Законодательной процесс в государственной думе Федерального собрания РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение законодательного процесса в Государственной Думе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение понятия «законодательный процесс»;
установить стадии законодательного процесса;
рассмотреть основные и дополнительные стадии законодательного процесса в Государственной Думе и их практическую реализацию.

Содержание работы

Введение 3
1. Законодательный процесс: понятие и стадии 4
2. Основные стадии законодательного процесса в Государственной Думе 8
2.1 Законодательная инициатива 8
2.2 Предварительное рассмотрение законопроекта 13
2.3 Рассмотрение законопроекта Государственной Думой и принятие (одобрение) закона 17
3. Дополнительные стадии законодательного процесса
в Государственной Думе 25
3.1 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации 25
3.2 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Президентом
Российской Федерации 29
Заключение 35
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_Zakonodatelny_protsess_Gosudar.docx

— 106.52 Кб (Скачать файл)

Поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, вправе вносить только субъекты права законодательной инициативы. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. Сгруппированные по статьям законопроекта либо в ином установленном Регламентом порядке поправки подлежат рассмотрению на заседании ответственного комитета. Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, ответственный комитет представляет таблицу поправок, рекомендуемых им к принятию и включенных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых им к отклонению, таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений, в отдельную таблицу могут быть выделены поправки, изменяющие, по мнению ответственного комитета, концепцию законопроекта, и рекомендуемые им к отклонению.

По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппарата Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лингвистическую экспертизу законопроекта и подготавливает заключение.

Ответственный комитет направляет в Совет Государственной Думы для последующего представления на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы по законопроекту, таблицы поправок (рекомендуемых ответственным комитетом к принятию, по которым не было принято решений, рекомендуемых им к отклонению, изменяющих, по их мнению, концепцию законопроекта и рекомендуемых к отклонению), текст законопроекта с учетом поправок, рекомендуемых к принятию, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы на законопроект, заключение Общественной палаты по результатам экспертизы законопроекта (если такое имеется).

Ответственный комитет направляет также в Совет Государственной Думы проект решения Совета Государственной Думы с указанием даты рассмотрения законопроекта на заседании Государственной Думы и докладчика по законопроекту.

Совет Государственной Думы принимает решения о дате рассмотрения Государственной Думой законопроекта, подготовленного к рассмотрению во втором чтении, и определяет докладчика по законопроекту - представителя ответственного комитета. Одновременно законопроект вместе с материалами к нему, рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство РФ, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, и депутатам Государственной Думы, как правило, не позднее чем за 7 дней до его рассмотрения Государственной Думой во втором чтении.

Обсуждение законопроекта во втором чтении начинается с доклада представителя ответственного комитета. Затем  слово для выступления предоставляется полномочному представителю Президента РФ в Государственной Думе, полномочному представителю Правительства РФ в Государственной Думе, субъекту права законодательной инициативы, внесшему законопроект, или его представителю.

Затем председательствующий выясняет, имеются ли у фракций, депутатов Государственной Думы или приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законодательной инициативы возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, до трех минут, обоснования. Докладчик отвечает на возражения, после чего в Государственной Думе проводится голосование об одобрении или отклонении поправки.

Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. После этого на голосование ставится предложение об отклонении всех поправок, включенных в таблицу, изменяющих, по мнению ответственного комитета, концепцию законопроекта, принятого Государственной Думой в первом чтении, и рекомендуемых им к отклонению. Затем председательствующий ставит на голосование предложение о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым ответственным комитетом не было принято решений.

Решение о принятии поправок к проекту федерального закона принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение о принятии поправок к проекту федерального конституционного закона принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Если при голосовании поправки к законопроекту не набрали необходимого числа голосов депутатов Государственной Думы, они считаются отклоненными.

По окончании голосования по поправкам вопрос о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении выносится на "час голосования". Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект возвращается на доработку в ответственный комитет.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного законопроекта вопрос о принятии или об одобрении доработанного законопроекта во втором чтении выносится на "час голосования". Если по итогам голосования предложение о принятии или об одобрении законопроекта во втором чтении не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения.

Законопроект, не принятый или не одобренный во втором чтении, не может быть включен в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой без решения Совета Государственной Думы. В этом случае Государственная Дума принимает решение о доработке или об отклонении законопроекта.

Голосование по вопросу о принятии или об одобрении закона в целом в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено по предложению депутатов Государственной Думы только при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта проведены.

Подготовка к третьему чтению заключается в устранении возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении. Подготовка законопроекта осуществляется ответственным комитетом с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы.

По завершении этой работы законопроект вместе с заключением Правового управления Аппарата Государственной Думы представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы для включения в проект порядка работы Государственной Думы.

