Взаимодействие органов государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: выявить пути решения основных проблем во взаимодействии органов государственного и местного самоуправления.
Задачи исследования:
Определить понятие государственное управление;
Выявить основные цели муниципального управления;
Изучить полномочия субъектов РФ;
Исследовать взаимодействие органов государственного и местного самоуправления;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………............................3
I. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Государственное управление…………………………………….…….....5
1.2 Муниципальное управление………………...............................................12
II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Полномочия субъектов РФ……………………………………….………..16
2.2 Взаимодействие органов государственного и местного самоуправления………………………………………………….……………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая_СгиМУ.doc

— 150.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА

 И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ 

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЯКУТСКИЙ ФИЛИАЛ

 

Специальность/направление подготовки 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра экономики, управления и гуманитарных наук

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Система государственного и муниципального управления»

на тему:

 

« ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………............................3

 I. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

    1. Государственное управление…………………………………….…….....5

1.2 Муниципальное управление………………...............................................12

 II. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Полномочия субъектов РФ……………………………………….………..16

2.2 Взаимодействие органов государственного и местного    самоуправления………………………………………………….……………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..…………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Проблемы теории государственного и местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются актуальным предметом научного изучения, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур.

Разграничение органов  местного самоуправления с системой органов государственной власти предопределило основные проблемы постсоветского периода: обеспечение единства системы управления государственными и общественными делами; сохранение необходимой централизации государственной власти и управления в условиях демократической децентрализации. Развитие законодательства о местном самоуправлении пошло по пути конкретизации сферы действия местного самоуправления, стремясь оптимально разрешить возникающие противоречия.

Важно отметить, что выведение  органов местного самоуправления из системы государственной власти не означает, что они исключаются из системы общегосударственного управления, поскольку деятельность органов местного самоуправления регламентируется Конституцией РФ и другими законодательными актами, как и деятельность органов государственного управления.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения, в первой главе в основном рассмотрены вопросы теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть исследования. Государственное управление - это самостоятельная отрасль научных знаний, тем не менее, является неотъемлемой составной частью науки социального управления в целом. На их основе обосновывается понятие «система государственного управления» - единство и взаимосвязь органов государственного управления и тех управляемых объектов, в отношении которых они реализуют свои управляющие воздействии, их сохраняют. Методологиям изучение данной работы являются ретроспективный анализ и сравнительное правоведение, структурно-функциональный, институциональный, политолого -социологические и системные методы.  

Объектом  исследование являются –взаимодействие  органов государственной власти и местного самоуправления.

Предмет исследования – государственное управление.

Цель курсовой работы: выявить пути решения основных проблем во взаимодействии органов государственного и местного самоуправления.

 Задачи исследования:

  1. Определить понятие государственное управление;
  2. Выявить основные цели муниципального управления;
  3. Изучить полномочия субъектов РФ;
  4. Исследовать взаимодействие органов государственного и местного    самоуправления;

Немалый научный и  практический интерес представляет исследование по данной теме: Взаимодействие государственного и муниципального управления, особенно с точки зрения его эффективного применения в условиях современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I. Теория государственного и муниципального управления

1.1 Государственное управление

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Свойства государственного управления:

1. В государственном управлении его управляющие воздействия опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.   

2. Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности  общества, даже за его пределы,  на другие общества людей в  рамках проводимой государством  международной политики.

3. Объективно, системно, организовано. Субъектом государственного управления выступает не аппарат, а государство, как политико-правовая организация общества, совокупность всех граждан и других жителей страны.

         Государственное управление - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности. Государственное управление, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. Государственное управление субъективно, оно плод мыслей и действий людей, с другой стороны объективно, наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс). Государственное управление существует чтоб познавать потребности и интересы управляемых объектов, оценивать и структурировать их, совершать действия по их практическому удовлетворению. Цепь социального механизма формирования и реализации государственного управления: потребности - интересы - цели - решение (воля) – действия - результаты государственного управление по отношению к управляемым объектам в широком смысле можно рассматривать как: субъект управления (управляющая система), взаимодействие (подсистема прямых и обратных связей), общественная система (подсистема элементов общества, подверженных государственным управлением). Государственное управление - это деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

Предмет государственного управления:

1. Отношения между  государством (его органами) и обществом,  благодаря которым формируется  государственно – управляющее воздействие.

