Современные модели местного самоуправление в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 16:35, реферат

Описание работы

Но все же большинство из них так или иначе вписывается в две хрестоматийные модели местного самоуправления, первой из которых является "англосаксонская", второй — "континентальная". В данной контрольной работе последовательно рассмотрим каждую из них.
Цель контрольной работы – рассмотреть модели местного самоуправление в зарубежных странах.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ….3
1.Современные модели местного самоуправление в зарубежных странах.…………………………………………………………………………....5
2.Местные органы и административно-территориальное деление………….…..……………………………………...……………….…….8
3. Совмещение различных управленческих уровней в крупных городах…….9
4. Государственная администрация на местах………………………...………10
5. Задание ……………………………………………………..………………...13
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы……………………………………………………………..16

Файлы: 1 файл

муниципальное.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

                                   Содержание

 

 

 

 Введение……………………………………………………………………… ….3

1.Современные модели местного самоуправление в зарубежных странах.…………………………………………………………………………....5

2.Местные органы и административно-территориальное деление………….…..……………………………………...……………….…….8

3. Совмещение различных управленческих уровней в крупных городах…….9

4. Государственная администрация на местах………………………...………10

5. Задание ……………………………………………………..………………...13

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы……………………………………………………………..16

 

 

Введение

Среди множества отраслей российской правовой системы муниципальное право является сравнительно молодой отраслью права. В последние годы муниципальное право является одной из самых динамично развивающихся отраслей российского права. В мировой юридической науке и практике государственного устройства вопросам местного значения отводится значительная роль. Рассмотрим способы и методы самоуправления, используемые в современном мире, которые довольно разнообразны. Систематизация их зависит от выбираемого нами критерия. Взяв за основу страноведческий принцип, мы не слишком продвинемся вперед, ибо самоуправление в каждой стране несет на себе отпечаток ее культуры, истории, географического положения, прочих факторов, В полученных таким образом описательных картинах трудно будет выделить главное, типичное. Более перспективен подход, подчеркивающий различия в происхождении, а следовательно, и в правовых основаниях муниципальных систем. Классик муниципальных исследований русский ученый Л.А.Велихов в своей книге "Основы городского хозяйства" различал "два характерных типа муниципальной организации: один — возникший стихийно в эволюционном развитии местных сил (английский) и другой — построенный по определенному принципу и заданию (французский). Остальные муниципалитеты приближаются то к первому, то ко второму типу". Разумеется, при этом ни одна из форм не существует в чистом виде: между ними можно найти великое множество промежуточных и посредующих типов. Но все же большинство из них так или иначе вписывается в две хрестоматийные модели местного самоуправления, первой из которых является "англосаксонская", второй — "континентальная". В данной контрольной работе последовательно рассмотрим каждую из них.

Цель контрольной работы – рассмотреть модели местного самоуправление в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современные модели местного самоуправление в зарубежных странах.

Англосаксонская модель. Для англосаксонской модели, утвердившейся в Великобритании, США, Канаде, Австралии и других, в основном англоязычных, странах, характерны следующие особенности.

Во-первых, избираемые населением представительные органы местного самоуправления здесь  самостоятельны, это означает, что ни одна государственная инстанция не вправе указывать им или руководить ими, когда они занимаются вопросами своей исключительной компетенции.

Во-вторых, в этой модели отсутствует прямое подчинение нижестоящих органов местного самоуправления вышестоящим по каким бы то ни было вопросам; каждая местная община — это отдельный мир, живущий по своим собственным законам и обычаям (при этом государство предъявляет единственное требование: чтобы эти законы и обычаи не нарушали общегосударственное законодательство).

В-третьих, в рамках данной модели главная роль в управлении местными делами принадлежит не столько органу местного самоуправления в целом, сколько профильным комитетам и комиссиям, формируемым депутатами этого органа; именно эти комитеты и комиссии решают, например, открывать ли в населенном пункте новый детский сад и принимать ли на постоянное жительство иммигрантов.

