Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:58, реферат

Описание работы

Установленная ФЗ-131 система формирования доходной базы местного самоуправления, изменения налогового и бюджетного законодательстваРоссийской Федерации привели к значительным изменениям состоянияналоговой базы сторону ее резкого снижения, жесткая ограничительнаябюджетная политика в отношении местных бюджетов, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, не обеспечивает самодостаточность и самостоятельность муниципалитетов и ухудшает финансово-экономическую ситуацию в муниципальных образованиях.

Файлы: 1 файл

Управление муниципальной собственностью.docx

— 33.29 Кб (Скачать файл)

Как следствие, возросло и  количество денежных средств, поступающих  в бюджеты города и края.

Но, к сожалению, Федеральным  Законом, в части земельных отношений, мы не можем воспользоваться.

Земельный Кодекс, Закон  «О разграничении государственной  собственности на землю» написаны так, что муниципалитет ограничен  в возможности отнесения земельных  участков в муниципальную собственность, равно как и в возможности  регулировать, решать вопросы определения  размера платежей за землю.

Но, если говорить о разграничении  земли по уровням собственности, Закон, дополненный постановлениями Правительства РФ и инструкциями Московских ведомств написаны так, что решение по отнесению земли в муниципальную собственность, принимается Федеральным правительством.

Мы сформировали и отправили  документы по 2123 участкам для регистрации  их на праве муниципальной собственности. С 2001 года ни по одному решение принято не было.

В тоже время, на территории г. Хабаровска на сегодняшний день отнесено:

- в собственность Российской Федерации 328 участка на общую площадь - 1 685 га;

- в собственность Хабаровского края - 26 участков на общую площадь - 78 га.

Нормативно-правовые акты, касающиеся кадастровой оценки земли, написаны так, что практически без нас, город поделили на кадастровые кварталы, определили по ним кадастровую стоимость, в Налоговом Кодексе прописали, что налоговые ставки устанавливаются  нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований, но - не могут превышать 1,5 % кадастровой  стоимости участка.

В результате получается:

- у муниципалитета земля должна быть в собственности, но ни одного 
участка в собственность нам не отнесли;

- земельный налог объявлен местным налогом, но его размер за нас практически установили и получилось, что его начисление в 2006 году в 2,7 раза ниже прошлого года,

В таких условиях мы работаем и стремимся повышать долю доходов  от земельных платежей в бюджете  города.

Главное - нами было найдено  и принято оптимальное решение  по вопросам аренды земельных участков, а в городе большинство землепользователей пользуются участками на праве аренды.

С 2000 года расчет арендной платы  у нас не зависит от ставки земельного налога и кадастровой стоимости, а рассчитывается по базовым ставкам  с учетом зонирования территории города (50 зон).

Данный механизм мы сохранили  и на 2006 год - арендная плата не зависит  от кадастровой стоимости земли.

С 2006 года в соответствии с главой 31 «Земельный налог» Налогового Кодекса РФ земельный налог исчисляется  от кадастровой стоимости земельного участка. В связи с чем обозначились проблемы, затрудняющие сбор налога, а именно:

- больше половины участков не поставлены на государственный 
кадастровый учет;

- база данных по земельным участкам, являющимся объектом 
налогообложения, Роснедвижимости не сопоставима с базой данных налоговых

органов.

Данные проблемы - это  результат того, что при проведении кадастровой оценки, Роснедвижимостью не был учтен материал, наработанный Администрацией города с 1998 года.

Администраций города представлены сведения о земельных участках являющихся объектом налогообложения в налоговые  органы по формам утвержденным Министерством финансов, а также направлены в Роснедвижимость сведения по участкам, которые не имеют государственного кадастрового номера для его присвоения.

В 2006 году администрация  города совместно с УФНС РФ по Хабаровскому краю и Управления федерального агентства  кадастра объектов недвижимости по Хабаровскому краю решала вопросы:

• перехода на новую систему обложения земельным налогом;

• обеспечения полноты постановки земельных участков на 
государственный кадастровый учет;

• доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости 
земельных участков;

• формирования базы данных для исчисления налоговыми органами 
земельного налога и др.

В целях обеспечения 100%-ной постановки на государственный 
кадастровый учет земельных участков с налоговыми органами города 
проведена сверка базы данных плательщиков земельного налога. В результате совместной работы к концу года по юридическим лицам проиндентифицировано 97% земельных участков.

В 2006 году достигнут рост поступлений земельного налога по сравнению с 2005 годом на 43,6%, или 37,5 млн. руб. (факт 2006 - 123,6 млн. руб., факт 2005 - 86,1 млн. руб.).

В связи с тем, что с 2006 года земельный налог рассчитывается от кадастровой стоимости земли, а кадастровая оценка произведена по показателям 2002 года мы надеемся, что будут внесены изменения в Законы, касающиеся исчисления земельного налога. Он не может быть ниже, чем был до 2006 года. Для этого необходимо скорректировать действия всех уровней власти по актуализации кадастровой стоимости земельных участков. Решение этой проблемы позволит увеличить налогооблагаемую базу для начисления земельного налога.

