Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 19:58, реферат

Описание работы

Установленная ФЗ-131 система формирования доходной базы местного самоуправления, изменения налогового и бюджетного законодательстваРоссийской Федерации привели к значительным изменениям состоянияналоговой базы сторону ее резкого снижения, жесткая ограничительнаябюджетная политика в отношении местных бюджетов, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, не обеспечивает самодостаточность и самостоятельность муниципалитетов и ухудшает финансово-экономическую ситуацию в муниципальных образованиях.

Файлы: 1 файл

Управление муниципальной собственностью.docx

— 33.29 Кб (Скачать файл)

Управление муниципальной  собственностью

на примере городского округа «Город Хабаровск»

Установленная ФЗ-131 система  формирования доходной базы местного самоуправления, изменения налогового и бюджетного законодательстваРоссийской Федерации привели к значительным изменениям состоянияналоговой базы сторону ее резкого снижения, жесткая ограничительнаябюджетная политика в отношении местных бюджетов, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, не обеспечивает самодостаточность и самостоятельность муниципалитетов и ухудшает финансово-экономическую ситуацию в муниципальных образованиях.

Положение ухудшается и тем, что система межбюджетных отношений  далека от совершенства. Она не имеет  ни единообразной структуры, ни хорошей  методической основы.

На примере города Хабаровска это выглядит следующим образом: если в 2000 году в городе оставалось 36% от собранных доходов, то в 2006 году только 12%. За последние три года за счет ежегодного уменьшения нормативов и отмены ряда налогов город «потерял»  собственных доходов более 2 млрд. рублей, в тоже время доля краевого бюджета увеличилась.

Меняется и структура  расходов бюджета города. В связи  с совершенствованием системы оплаты труда в бюджетной сфере ежегодно растет удельный вес затрат на заработную плату в бюджете города.

Так, в 2000 году расходы на выплату заработной платы составляли 32%, в 2005 году - 41%, в 2006 году уже - 46%.

Соответственно доля расходов на развитие города уменьшается, а это  не позволяет муниципалитету вводить  новые объекты строительства, приобретать  современное оборудование производить  текущие и капитальные ремонты.

Теоретические исследования и практические действия исполнительных органов местного самоуправления в  области управления имуществом идут сегодня двумя путями: совершенствование традиционных направлений использования имущества, поиск и внедрение новых источников воспроизводства муниципальной собственности.

Традиционным направлением в данном вопросе является повышение  эффективности использования имущества  муниципальных предприятий и  учреждений.

Муниципальная собственность городского округа «Город Хабаровск» сформирована в сумме 28,0 млрд.рублей и состоит из:

- 32 муниципального унитарного  предприятия;

-276 муниципальных учреждений;

- 4950 объектов казны, 3268 объектов  жилищного фонда.

В администрации города Хабаровска работа по повышению эффективности  управления городской собственностью ведется по следующим направлениям:

• Создание необходимой  нормативной базы для управления муниципальной собственностью;

• структурные преобразования имущественного комплекса;

• управление муниципальным сектором экономики

Органами местного самоуправления города Хабаровска разработаны и  утверждены нормативные правовые акты о порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, об управлении муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями и о контроле за использованием муниципального имущества.

Реализуются Концепция управления муниципальным имуществом городского округа, Концепция развития муниципального производственного сектора экономики.

В целях повышения эффективности  финансово-хозяйственной деятельности МУПов при одновременном наращивании объемов и качества предоставляемых услуг в городе отработана схема управления муниципальным сектором экономики, в основе которой лежит плановая система финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Ежегодно устанавливаются  контрольные показатели по основным финансово-экономическим параметрам работы отраслей городского хозяйства.

Начиная с 2002 года, предприятия  разрабатывают бизнес-планы. Утверждаются предельные коэффициенты дебиторской  задолженности, нормативы отчислений от прибыли в бюджет, численности  работников.

С 2003 года в число плановых показателей включено задание по росту производительности труда.

Для организации деятельности МУП заключаются контракты с  руководителями муниципальных предприятий, проводится утверждение устава предприятия, организуется учеба руководителей, оказывается методическая поддержка.

В целях стимулирования деятельности руководителей и работников МУП  разработана прогрессивная система  показателей, влияющих на размер премиальных  выплат руководителям и работников, ежегодно пересматриваются размеры  тарифной ставки рабочих 1 разряда основных профессий, в уставы внесены пункты кадрового влияния.

Осуществляется многоступенчатый контроль за финансово-экономической  деятельностью предприятий.

Ежегодно проводятся балансовые комиссии по рассмотрению итогов финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, ежеквартально  проводится мониторинг финансово-хозяйственной  деятельности, что позволяет регулировать работу по выполнению контрольных показателей, оперативно принимать управленческие решения по стабилизации деятельности.

Оптимизирована структура  управления муниципальными предприятиями  транспорта, благоустройства, создана  единая служба заказчика ЖКХ, что позволило повысить эффективность работы муниципального сектора экономики города через концентрацию финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.

Реализация отраслями  городского хозяйства и муниципальными предприятиями функции активного  собственника позволили значительно  увеличить потенциал всех отраслей городского хозяйства, вывести их на безубыточную деятельность, нарастить  объемы производства.

Общая сумма активов предприятий  муниципального производственного  сектора экономики составляет 7,0 млрд. рублей, в том числе 2,1 млрд. рублей оборотных средств.

В 2006 году муниципальные  предприятия города произвели продукции, работ, услуг на сумму 5,0 млрд. рублей, что на 7,3% больше запланированного. При этом получено валовой прибыли 160,0 млн. рублей, что на 68,0 млн. рублей больше, чем в 2005 году.