Эта модель — в отличие, к примеру, от континентальной — не предусматривает учреждения на местах представительств центрального правительства, опекающих местные органы и надзирающих за ними. Разумеется, здесь есть свои формы государственного контроля: работа местных властей контролируется в основном косвенно, через столичные министерства, а также суды. Население стран, использующих англосаксонскую модель, может избирать не только депутатов представительного органа местного самоуправления, но и ряд должностных лиц, хотя и не входящих в этот орган, но принимающих участие в местном самоуправлении. Например, в США местное население избирает шерифа, казначея и некоторых других функционеров.

Континентальная модель. В большинстве стран мира, в особенности в странах континентальной Европы, франкоязычных странах Африки, а также странах Латинской Америка, Ближнего Востока утвердилась иная модель местного самоуправления. Эту модель принято называть континентальной. В чем же ее особенности и отличия от англосаксонской модели?

Во-первых, при континентальной  модели предусматривается наличие  на данной территории чиновников государственной администрации, наблюдающих за деятельностью органов местного самоуправления. Это принципиально отличает континентальную модель от англосаксонской.

Во-вторых, в рамках континентальной  модели обычно сохраняется соподчиненность органов самоуправления различных уровней. В Италии, например, области следят за тем, чтобы нормативные акты, принимаемые органами самоуправления территориальных единиц, входящих в данную область (провинций, коммун и прочих), не противоречили действующему законодательству, а также определяют основные направления развития данных территорий, распределяют между ними деньги, поступающие от центральных властей.

В-третьих, в отличие от стран  с англосаксонской моделью местного самоуправления, в государствах с  континентальной системой местные органы могут принимать участие в осуществлении власти на национальном уровне. Так, во Франции муниципалитеты участвуют в выборах сената (верхней палаты парламента), поскольку их делегаты представляют большую часть соответствующих избирательных коллегий. Для выборов сенаторов в каждом из департаментов (так во Франции именуются административно-территориальные единицы регионального уровня) образовывается специальная коллегия выборщиков. Она состоит из депутатов Национального собрания (нижней палаты парламента) от соответствующего департамента, членов представительного органа департамента — генерального совета, а также делегатов, избранных муниципальными советами коммун (низовых административно-территориальных единиц).

Следует иметь в виду, что различия между двумя рассмотренными моделями в настоящее время не носят принципиального характера. И англосаксонская, и континентальная традиции базируются на множестве сходных принципов; фундамент местного самоуправления и там, и здесь составляют представительные органы, формируемые населением в результате свободных и состязательных выборов.

 

  1. Местные органы и административно-территориальное деление

Как правило, система  местных органов строится в соответствии с административно-территориальным делением государства, которое сложилось под влиянием различных политических, исторических и социально-экономических факторов.

Что же такое "административно-территориальное  деление"? Административно-территориальное  деление — это предпринимаемое  для удобства государственного и  муниципального управления распределение  населения страны по территориальным  единицам. Оно устанавливается уполномоченными на то органами центральной власти, хотя при этом может учитываться мнение населения. Поскольку Россия является федеративным государством, административно-территориальное деление здесь относится к исключительному ведению субъектов Федерации.

Конечно, "карликовые" государства  могут вообще не иметь административного  деления - там просто нет территории, которую можно было бы разделить. Но зачастую и в этих государствах существует местное самоуправление на уровне небольших населенных пунктов (деревень, маленьких городов и т.п.) или городских районов. Даже крошечная Андорра имеет в своем составе 7 самоуправляющихся общин, а в небольшом княжестве Монако насчитывается целых три города.

Низовые звенья административно-территориальной управленческой структуры образуют органы местного самоуправления небольших по территории и количеству жителей населенных пунктов (город, деревня, поселок) или группы деревень (например, в Бангладеш). В крупнейших городах мира таким низовым звеном может быть городской район. Своеобразной низовой единицей является кочевое племя или род в африканских странах. Среднее звено составляют органы управления вышестоящих, более крупных территориальных единиц (провинции и области в Италии, префектуры в Японии). А венчают эту пирамиду центральные органы государственной власти.