С 2002 года (согласно ст. 36 Земельного Кодекса РФ, Решению Хабаровской  городской Думы № 220 от 18.06.2002) в городе продаются земельные участки  в собственность.

С момента выхода нового Земельного Кодекса, муниципалитетом  продано всего 167 участков на сумму 123,5 млн.руб., в т.ч. в бюджет города поступило 59,7 млн.руб.

Понимаем, что это мало. Но, и активизировать, данную работу для города целесообразности нет.

Разве можно считать нормальным, когда при продаже земельных  участков до разграничения государственной  собственности на землю средства от продажи в полном объеме поступают  либо в федеральный, либо в краевой  бюджеты, и только на те, на которых  ранее располагались объекты  муниципальной собственности: 15 % - в  федеральный бюджет, 35 % - в краевой  и только 50 % в бюджет города.

01.07.2006 вступил в силу  Федеральный закон от 17.04.2006 №53-ФЗ, внесший изменения в процесс  разграничения государственной  собственности на землю.

Проанализировав ситуацию по землепользованию на территории города Хабаровска с целью отнесения  в муниципальную собственность  максимально большего количества земельных  участков мы пришли к выводу, что  в соответствии с 53 Федеральным законом  останутся не разграниченными земли  площадью 18,9 тыс.га на которых сформированы 30,9 тыс. земельных участков или 86% от общего количества, т.е. ими может распоряжаться муниципалитет или субъект Федерации.

По состоянию на 11.05.2007 уже зарегистрировано в муниципальную  собственность 432 земельных участков общей площадью 533,5 тыс.га.

Законом «О введение в действие Земельного кодекса» установлено: «Распоряжение  земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными  центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов  Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации».

Законодательной Думой Хабаровского края 29.11.2006 года принят Закон № 78 «О распоряжении земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Хабаровск», которым установлено: «Распоряжение  земельными участками, государственная  собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город  Хабаровск" осуществляется Правительством Хабаровского края».

Настоящий закон вступает в силу с 1 июля 2007 года и пока еще нет ясной картины, каков будет Порядок организации данной работы.

В связи с тем, что прогноз  предстоящих изменений в структуре  имущества основывается на принципах  строгого соответствия его состава  полномочиям городского округа, администрация  города в сфере повышения эффективности  управления муниципальным имуществом предусматривает:

1. Продолжить работу по  определению потребности муниципального  имущества с учетом состава  и объемов работ и услуг,  необходимого для решения вопросов  городского округа и перспектив  его развития путем создания  механизма, позволяющего устанавливать  необходимый объем имущества  для уставной деятельности муниципальных  организаций.

2. Перейти на новую  модель управления муниципальным  имуществом. В этих целях администрацией  города подготовлена Программа  управления муниципальным имуществом  с прогнозом имущественных преобразований  на 2007- 2008 годы. Программа включает  в себя:

• План использования муниципального имущества;

• План приобретения и выбытия муниципального имущества;

• Сводный план имущественного обеспечения для осуществления 
полномочий городского округа.

В свете новых задач  предполагается сокращение неэффективно действующих муниципальных предприятий, путем их добровольной ликвидации, а также в результате их приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества со стопроцентным  капиталом городского округа, а именно - в связи с проведением реформы  в жилищно-коммунальном секторе  количество муниципальных предприятий  сократится на восемь единиц. Планируется  приватизация шести муниципальных  предприятий отрасли в открытые акционерные общества со стопроцентным капиталом городского округа и ликвидация двух муниципальных предприятия по содержанию и ремонту жилищного фонда.

Также ожидается уменьшение количества муниципальных предприятий, подведомственных управлению дорог и внешнего благоустройства, за счет акционирования в 2007 году пяти предприятий. В 2008-мом году планируется создание на базе этих акционерных обществ холдинговой компании и передача акций на управление управлению дорог и внешнего благоустройства.

Реформированию подлежат и автотранспортные муниципальные  предприятия.

Процесс реорганизации муниципальных  предприятий в акционерные общества в порядке приватизации, а затем  объединения их по отраслевому признаку в холдинговые компании предполагает изменение структуры управления предприятиями. Изменится формат взаимоотношений  с администрацией города в выполнении работ и оказании услуг, жизненно необходимых для городского округа. От административных отношений произойдет переход к более эффективным  отношениям: заказчик и подрядчик, учредитель и дочернее общество.

Прогнозируются изменения  в составе и структуре муниципальных  учреждений за счет оптимизации муниципального имущества учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты населения, планируемой его передачи в краевую собственность и  создания новых учреждений (автономные некоммерческие организации).

В ходе работы по перераспределению  имущества в связи с разграничением полномочий планируется получение  в муниципальную собственность  ряда краевых и федеральных объектов недвижимости, которые будут закреплены на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, использующими  данные объекты.

Эффективное использование  муниципального имущества позволяет  регулярно пополнять бюджет города дополнительными средствами. Результатом всей работы по управлению муниципальной собственностью стало увеличение доли неналоговых платежей в структуре собственных доходов бюджета города с 6,5% в 2000 году до 29% в 2006 году.


Информация о работе Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»