Уставы о местном самоуправлении: содержание и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 20:00, контрольная работа

Описание работы

Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования.

Содержание работы

1.Уставы о местном самоуправлении: содержание и значение
2.Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании

Файлы: 1 файл

муниципальное кр.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

 

 

 

Гуманитарно-правовой факультет

 

 

Кафедра

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Муниципальное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнил: студент  заочного обучения

         Ю-….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОРОНЕЖ 2014

 

Содержание

1.Уставы о местном самоуправлении: содержание и значение

2.Основы бюджетного процесса  в муниципальном образовании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Уставы о местном самоуправлении муниципальных образований: содержание и значение

Каждое муниципальное образование обязано иметь свой устав, разработанный, принятый и зарегистрированный в установленном законом порядке. Среди других локальных нормативных актов устав муниципального образования занимает главное место. Впервые он был закреплен как необходимое средство правового регулирования муниципалитетов в законе РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" 1991 г. В нем говорилось о положении (уставе) о местном самоуправлении. Однако в период с 1991 по 1995 годы практически ни в одном городе такие положения (уставы) не были приняты в силу нескольких причин:

во-первых, в ст.5 Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" не было точно определено его место в правовой системе государства. Закон только допускал возможность принятия этого документа, не обязывая к этому местные органы власти;

во-вторых, принятие положения (устава) о местном самоуправлении влекло закрепление в обязательном порядке за районными в городе органами власти и управления таких полномочий, которые делали бы их достаточно независимыми от городского уровня власти и управления, например, полномочия иметь муниципальную собственность и распоряжаться ею. Однако все эти положения Закона РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" входили в противоречие с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 3.07.91 г. № 1531-1, ст.5 которого предусматривала создание органов, принимающих решения о распоряжении муниципальным имуществом только на уровне городов, за исключением районов в области и районов в городе;

в-третьих, Закон предусматривал регистрацию положения (устава) о местном самоуправлении органами государственной власти соответствующего края, области, автономной области, автономного округа. Однако процедуры регистрации не были определены, что делало невозможным выполнения требований этой статьи.

Новая Конституция РФ 1993 г. и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95г. № 154-ФЗ и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ заложили новые основы для реформирования местного самоуправления в России и пополнили правовую систему РФ новым источником права - уставом муниципального образования.

Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования.

Устав муниципального образования принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Таким образом, устав - это подзаконный правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего) характера; основополагающий нормативный акт конкретного муниципального образования; акт долговременного действия; он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования; имеет особый порядок принятия; подлежит государственной регистрации; уставом может осуществляться временное правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ.

Вопрос о содержании устава муниципального образования является одним из сложных и дискуссионных в муниципальном праве и практике муниципального строительства.1

Согласно ст. 44 федерального закона  №131-ФЗ уставом определяется:

1) наименование муниципального  образования;

2) перечень вопросов местного  значения;

3) формы, порядок и гарантии участия  населения в решении вопросов  местного значения, в том числе  путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структура и порядок формирования  органов местного самоуправления;

5) наименования и полномочия  выборных и иных органов местного  самоуправления, должностных лиц  местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного  органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных  органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, основания  наступления этой ответственности  и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения  и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за  его исполнением в соответствии  с Бюджетным  кодексом Российской Федерации;

10) порядок внесения изменений  и дополнений в устав муниципального  образования.

Анализируя Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, можно убедиться в том, что содержание устава определяется не только в ст. 44, но и в ряде других его статей.2 Причем, если полномочия муниципального образования, установленные в ст. 44, как отмечалось выше, в значительной степени вторичны по отношению к федеральным законам и законам субъектов Федерации, то полномочия, закрепленные в других статьях Федерального закона, носят, как правило, первичный характер - только органы местного самоуправления или само население вправе их осуществлять. Если вычесть из числа всех полномочий местного самоуправления, закрепленных в Федеральном законе, те, которые названы в ст. 44, то останутся следующие нормы, которые по смыслу Закона должны содержаться в уставе муниципального образования и определять на первичной основе вопросы:

дополнительного использования собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципальных образований для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий ( ч.5 ст.19);

обеспечения исполнения принятого на местном референдуме решения (ч.8 ст.22);

определения избирательной системы, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании (ч.3 ст.23);

