Законодательной процесс в государственной думе Федерального собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение законодательного процесса в Государственной Думе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия «законодательный процесс»;
установить стадии законодательного процесса;
рассмотреть основные и дополнительные стадии законодательного процесса в Государственной Думе и их практическую реализацию.

Содержание работы

Введение 3
1. Законодательный процесс: понятие и стадии 4
2. Основные стадии законодательного процесса в Государственной Думе 8
2.1 Законодательная инициатива 8
2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта 13
2.3 Рассмотрение законопроекта Государственной Думой и принятие (одобрение) закона 17
3. Дополнительные стадии законодательного процесса
в Государственной Думе 25
3.1 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации 25
3.2 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом
Российской Федерации 29
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Zakonodatelny_protsess_Gosudar.docx

— 106.52 Кб (Скачать файл)

2. Гузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты. – Смоленск: Траст-Имаком, 1995. – 93 c.

3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект, 2010. – 608 с.

4. Комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. В.Д. Зорькин, Л.В. Лазарев. М.: Эксмо, 2009. – 1056 с.

5. Конституционное право: учебник для бакалавров /Отв. ред. В. И. Фадеев. М.: Проспект, 2013. – 584 с.

6. Парламентское право России: Учебное пособие /Отв. ред. И.М. Степанов, Т.Я. Хабриева. М.: Юристъ, 2000. – 392 с.

7. Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. – М.: Т-во Скоропечатни

А.А. Левенсон, 1908. – 224 c.

 

1 СЗ РФ. 2009. № 4. Ст. 445.

2 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. – М.: Проспект, 2010. С. 465.

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.

4 Трубецкой Е. Н. Энциклопедия права. – М.: Т-во Скоропечатни А.А.Левенсон, 1908. С. 116.

5 В соответствии со ст. 105 и 108 Конституции РФ Государственная Дума принимает федеральные законы и одобряет федеральные конституционные законы.

6 Конституционное право: учебник для бакалавров /Отв. ред. В. И. Фадеев. М.: Проспект, 2013. С. 452. (автор главы С. А. Зенкин)

7 Гузнов А.Г., Кененов А.А., Рождественская Т.Э. Современный законодательный процесс: основные институты. – Смоленск: Траст-Имаком, 1995. С. 77.

 

8 Парламентское право России: Учебное пособие /Отв. ред. И.М. Степанов, Т.Я. Хабриева. М.: Юристъ, 1999. С. 171.

9 Среди действующих законов можно назвать, например, следующие проекты, которые были внесены Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ: Федеральные законы «О судебных приставах» (1997 г.), «Об исполнительном производстве» (1997 г.), «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (2002 г.), проекты которых были внесены совместно обоими судами; Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (1999 г.), Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (2002 г.), Федеральные законы «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (1998 г.), «О финансировании судов Российской Федерации» (1999 г.), «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (2008г.), проекты которых были внесены Верховным Судом РФ; Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (1995 г.), Арбитражный процессуальный кодекс (2002 г.), Федеральный закон «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (2001), проекты которых были внесены Высшим Арбитражным Судом РФ.

Приводимые в настоящей работе сведения о практике законодательного процесса получены автором в результате анализа соответствующего массива правовых актов и иных документов с помощью системы «КонсультантПлюс», по данным Аналитического управления Аппарата Государственной Думы и учебника (Конституционное право: учебник для бакалавров /Отв. ред. В. И. Фадеев. С. 448-463).

10 Комментарий к Конституции Российской Федерации /Отв. ред. В.Д. Зорькин, Л.В. Лазарев. М.: Эксмо, 2009. С. 802.

11 СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4916.

12 Ч. 2 ст. 36 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

13 Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. № 2134-II ГД (ред. от 25.01.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 801.

14 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ (ред. от 06.02.2013) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 7. Ст. 635.

15 Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования // Журнал российского права. 2007. № 2. С. 18.

16 Чтение представляет собой организационно-правовую форму обсуждения законопроекта в Государственной Думе.

17 На "час голосования" выносятся законы, законопроекты и проекты постановлений Государственной Думы, которые уже были предметом обсуждения палаты. Во время "часа голосования" не допускаются внесение в законы, законопроекты и проекты постановлений Государственной Думы поправок и возвращение к обсуждению.

18 Государственной Думой пятого созыва было принято 57 постановлений о возвращении к процедуре второго чтения (приблизительно 4,5% от соответствующего массива законопроектов).

19 Государственная Дума пятого созыва по итогам третьего чтения отклонила                 9 законопроектов. В семи случаях это была «продукция» предыдущих созывов, в двух - данного. Например, 8 декабря 2010 г. был отклонен внесенный Правительством РФ проект федерального закона № 94401-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам судоустройства», первое чтение которого состоялось      8 октября 2008, а вторые чтения – 23 января и 8 мая 2009 г.

20 Такое же большинство необходимо для принятия или одобрения закона в первом и во втором чтении.

21 Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. № 2-П «По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 16. Ст. 1451.

22 Имеется в виду как собственно федеральные законы (266), так и кодексы (5). В указанное число (271) не входят случаи отклонения Советом федерации федеральных законов (в том числе кодексов), которые были приняты Государственной думой в прежней редакции с целью преодоления вето Президента.

23 Это Федеральный закон «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи"» (проект № 289583-5). Впоследствии данный закон отклонен Президентом РФ и снят с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой. Последний из 16 федеральных законов был отклонен 29 ноября 2011 г., уже после завершения пленарных заседаний Государственной Думой пятого созыва.

24 Например, Федеральный закон «О создании, эксплуатации, ликвидации и обеспечении безопасности ядерного оружия» Президент РФ 24 июня 1999 г. возвратил без рассмотрения в связи с несоблюдением требования ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Вопреки этому требованию Федеральный закон, предусматривающий расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, был принят Государственной Думой при отсутствии заключения Правительства РФ.

25 Это федеральные законы «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы» (проект № 478182-4), отклоненный 13 февраля 2008 г.,    «О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Оренбургской области» (проект № 184051-5), отклоненный 2 ноября 2009 г., «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона "О связи"» (проект № 289583-5), отклоненный 27 мая 2010 г., и          «О внесении изменений в Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"» (проект № 366608-5), отклоненный 5 ноября 2010г.


Информация о работе Законодательной процесс в государственной думе Федерального собрания РФ