Совет Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта для голосования в целях его принятия в качестве закона. При рассмотрении законопроекта в третьем чтении не допускаются внесение в него поправок и возвращение к обсуждению законопроекта в целом либо к обсуждению его отдельных разделов, глав, статей. В исключительных случаях по требованию фракций, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения18.

Если законопроект не принят или не одобрен Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным19.

Согласно ч. 2 ст.105 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, федеральный закон принимается большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, федеральный конституционный закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы20.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 апреля 1995 г. № 2-П21 разъяснил, что под «общим числом» депутатов Государственной Думы следует понимать не «число фактически избранных депутатов», а их конституционное число – 450 депутатов.

Указанные решения оформляются соответствующими постановлениями Государственной Думы.

Одобренные Государственной Думой федеральные конституционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Государственной Думы, заключениями Правительства РФ и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение 5 дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТАДИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

3.1 Повторное рассмотрение закона, отклоненного Советом Федерации

В случае отклонения Советом Федерации, принятого или одобренного Государственной Думой закона, Регламентом Государственной Думы предусмотрена дополнительная стадия законодательного процесса – повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации.

Если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он передается Советом Государственной Думы на заключение ответственного комитета.

По итогам рассмотрения федерального закона ответственный комитет вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы, в котором может предложить Государственной Думе одно из следующих решений:

а) снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с отклонением его Советом Федерации;

б) создать по предложению либо с предварительного согласия Совета Федерации согласительную комиссию на паритетных началах для преодоления возникших между Государственной Думой и Советом Федерации разногласий;

в) принять федеральный закон в ранее принятой Государственной Думой редакции.

На практике чаще всего применяется вариант, заключающийся в создании согласительной комиссии.

Государственной Дума принимает постановление о создании согласительной комиссии, об избрании в ее состав депутатов Государственной Думы и сопредседателя согласительной комиссии от Государственной Думы большинством голосов от общего числа депутатов.

Согласительная комиссия состоит из депутации от Государственной Думы и депутации от Совета Федерации. Допускается приглашение для участия в согласительных процедурах представителей Президента РФ и Правительства РФ. Депутаты Государственной Думы, не входящие в состав согласительной комиссии, вправе присутствовать на ее заседаниях и участвовать в обсуждении федерального закона с правом совещательного голоса.

Согласительная комиссия рассматривает лишь те положения федерального закона, по которым возникли разногласия между палатами, стремясь выработать единый согласованный текст закона. Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутации Государственной Думы и депутации Совета Федерации. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов каждой депутации.

Федеральный закон в редакции согласительной комиссии, завизированный сопредседателями согласительной комиссии от Государственной Думы и от Совета Федерации, а также заключительные протокол, сопоставительная таблица и заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы вносятся на повторное рассмотрение Государственной Думы сопредседателем согласительной комиссии от Государственной Думы.

При рассмотрении федерального закона Государственной Думой в редакции согласительной комиссии с докладом выступает сопредседатель согласительной комиссии от Государственной Думы. Федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не приняла предложений согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции.

В этом случае федеральный закон считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Повторно принятый Государственной Думой федеральный закон Председатель Государственной Думы в течение 5 дней направляет Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования (это единственный случай, когда принятый федеральный закон поступает Президенту РФ не из Совета Федерации).

В случае, если предложение о принятии федерального закона, отклоненного Советом Федерации, в ранее принятой Государственной Думой редакции при голосовании не набрало необходимого для принятия числа голосов, то федеральный закон считается отклоненным и дальнейшему рассмотрению не подлежит.

При отклонении Советом Федерации федерального конституционного закона он также может быть повторно рассмотрен Государственной Думой. Однако в отношении федерального конституционного закона Государственная Дума не может преодолеть возражения Совета Федерации повторным голосованием.

Совет Федерации принял 11 постановлений об отклонении федеральных конституционных законов (9 – в 90-x гг., и по одному – в 2001 г. и 2006 г.). Только в одном из этих случаев постановление не содержало предложения о создании согласительной комиссии.

Что касается отклонения Советом Федерации федеральных законов, то в 90-е оно было весьма распространено, а затем стало заметно снижаться. Например, за время работы Государственной Думы второго созыва (16 января 1996 г. – 17 января 2000 г.) Совет Федерации отклонял федеральные законы 271 раз22, а за время работы четвертого созыва (29 декабря 2003 г. – 23 декабря 2007 г.) – 29, пятого – 16. Отклоняя эти 16 федеральных законов, Совет Федерации всегда предлагал создать согласительную комиссию; 14 законов впоследствии были приняты Государственной Думой в редакции согласительной комиссии. В одном из этих случаев, хотя комиссия и была создана, Государственная Дума преодолела возражения Совета Федерации путем принятия закона в прежней редакции23.

Информация о работе Законодательной процесс в государственной думе Федерального собрания РФ