Зарубежный опыт организации местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 11:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение практики организации местного самоуправления в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- дать общую характеристику местному самоуправлению;
- рассмотреть порядок формирования органов местного самоуправления и компетенции органов местного самоуправления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ГЛАВА 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 2. Системы местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ГЛАВА 3. Порядок формирования органов местного самоуправления . . . .
ГЛАВА 4. Компетенция органов местного самоуправления . . . . . . . . . . . . .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

!!!готово ПРЕДМЕТ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ.docx

— 57.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Факультет государственного и муниципального управления

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Выполнил студент

 

   ___________________

          (подпись)

Руководитель ________________________________

(должность, ФИО)                               __________________

(оценка, подпись)

 

 

Казань

2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ГЛАВА 2. Системы местного самоуправления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ГЛАВА 3. Порядок формирования органов местного самоуправления . . . .

ГЛАВА 4. Компетенция органов местного самоуправления . . . . . . . . . . . . .

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема моей контрольной  работы: «Зарубежный опыт организации местно самоуправления». Местное самоуправление как самостоятельное явление общественной жизни и институт гражданского общества зародилось в глубокой древности. Оно существовало в качестве общинного самоуправления еще до государственно-организованного общества, прошло этапы античного мира, средних веков и нового времени. С конца XVIII в. и особенно в XIX в. местное самоуправление становится постоянным объектом теоретического научного осмысления. Оно активно используется при проведении политических, административных и правовых реформ.

В современной научной  и учебной литературе выделяется пять основных теорий местного самоуправления.

Теория свободной общины разработана в начале XIX в. немецкими учеными. Главная направленность ее заключается в обосновании необходимости ограничения вмешательства государства в дела общины, которая исторически предшествовала государству. Эта теория, основанная на идее естественного права, исходила из признания общины как естественного сложившегося организма, независимого от государства.

Теория общественного  самоуправления, пришедшая на смену  теории свободной общины, также исходила из противостояния государства и  общества, из признания свободы осуществления  своих задач местными сообществами. Эта теория выдвигала в качестве признаков самоуправления не государственный, а именно хозяйственный характер деятельности местного самоуправления, усматривала сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать своими общественными  интересами без каких-либо вмешательств со стороны государства. При этом на первый план выдвигались не естественные права общины, а хозяйственная  деятельность органов самоуправления. Однако на практике оказалось затруднительным  выделить чисто хозяйственные дела местного значения, которые по своему существу отличались бы от дел государственного управления.

Теория государственного самоуправления разработана немецкими  учеными XIX в. Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом. Суть этой теории в том, что самоуправление рассматривается как одна из форм организации местного государственного управления. Все полномочия местного самоуправления даны государством. Однако местное самоуправление  осуществляется не правительственными лицами, а самими местными жителями, которые заинтересованы в результатах местного управления. В теории подчеркивается именно государственный характер местного самоуправления.

Теория дуализма местного самоуправления исходит из двойственного  характера муниципальной деятельности - самостоятельного решения местных  дел и осуществления на местном  уровне определенных государственных  функций. Поэтому муниципальные  органы, осуществляя управленческие функции, выходят за пределы местных  вопросов и должны действовать как  инструмент государственного управления.

Теория социального обслуживания считает, что основной задачей муниципальных  органов является оказание услуг  населению, главной целью их выступает  благосостояние жителей.

Целью данной работы является рассмотрение практики организации местного самоуправления в зарубежных странах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- дать общую характеристику местному самоуправлению;

- рассмотреть порядок формирования органов местного самоуправления и компетенции органов местного самоуправления.

При написании работы были использованы рабаты таких авторов, как                  Е.М. Ковешников, «Муниципальное право», Н.В. Баглай, «Конституционное право зарубежных стран»,

 

 

 

ГЛАВА 1. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления

 

В большинстве современных  государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании, а также специально назначенными из центра органами местного управления. Местное или муниципальное самоуправление - это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны. Европейская хартия о местном самоуправлении, дает общее определение местного самоуправления, фактически ставшее универсальным и принятое всеми демократическими государствами. Под местным самоуправлением Хартия понимает «право, действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения».

