окончательное решение. [3; стр.91]

 

1 Референдум и выборы - ключевые  институты непосредственной демократии.

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам - форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами.

 Выборы - форма прямого волеизъявления  граждан, осуществляемого в соответствии  с Конституцией РФ, федеральными  законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица[6]

 Посредством выборов формируются  государственные органы, органы  местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов Федерации. Помимо этого избираются и представительные органы местного самоуправления. В настоящее время таким образом избирается и ряд должностных лиц: Президент РФ, главы муниципальных образований (главы районов, мэры городов и др.).

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум. Законодательство предусматривает референдум РФ, референдумы субъектов Федерации, местный референдум. О референдуме РФ говорится в Конституции РФ, подробно же его организация и проведение регламентированы Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. "О референдуме Российской Федерации", а также Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Референдум РФ - всенародное голосование  граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения[2;ст.1].

Решение, принятое на нем, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. На референдум выносятся  важные вопросы значения, затрагивающие интересы народа. По инициативе Конституционного Собрания может быть вынесен проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции Российской Федерации. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации. Кроме того, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией к ведению о Российской Федерации (ст. 71), а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

 Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции  РФ, ограничивать, отменять или умалять  общепризнанные права и свободы  человека и гражданина, конституционные  гарантии реализации таких прав  и свобод. Определенные вопросы  не могут выноситься на всероссийский референдум. [2;ст.6]

Право на участии в референдуме

Референдум проводится на основе всеобщего  равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании; участие  в референдуме свободное, голосование  личное. Каждый участник референдума обладает одним голосом. В референдуме имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет. В то же время не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум назначает Президент  РФ по инициативе:

1) не менее чем двум миллионам  граждан РФ, имеющих право на  участие в референдуме, - при условии,  что на территории одного субъекта  РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;

2) Конституционного Собрания в  случае, когда оно вы-

носит на всенародное голосование  проект новой Конституции РФ[1,ст135,ч3];

3) федеральным органам государственной  власти

Только эти субъекты могут выдвинуть - юридически значимое требование референдума. Инициатива указанного числа граждан реализуется в  определенном порядке.

Механизм реализации инициативы граждан по проведению референдума:

1.Образуется инициативная  группа более чем в половине субъектов РФ, в каждую региональную подгруппу должно входить не менее 100 участников референдума. Региональные подгруппы регистрируются в избирательных комиссиях соответствующих субъектов РФ.

2.Не позднее чем  за пять дней до дня проведения собрания участников референдума уведомляют в письменной форме избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ о месте и времени проведения собрания, а также о вопросе (вопросах) референдума.

3.Собрание региональной  подгруппы правомочно, если в  нем принимают участие не менее 100 участников референдума, место жительства которых находится на территории того субъекта Российской Федерации, где проводится собрание. Подписи указанных участников референдума в протоколе их регистрации на собрании региональной подгруппы удостоверяются нотариально. На собрании региональной подгруппы решается :

1) факт создания инициативной  группы по проведению референдума;

2) об утверждении формулировки  вопроса (вопросов) референдума;

3)назначение из числа  членов региональной подгруппы уполномоченных представителей региональной подгруппы.

4)решения собрания  и число членов региональной  подгруппы отражаются в его  протоколе. Решение собрания региональной  подгруппы считается принятым, если  за него проголосовало более  половины участников собрания.

 

4 Уполномоченные представители  региональной подгруппы обращаются  в избирательную комиссию соответствующего  субъекта РФ с ходатайством  о регистрации региональной подгруппы.

5Избирательная комиссия  субъекта РФ, получив ходатайство  о регистрации региональной подгруппы, незамедлительно уведомляет Центральную избирательную комиссию РФ о вопросе (вопросах) референдума, указанном (указанных) в ходатайстве. Центральная избирательная комиссия РФ в течение 10 дней со дня первого такого уведомления проверяет соответствие вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренных законодательством.