2. Отношения внутри  государства, между его органами  по поводу распределения предметов их ведения и государственной власти, необходимой для управления ими (полномочий), т.е. правовой статус государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

3. Волевые отношения  между людьми, вовлеченными в  государственно-управленческие процессы - либо по причине профессионального несения государственной службы, либо обращающихся в государственные органы при решении каких-либо своих проблем

         Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в государственный аппарат, на социально-правовую сферу в целом и на составляющие ее элементы.

 Способы правового  регулирования:

- позитивное обязывание;

- возложение на лиц  прямой обязанности совершать определенные положительные действия;

- запрещение

- возложение на лиц  обязанности воздерживаться от  совершения действий определенного  рода ;

- дозволение - предоставление  лицам права на свои собственные  активные действия.

          Формы правового регулирования:

1. Конституция государства  - нормативный правовой акт высшей  юридической силы.

2. Законы, определяющие  как статусные положения, так  и юридический порядок ведения  тех или иных дел. 

3. Указы и распоряжения  Президента.

4. Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты компетентных органов:

а) общие федеральные (постановление Правительства);

б) общие субъектов  федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации);

в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.);

г) местные, в том числе  и органов местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции).

      Структуре правового регулирования должна быть придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию:

а) законодательное регулирование;

б) нормативное определение  ряда элементов государственного управления.

В зависимости от критерия классификации можно выделить виды государственного управления. Управление может быть демократическим, цивилизованным или антидемократическим, т.е. авторитарным, тоталитарным, диктаторским. В нашей стране на протяжении практически всего XX века господствовала система государственного управления, основанная на идеологическом и политическом диктате. Такое управление оказалось социально малоэффективным и к началу 90-х годов практически себя исчерпало.

По иерархической структуре  власти государственное управление может быть федеральным, региональным и местным.

По объекту управленческого  воздействия оно может быть функциональным (отраслевым и межотраслевым) и территориальным.

Функциональное управление предполагает наличие вертикальной соподчиненности от центра до предприятия. Оно реализуется через министерства, службы и агентства, которые осуществляют единую политику в отрасли или сфере управления, разрабатывают соответствующую нормативно-правовую базу управления, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции, осуществляют соответствующий контроль и надзор, оказывают государственные услуги населению.

Стратегическое управление - предполагает долгосрочную ориентацию развития общества по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям определяет цели развития общества и задает основной вектор деятельности каждому звену управления. Основой стратегического управления являются стратегические планы, концепции и программы, ориентированные на качественное: изменение социума, сравнимые с лучшими мировыми достижениями.

Тактическое управление - конкретные действия по реализации намеченных целей. Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период.

Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи. При этом используется ситуационный подход анализа объективной реальности, при котором выбирается более приемлемый вариант дальнейшего развития ситуации.

По содержанию и методам  управленческого воздействия государственное управление может быть (по методике ООН) политическим, экономическим, административным и социальным.

Политическое управление-разработка политики, принятие политических и соответствующих правовых решений, их практическая реализация.

Экономическое управление представляет собой процесс принятия и реализации государственных решений, касающихся экономической сферы.     Государство обладает исключительным правом на налоговое, инвестиционное, тарифное, таможенное, экологическое и другое регулирование.

Административное управление - проведение политики с помощью эффективного, ответственного и «прозрачного» государственного администрирования. Административное воздействие -это непосредственное влияние на интересы управляемых объектов методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. Суть такого управления -воздействие на управляемых по схеме «приказ-подчинение». Примером может служить любое постановление или распоряжение органа (должностного лица), наделенного государственно-властными полномочиями, где содержатся правовые императивы - обязательные предписания нижестоящим субъектам совершать те или иные действия.

Информация о работе Взаимодействие органов государственного и муниципального управления