Зарубежные модели местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:36, контрольная работа

Описание работы

Изучение иностранных моделей организации местного самоуправления необходимо в рамках изучения муниципального управления. Наиболее известны организационные формы реализации местного самоуправления, существующие в Западной Европе.
Проведем сравнение исторически сложившихся наиболее типичных форм реализации местного самоуправления - англосаксонской, французской и германской.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Англосаксонская модель ………………………………………………………...
Континентальная модель…………………………………………………………
Германская модель ……………………………………………………………….
Вывод………………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………….

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 40.26 Кб (Скачать файл)

в)Северо-германский тип. Основные черты данного типа копируют английскую систему организации местной власти. Представительный орган - совет - избирает бургомистра или обербургомистра, который его и возглавляет. Совет назначает на срок от 6 до 12 лет профессионального управленца на должность директора общины или городского директора, к полномочиям которого относятся руководство администрацией, решение текущих вопросов местного управления. В крупных городах совет назначает помощников директора, за которыми может закрепить определенные сферы деятельности.Совет имеет право опротестовать и отменить решения директора (кроме делегированных государственных полномочий). Бургомистр может опротестовать решения совета и директора. Директор общины также имеет право опротестовать незаконное решение совета .

с)Бургомистерский тип. Данный тип почти без изменений воспроизводит институциональную организацию французских коммун. Совет избирает из своего состава бургомистра (обер-бургомистра). Он является и председателем совета и главой исполнительной общины. Совет назначает из профессиональных управленцев и своего состава управу, в которую входит бургомистр. Бургомистр и совет могут опротестовывать решения друг друга.

д)Южно-германский тип. Данный тип во многом повторяет бургомистерскую модель. Наряду с органом представительной власти - советом - в качестве главного органа общины выступает также бургомистр (обербургомистр), избираемый гражданами. Бургомистр как глава исполнительной власти отвечает за решение текущих вопросов местного управления, а также председательствует на заседаниях представительного органа общины. Совет формирует из профессиональных чиновников и своего состава управу или другой коллегиальный орган с участием бургомистра, подчиняющегося ему в вопросах исполнительской деятельности и участвующего в подготовке решений совета.

  Другая территориальная единица - район - является объединением общин. В то же время в районах существуют выборные органы, районы являются юридическими лицами, имеют свои, установленные законом компетенции и формируют самостоятельный уровень местного самоуправления. К выборным органам местного управления относится районное собрание. В районах, в отличие от общин, обязательно присутствует государственная администрация. Глава исполнительной власти района одновременно возглавляет государственную администрацию на его территории. На уровне района также существуют разнообразные системы организационного устройства, которые во многом воспроизводят общинные модели:

а)Система комитета. Районное собрание формирует коллегиальный исполнительный орган - районный комитет. Срок его полномочий - шесть лет.

в)Система ландрата. Глава исполнительной власти - ландрат - является государственным чиновником и назначается правительством земли по представлению районного собрания, которое он возглавляет в качестве председателя. Срок полномочий - до восьми лет.

с)Южно-германская система. Глава исполнительной власти - ландрат - избирается населением путем всеобщих прямых выборов. Он является чиновником района, председателем собрания. Срок полномочий - 6 лет.

д)Система директора. Собранием избирается директор района, который является главой исполнительной власти. Срок полномочий - от 10 до 12 лет. Данная система иногда имеет и ландрата - председателя собрания, не обладающего представительскими полномочиями .

Самоуправляющиеся единицы  в ФРГ имеют три уровня полномочий: собственные полномочия, опирающиеся  на принцип общей компетенции; обязательные полномочия, выполнение которых предписано законом; делегированные полномочия:

а)Обязательные собственные полномочия (предписаны законом). Община - градостроительство и планирование территории; местные дороги; строительство и содержание начальных школ; противопожарная безопасность, предупреждение наводнений; обустройство водных путей; социальная помощь и поддержка молодежи; содержание кладбищ; создание и содержание игровых площадок; контроль за соответствием жилья санитарным нормам; ликвидация ветхого жилья. Район - сооружение и содержание межобщинных дорог; планирование и обустройство территории в масштабах района; содержание природных парков и заповедников; социальная помощь и поддержка молодежи; строительство и содержание больниц и поликлиник; строительство и содержание средних и профессиональных школ; бытовые отходы, уборка мусора.