Концепция местного самоуправления исходит, прежде всего, из того, что  местные сообщества населения представляют собой один из основных элементов  любого демократического режима, а  право граждан на участие в  управлении общественными делами является составной частью демократических  принципов построения большинства  современных государств.

Кроме того, принцип местного самоуправления исходит из того, что  участие граждан  в управлении общественными делами  самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне. При этом совершенно очевидно, что существование местных сообществ, облеченных реальными полномочиями, делает возможным обеспечить такое управление, которое было бы наиболее эффективным и максимально приближенным к нуждам населения.

Сила и влияние органов  местного самоуправления в различных  странах отражает степень демократизма существующего политического режима. Эти органы возникли и развивались  как прямой противовес абсолютной власти центра. В силу этого они очень часто оказывались в оппозиции центральному правительству, и их взаимоотношения  часто характеризовались откровенным противостоянием по вопросам разделения компетенции, финансово-экономическим вопросам и т.д. Первоначально эти органы формировались на основе ограниченного избирательного права состоятельными гражданами общества при наличии цензовых барьеров (грамотности, образования, оседлости, имущественного ценза). Впоследствии система формирования органов местного самоуправления была демократизирована, эти органы превратились в наиболее массовые и наиболее приближенные к населению.

Значение органов местного самоуправления определяется еще и  тем, что в повседневной жизни  граждане сталкиваются именно с деятельностью  этих органов, поскольку они оказывают  решающее влияние на создание в соответствующей  территориальной единице условий  для жизнеобеспечения населения, хотя общее направление социально-экономической  и политической деятельности определяется центральными органами государственной  власти и управления. Большое значение имеет и то обстоятельство, что  органы местного самоуправления связаны организационным единством, имеют полномочия обладать и распоряжаться определенной собственностью, заключать сделки, распоряжаться местным бюджетом и т.д. Поэтому в условиях рыночной экономики необходимость широкого самоуправления на местах, как правило, поддерживается и защищается большинством населения любой страны.

В настоящее время наиболее существенными признаками системы  местного самоуправления в зарубежных странах является их универсальная  выборность и значительная самостоятельность  в решении местных вопросов. Эта самостоятельность опирается на муниципальную собственность, право взимания и распоряжения местными налогами, возможность принятия широкого круга нормативных актов по вопросам местного управления, распоряжение местной полицией и т.д.

Коммунальное самоуправление, например, в Германии, характеризуется  следующими принципами, характерными и для многих других развитых демократических  государств: самостоятельным независимым  от других органов осуществлением местных коммунальных функций, собственной ответственностью в решении местных общественных задач, при этом субъекты самоуправления являются субъектами публичного права; деятельность служащих в коммунальном представительстве осуществляется на непрофессиональной основе. Органы местного самоуправления наделены правом выборов органов самоуправления; правом принимать собственные нормативные акты; финансовой автономией; независимостью в проведении кадровой политики; независимостью в области коммунального планирования; осуществлением государственного надзора и контроля за деятельностью коммуны. Такие принципы отражают наиболее характерные особенности системы местного самоуправления и в других европейских странах. Вместе с тем, европейская система местного самоуправления оказала серьезное влияние и на общие принципы формирования и функционирования местного самоуправления в других регионах.