Всего за 2001-2006 годы объем  производства на предприятиях муниципального сектора увеличился в 2,1 раза при росте производительности труда в 2,6 раза.

За этот же период доля предприятий  работающих с положительным финансовым результатом увеличилась с 58,5% до 80%, суммарная валовая прибыль  выросла на 20%. С 2001 года муниципальный  сектор экономики в целом работает безубыточно.

В Хабаровске применяются  новые подходы в управлении муниципальным  имуществом. В целях сохранения ликвидной  муниципальной собственности, приносящей доходы в бюджет города, администрация  города воспользовалась правом органов  местного самоуправления на участие  в создании хозяйственных обществ, необходимых для осуществления  полномочий по решению вопросов местного значения и выступила в роли соучредителя двух акционерных обществ «Центр инновационных технологий» и  «Управление инвестиционных программ». В управление обществ переданы нежилые помещения и муниципальные торговые комплексы для последующей сдачи в коммерческую аренду с целью финансирования общегородских инвестиционных программ. В результате проведенных преобразований местное самоуправление, действуя в качестве единственного акционера данных акционерных обществ, получила возможность управлять данными организациями.

ОАО «Центр инновационных  технологий города Хабаровска» запланирована  масштабная инновационная деятельность по развитию городской инфраструктуры. В ближайших планах реконструкция  и развитие кинотеатров «Хабаровск»  и «Дружба», участие в развитии сети городских бань, детских садов  и других социально ориентированных  объектов.

В городе появились современный  торговый центр «Лотос», шесть обустроенных современных муниципальных торговых комплексов. Восстановлены и введены  в эксплуатацию четыре социальные бани, введены в эксплуатацию 5 магазинов  «Ветеран», проведена реконструкция  городских прудов, парковой зоны стадиона «Динамо». Все эти объекты значительно  украсили город.

Изменение подходов к обеспечению  строительства объектов социальной и деловой инфраструктуры города наглядно проявляется в динамике общей величины и структуре финансирования общегородских инвестиционных программ.

Так, если в 2001 году объем  финансирования инвестиционных программ составил 42 млн. рублей, то в 2006 году - 293 млн. рублей, увеличение произошло в 7 раз. При этом доля бюджетных источников инвестиционных программ за аналогичный  период уменьшилась с 80% до 0%, что  объясняется значительным увеличением  инвестиционных ресурсов бизнеса. Объем  работ в 2007 году составит 1,5 млрд.руб.

Администрацией города в 2005 году проведена инвентаризация муниципального имущества, сформированы перечни имущества, передаваемые и принимаемые от различных  уровней власти. Сформирован перечень учреждений (15) для передачи в государственную  собственность.

Работа по разграничению  имущества идет очень сложно, несмотря на то, что федеральным законодательством  определен порядок передачи собственности.

Наличие проблем объясняется, прежде всего тем, что до 2006 года не были четко регламентированы и определены ни порядок реализации положений Федеральных законов о передаче имущества из государственной собственности в муниципальную и из муниципальной в государственную, ни перечень документов, необходимых для принятия решений о передаче имущества из государственной собственности РФ в муниципальную и из муниципальной собственности в государственную собственность РФ.

Поэтому в течение последних  лет никакого движения решений, принятых муниципальным образованием г. Хабаровска, по передаче имущества, начиная от жилого фонда и заканчивая объектами, подлежащими  перераспределению, не осуществлялось. Часть из них длительное время  пролежало в созданном Территориальном  управлении Федерального агентства  по управлению федеральным имуществом Российской Федерации. Только в 2006 году постановлением Правительства РФ № 374 от 13.06.2006 определен Перечень документов, необходимых для принятия решений  о передаче имущества из государственной  собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и обратно.

Кроме того, вызывает большие  опасения тот факт, что этим же Постановлением определено, что исключительно органы местного самоуправления отвечают за сбор и предоставление документов по передаче имущества, причем не только из муниципальной в государственную, но и из государственной в муниципальную. То есть, независимо от того, кто задержал, не представил документы для оформления необходимого пакета - полная ответственность будет ложиться на органы местного самоуправления за несвоевременное перераспределение имущества между субъектами права.

Принимая во внимание ограниченность сроков, определенных для выполнения задачи по перераспределению имущества, решение проблем, возникающих при  перераспределении имущества предлагается решать путем создания специальных  имущественных (согласительных) комиссий с представителями от передающей и принимающей Сторон для рассмотрения и принятия оперативных решений  по указанным вопросам.

Одновременно следует  отметить, что реализация исполнения Федеральных законов по перераспределению имущества требует обновления технической документации и необходимость регистрации права муниципальной собственности на принимаемое имущество, а также совершение действий по регистрации изменений, обременении или прекращения прав на эти объекты.

В этой связи в целях  своевременной регистрации перехода прав собственности между публично-правовыми  образованиями и предупреждения возникновения проблем при оформлении прав собственности оперативно должен решаться и вопрос финансирования данной работы.

Развитие  земельных отношений в городе

Проведена полная инвентаризация земель правобережья - активной части  города. Разработаны местные нормативные  документы в соответствии с федеральным  земельным и гражданским законодательством.

Создана автоматизированная система учета землепользования города, в которой накапливаются  данные о землепользователях, землевладельцах, данные инвентаризации и разграничения земли, а также учет и контроль по поступлению платежей. В работе используется программный комплекс

«САУМИ».

За 7 лет количество учтенных земельных участков и оформивших землепользование, в соответствии с  законодательством увеличилось  в десятки раз. Для примера, в 2000 году контроль за использованием земель осуществлялся только с площади 6 тыс. га (что составляет только 26% от площади правобережья города). На сегодняшний день можно сказать, что земли города учтены полностью.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью на примере городского округа «Город Хабаровск»