Далеко не в каждой административно-территориальной  единице имеются представительные органы местного самоуправления. Как  правило, их нет в небольших по размеру территориях с малой  численностью населения: наиболее важные вопросы местной жизни здесь решают с помощью непосредственной демократии — общих собраний, референдумов и т.п. Такие органы могут отсутствовать и на среднем — региональном — уровне. Их нет, например, во французских кантонах и округах, болгарских областях, польских воеводствах. Объясняется это, как правило, особенностями той или иной страны и существующими различиями между "искусственно" (то есть законодательным путем) созданными территориальными единицами и "естественно" сложившимися образованиями (например, город, как правило, — естественное образование, которое лишь признается центральной властью, в то время как границы провинций часто устанавливаются "искусственно"). Наличие или отсутствие представительных органов местного самоуправления в тех или иных административно-территориальных образованиях иллюстрирует многообразие управленческих форм не только в разных странах, но и на разных "этажах" управленческих систем.

3. Совмещение различных управленческих уровней в крупных городах. В ряду прочих административно-территориальных единиц особняком стоят крупные города. Во многих из них региональный и низовой уровни управления совмещаются. К примеру, Париж одновременно является и коммуной (низовой единицей местного самоуправления), и департаментом (региональной единицей). Делами обоих образований руководит один и тот же орган — Совет Парижа. Аналогичным образом осуществляют функции городских и региональных собраний представительные органы скандинавских столиц — Стокгольма, Осло и Хельсинки. В федеративных же государствах крупнейшие города зачастую совмещают полномочия субъекта федерации и местного самоуправления (таковы Берлин, Бремен, Гамбург, Вена). Общинный совет Вены, например состоящий из 100 членов, избираемых сроком на пять лет, одновременно является ландтагом земли (то есть парламентом субъекта федерации) и городским советом.

Крупные города обычно делятся  на меньшие территориальные единицы (округа, районы и т.п.), где функционируют  свои собственные органы самоуправления. В таких городах (Париж, Брюссель, Вена, Торонто) имеется, как правило, два уровня самоуправления: общегородской и районный. Весьма своеобразно осуществляется управление Лондоном: реально оно функционирует лишь на окружном уровне, ибо никакого координирующего центра здесь просто нет. (Лондон разделен на 32 округа, управляемых муниципальными советами, а общегородской орган самоуправления — Совет Большого Лондона — был упразднен в 1985 г. по инициативе правительства консерваторов.) С точки зрения организации городского хозяйства деление городов на меньшие территориальные единицы (районы, округа, муниципалитеты и т.д.) имеет как свои достоинства (небольшой территорией легче управлять), так и недостатки (например, необходимо координировать и обеспечивать деятельность различных служб, имеющих общегородское значение — транспорта, канализации, водопровода, связи и т.д.). Видимо, поэтому в небольших городах предпочитают такого деления не проводить.

4. Государственная администрация на местах.

Конкретные комбинации различных форм государственного управления и самоуправления определяются историческими, географическими и иными особенностями страны. Как уже отмечалось, для континентальной модели местного самоуправления характерна активная роль назначаемых сверху представителей государственной администрации на местах (своеобразного "государева ока"). В одних государствах такие "наместники" направляются во все без исключения административно-территориальные единицы, как, скажем, во многих развивающихся странах. В других странах представитель центральной власти направляется только в достаточно крупные территориальные образования, как правило, в административно-территориальные единицы среднего звена (государства континентальной Европы). В Италии, например, представителем центра в области является правительственный комиссар. Он имеет резиденцию в областной столице, руководит деятельностью чиновников государственной администрации и координирует ее с работой областных органов власти и управления. В итальянских провинциях (область в Италии состоит из нескольких провинций) действуют префекты. Они возглавляют и координируют деятельность государственных служб на соответствующей территории, осуществляют надзор над местными представительными органами, контролируют процесс управления в таких сферах, как юстиция, полиция, железные дороги. Тем же занимаются префекты во Франции, Греции, Румынии, губернаторы в Швеции, Испании.

Информация о работе Современные модели местного самоуправление в зарубежных странах