Сложившееся, например, в  Латинской Америке законодательство о местном управлении было обусловлено  рядом факторов, в том числе  влиянием испанского колониального  законодательства. История возникновения  здесь органов местного самоуправления берет начало именно в этот период. Органам власти на местах предоставлялись, с одной стороны, довольно широкие  полномочия, а с другой -  они находились под жестким контролем со стороны центральных властей. Первые подобные учреждения возникли в Мексике еще в 1519 году, и их деятельность регулировалась специальными ордонансами, принятыми испанским парламентом - Кортесами. Городским  муниципалитетам предоставлялось имущество в собственность, право решения местных вопросов, сборов налогов и издания нормативных актов. Однако руководители муниципальных органов - главные алькальды (мэры) или коррехидоры (советники) - считались служащими центральных властей. Так, впервые в Латинской Америке была введена система административной автономии, т.е. значительной самостоятельности местных учреждений в рамках закона, но под жестким контролем со стороны центральных властей через их представителей на местах. Этот принцип, ставший основополагающим в законодательстве о местном самоуправлении, до настоящего времени применяется в Латинской Америке.

Так, статья 29 Конституции  Венесуэлы 1961 г. прямо закрепляет автономию  муниципалитетов как право выбирать органы своей власти, осуществлять свободную деятельность в пределах своей компетенции, создавать собственные источники доходов и собирать денежные поступления.

Бразилия, например, включает в себя свыше 4300 муниципалитетов, которые  имеют право самостоятельного управления во всем, что относится к их интересам. Муниципалитеты имеют политическую, административную и финансовую автономию. Вместе с тем, поскольку Федеративная Республика Бразилия построена на принципах  значительной централизации, включающей право центральных властей на самое широкое вмешательство  в дела субъектов федерации, конституции  штатов предусматривают аналогичный  институт вмешательства в дела муниципалитетов. Основаниями могут служить нарушения  муниципальной автономии, задолженность  по федеральным платежам, невыполнение федеральных законов или судебных решений, нарушение прав человека и  т.д. Принцип федерального вмешательства  имеет конституционную основу, он закреплен статьями федеральной  Конституции и конституциями  штатов, в состав которых входят муниципалитеты. Принцип федерального вмешательства рассматривается  бразильскими исследователями как  одна из гарантий сохранения целостности  государства и обеспечения нормального  функционирования конституционных  органов власти, демократического режима и системы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления опираются обычно на разветвленный  чиновничий аппарат, от которого прямо  зависит эффективность работы этих органов. Органы местного самоуправления непосредственно осуществляют управленческие функции на местах, одновременно выступая в качестве юридически самостоятельного элемента механизма власти. В настоящее время органы местного самоуправления и их исполнительный аппарат представляют собой один из крупнейших по численности элементов управленческой системы.

Юридическая и фактическая  самостоятельность органов местного самоуправления в ряде современных  государств носит особенный специфический  характер. Их самостоятельность иная, чем самостоятельность автономных образований, так как органы местного самоуправления не обладают законодательными полномочиями, поскольку они могут действовать только на основе и в рамках законодательных актов, изданных центральными законодательными органами всей страны или субъекта федерации, если это федеративное государство. В ФРГ, например, выделяют три условия правового регулирования местного самоуправления: федеральное законодательство, законодательство отдельных земель и принимаемые самими общинами правовые установления. Нормами федерального законодательства является прежде всего Основной закон ФРГ 1949 г., но ведущее место в правовом регулировании местного самоуправления занимает законодательство земель, хотя в различных землях правовое положение коммун имеет свои особенности. Конституции земель, как правило, дублируют положение статьи 28 основного закона ФРГ, а также дополняют и конкретизируют отдельные ее положения. Большая часть вопросов коммунального самоуправления регулируется законами земель, среди которых основное время занимают уставы о коммунах. Уставы о коммунах имеют все земли ФРГ. Третьим звеном правового регулирования местного самоуправления в ФРГ являются правовые акты самих общин. Они имеют право принимать по местным вопросам свои собственные правовые акты. Все земельные уставы о коммунах содержат положения о том, что каждая коммуна имеет возможность принять собственный устав или положение. Эти уставы определяют возможность введения налогов и их взимание, оформление расходов коммуны, осуществление автономии в области планирования, организации коммунального управления и т.д.

Информация о работе Зарубежный опыт организации местного самоуправления