6.Избирательная комиссия  субъекта РФ в течение 15 дней  со дня получения ходатайства  о регистрации региональной подгруппы  проверяет соответствие ходатайства  и приложенных к нему документов требованиям, предусмотренным Федеральным конституционным законом[2] и принимает одно из следующих решений:

1) о регистрации региональной  подгруппы. В данном решении  указываются формулировка вопроса  (вопросов) референдума, фамилии, имена и отчества всех членов региональной подгруппы, а также фамилии, имена и отчества уполномоченных представителей региональной подгруппы;

2) об отказе в регистрации  региональной подгруппы.

7.В случае регистрации  региональных подгрупп более  чем в половине субъектов РФ уполномоченные представители региональных подгрупп более чем половины субъектов Российской Федерации вправе на своем собрании принять решение об обращении в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума и вопроса (вопросов) референдума) и обратиться с указанным ходатайством в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через два месяца со дня регистрации первой региональной подгруппы.

8.В случае соблюдения  всех требований Закона Центризбирком  выдает регистрационное свидетельство  инициативной группы по проведению  референдума, в котором указывается  дата окончания срока сбора  подписей в поддержку инициативы  проведения референдума.

9. Сбор подписей осуществляется  в течение 45 дней со дня,  следующего за днем регистрации  инициативной группы по проведению  референдума. Подписи собираются  посредством их внесения в  подписные листы, которые изготовляются  инициативной группой по установленной Законом форме. Нужно собрать два миллиона подписей, при чем в одном субъекте не более 50 тысяч. Число подписей может превышать необходимое не более чем на 5%.

10.Впоследствии подписные  листы, другие необходимые документы  передаются в Центральную избирательную комиссию РФ, которая осуществляет их проверку (не менее 40% подписей) и по итогам этой проверки принимает решение о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Если более 5 % подписей не действительно от общего количества подписей, отобранных для проверки, дальнейшая проверка подписных листов не проводится.

Если же число достоверных  подписей достаточно для назначения референдума Центризбирком направляет свое решение Президенту РФ и одновременно уведомляет об этом палаты федерального парламента.

11.Президент РФ, получив  документы, на основании которых  назначается референдум, направляет  их в Конституционный Суд РФ  с

запросом о соответствии Конституции инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам). Если Конституционный Суд РФ признает конституционность такой инициативы, то Президент РФ назначает референдум. Если указанная инициатива признается не соответствующей Конституции, то процедура по ее реализации прекращается с момента вступления в силу соответствующего решения Конституционного Суда РФГолосование проводится в воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени

Голосование на выборах  и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.[6]

Подготовку и проведение референдума организуют комиссии по проведению референдума: Центральная  избирательная комиссия РФ и избирательные  комиссии субъектов РФ, действующие в качестве соответствующих комиссий по проведению референдума, а также территориальные (районные, городские и др.) и участковые комиссии по проведению референдума занимаются: техническим оснащение, агитацией по вопросам референдума, списками участников референдума. Определяет результаты референдума Центральная избирательная комиссия. Референдум признается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в референдуме. Решение считается принятым, если за него в целом по РФ проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на референдуме, вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ результатов референдума. Это решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок его отмены или изменения.

 

2 Отзыв депутатов и  выборных должностных лиц.

Отзыв депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для проведения местного референдума.

Основания для отзыва депутатов и выборных должностных  лиц и процедура отзыва устанавливаются  уставом муниципального образования. Основаниями для отзыва могут  служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке.

Процедура отзыва должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований  для отзыва. Депутаты и выборные должностные лица считается отозванными, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).

Итоги голосования по отзыву подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

 Самостоятельность  муниципальных образований в  правовом регулировании института отзыва предполагает возможность либо установления непосредственно в уставе процедуры отзыва, включая дополнительные гарантии прав его участников, либо отсылки к регулирующему данную процедуру закону субъекта Российской Федерации, подлежащему применению при проведении отзыва в муниципальном образовании. Причем такие законы должны исключать вмешательство государственных органов, а также избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в процесс отзыва, поскольку иное было бы нарушением конституционных принципов местного самоуправления.[7]

Информация о работе Анализ форм народовластия