в)Делегированные полномочия. Города-районы и ряд крупных городов-общин, сельские районы в некоторых землях - ведение записей актов гражданского состояния; статистика; организация выборов; управление дорожным движением; гигиена и ветеринария; контроль за качеством продовольственных товаров; санитарный контроль.

с)Необязательные действия в рамках общей компетенции. Община - управление предприятиями, производящими и распределяющими газ, электричество, воду и т.д.; общественный транспорт; жилищное строительство; поддержка культуры и спорта; экономическое развитие. Район - участие в экономическом развитии; строительство и содержание публичных библиотек; создание народных университетов; строительство спортивных площадок и стадионов. Местные бюджеты формируются за счет налогов и сборов, государственных трансфертов, доходов от экономической деятельности и платы за оказанные услуги, займов. Для ФРГ характерна процедура финансового выравнивания: каждый немец имеет право на одинаковый уровень услуг органов публичной власти независимо от места жительства. В результате действия данного принципа финансовые средства перемещаются между различными территориальными сообществами в целях более равномерного распределения средств между ними. Низовым уровнем государственного управления выступает район. Государственная администрация на уровне общин отсутствует. Главой государственной администрации в районе является глава исполнительной власти района - ландрат или директор. Ему подчиняется районная администрация, которая выполняет не только функции государственной администрации, но и администрации района как местного сообщества. Во всех землях (кроме Шлезвиг-Гольштейна, Саара, городов-государств Бремена, Гамбурга и Берлина) существуют также управленческие округа. Их возглавляет управляющий, назначаемый правительством земли и руководящий окружной администрацией.

За деятельностью органов  местного самоуправления осуществляется несколько видов контроля:

  • контроль за законностью принимаемых решений. Его реализует государственная администрация общей компетенции вышестоящего уровня. В некоторых землях создаются специальные контрольные органы. Контроль не является постоянным, он происходит при поступлении соответствующей информации;
  • профессиональный контроль. Его реализация возложена на те же органы. Он распространяется на выполнение полномочий, делегированных органу самоуправления государственной властью;
  • финансовый контроль. Его реализация в компетенции ревизионного управления местного сообщества, органов контроля за законностью. Он носит постоянный характер. Контролируется регулярность и законность финансовых операций.

Характерные особенности  модели:

а)местные органы власти образуются в районах, городах в ранге районов и общин;

в)община выполняет все административные функции за исключением тех случаев, когда законом выполнение этих функций поручено другим структурам управления;

с)община регулирует сферу своей деятельности посредством устава;

д)община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность, но в соответствии с законами;

е)государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. Следовательно, Федерация и земли являются не единственными субъектами государственного управления: общины и районы выполняют возложенные на них функции либо как институты самоуправления, либо от имени государства.

Вывод

Все рассмотренные нами модели местного самоуправления - результат  естественного развития. Государственная власть формировалась как своего рода надстройка над местным самоуправлением. Неслучайно поэтому при осуществлении контроля за законностью деятельности местных органов власти, даже там, где они включены в систему государственного управления (Франция), признается естественность факта существования органов местного самоуправления, их самостоятельность, правомерность полномочий и финансовых возможностей. Во всех моделях местного самоуправления непременно соблюдается автономия самоуправляющихся территориальных единиц. Большинство современных моделей местного самоуправления имеет несколько уровней:

1)Общины, коммуны, муниципалитеты.

2)Сельский район или город.

3)Графства (префектуры).

Все эти уровни имеют практически  равные (хотя и не абсолютно) полномочия. Отношения между ними строятся на основе распределения компетенции и взаимодействия. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому, так как местное самоуправление - это не вертикаль, а горизонталь власти. Во всех моделях или представительная и исполнительная власть является выборной, а управление осуществляет нанимаемый квалифицированный административный аппарат, или избирается только представительный орган власти, члены которого затем из своего состава избирают председателя, его заместителей и правление как исполнительный орган власти. Опыт западноевропейских стран по формированию и развитию демократических начал на уровне муниципальной власти для современной России имеет принципиальное значение, поскольку страна переживает этап реформирования местного самоуправления.

Список использованных источников

1) Бутырина М.В., канд. Филос. наук  “Зарубежные модели местного самоуправления”  Вестник ИГЭУ вып1; 2008

2) Интернет энциклопедия http://ru.wikipedia.org дата обращения: 17.09.2013

3)В.Т. Батычко “Муниципальное право”. Конспект лекций.

Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г. http://www.aup.ru/books/m234/3_3.htm дата обращения: 17.09.2013


Информация о работе Зарубежные модели местного самоуправления