определения оснований для отзыва депутатов, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедуры отзыва указанных лиц (ч.2 ст.24);

подотчетности, подконтрольности органов местного самоуправления, а также иные вопросы их организации и деятельности (ч.3 ст.34);

закрепления структуры органов местного самоуправления в случае создания на межпоселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования;

численности депутатов представительного органа (ч.6 и 7 ст.35);

порядка самороспуска представительного органа (п.1 ч.16 ст.35);

порядка подписи главой муниципального образования нормативных актов представительного органа (п.2 ч.4 ст.36);

определения срока полномочий главы местной администрации, назначенного на должность по конкурсу (ч.2 ст.37);

установления дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации, назначаемого на должность по конкурсу (ч.4 ст.37);

определения возможности осуществления выборными должностными лицами местного самоуправления своих полномочий на постоянной основе (ч.5 ст.40);

определения оснований для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц (ч.2 ст.41);

установления субъектов правотворческой инициативы (ч.1 ст.46);

определения порядка вступления в силу муниципальных правовых актов (ч.1 ст.47);

установления порядка опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (ч.3 ст.47) и другие нормы.

Среди других локальных нормативных актов устав муниципального образования занимает главное место. Это документ комплексного нормативного характера. Несмотря на то, что в нем воспроизводятся все важнейшие принципиальные положения федерального законодательства и законодательства соответствующего субъекта РФ, касающиеся местного самоуправления, устав в значительной степени призван детализировать и конкретизировать все, что касается организационно-правового статуса соответствующего муниципального образования. С этой точки зрения данный документ среди других локальных актов местного самоуправления носит базовый характер. Все другие акты, издаваемые органами и должностными лицами местного самоуправления, должны соответствовать и не противоречить не только федеральному и субъектному законодательству, но и уставу соответствующего муниципального образования. Таким образом, по своему содержанию и юридической природе устав муниципального образования - это своего рода "местная конституция".

Устав муниципального образования, занимая не самое высокое место в законодательной иерархии, тем не менее, обладает свойством, выделяющим его из ряда других законодательных актов - способностью служить своего рода нормативной базой для развития всего текущего законодательства субъекта Федерации и в целом дают импульс развитию всего законодательства. Устав представляет собой особую юридическую целостность, разнообразие уставных норм можно объяснить наличием специфических приемов регулирования, принципов, положений, свидетельствующих о существовании специального юридического режима.3

Комплексный характер устава заключается не только в рассредоточении правовых норм по основным отраслям и регулировании ими отдельных сторон отношений местного самоуправления. Кроме того, комплексный характер данной отрасли обусловлен наличием норм, замыкающихся в рамках сугубо муниципального законодательства, т.е. в отраслевых законах: о порядке образования (порядок установления и изменения границ), преобразования и упразднения муниципальных образований; о статусе муниципальных служащих; о выборах в органы местного самоуправления и т.д.

Комплексность устава обусловлена двойственной природой его норм. С одной стороны, они выступают как нормы основных отраслей права (например, конституционного, административного, земельного, финансового), а с другой - оставаясь нормами данных правовых отраслей, входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. Как и любой правовой документ, более низкого уровня, уставы муниципальных образований имеют источники в актах общефедерального уровня, однако они представляют собой одновременно и источники конституционного права Российской Федерации.

В системе местных нормативных правовых актов устав муниципального образования занимает особое место. Исторический анализ деятельности муниципальных образований показывает, что устав один из наиболее традиционных актов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

2.Основы бюджетного процесса в муниципальном образовании

Представительные органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. 
Местный бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения вопросов местного значения. Местный бюджет составляется на год.4

 Местный бюджет для деятельности муниципальных органов имеет очень большое значение. Муниципальные услуги в части своей предоставляются на возмездной основе (население их непосредственно оплачивает), но значительную долю социальных благ члены территориальных сообществ получают от органов местного самоуправления бесплатно. Организация дошкольного образования, отдых детей в каникулярное время, первичная медицинская помощь, содержание и строительство местных автомобильных дорог, благоустройство и озеленение территории городов и поселков - все это и многое другое требует бюджетных средств. Иными словами, решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения прямым образом зависит от наполненности местного бюджета. Вот почему бюджет заключает в себе главный нерв всей деятельности органов местного самоуправления.

Информация о работе Уставы о местном самоуправлении: содержание и значение