Управление экономическим развитием муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение управления экономическим развитием муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть управление как основную функцию в социально-экономическом развитии муниципалитета;
- изучить создание механизмов управления через Концепцию развития муниципального образования;
- рассмотреть целевые программы как механизмы управления развитием муниципального образования;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Управление как основная функция в социально-экономическом
развитии муниципалитета………………………………………………..........4
Создание механизмов управления через концепцию
развития муниципального образования……………………………………...7
Целевые программы как механизмы управления развитием муниципального образования……………………………………………......11
Заключение……………………………………………………………….............15
Библиографический список………………………………………………..........17

Файлы: 1 файл

Копия Оглавление.docx

— 32.57 Кб (Скачать файл)

Соответственно, необходимо наметить и оценить резервы, обеспечивающие достижение сформулированных целей, несмотря на возможные неблагоприятные изменения  внешней среды. Кроме того, следует  сформулировать возможные события, наступление которых будет означать необходимость полного пересмотра концепции развития.

Принятая стратегия должна служить основой для разработки как долгосрочных, так и оперативных  решений по управлению развитием  территории. Поэтому должны быть сформулированы сроки этапов ее реализации и основные параметры, которые необходимо достичь  на каждом этапе.

В целом, концепция развития должна содержать стратегию долгосрочного  развития и ее краткое обоснование.эффективность  их функционирования, этапы реализации стратегии.

По действующему законодательству план развития муниципального сектора  экономики должен включать:

• перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;

• перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;

• программу приватизации муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;

• сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления могут определять дополнительные составляющие и дополнительные требования к плану  развития государственного или муниципального сектора экономики. Исполнительные органы местного самоуправления могут  разрабатывать долгосрочные целевые  программы, которые подлежат утверждению  соответствующим представительным органом местного самоуправления. Перечень долгосрочных целевых программ формируется  в соответствии с приоритетами, определяемыми  прогнозами социально-экономического развития.

Долгосрочная целевая  муниципальная программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств, должна содержать  технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов  реализации программы, наименование органа местного самоуправления — заказчика  указанной программы, сведения о  распределении объемов и источников финансирования по годам, а также  другие документы и материалы, необходимые  для ее утверждения.

 

Целевые программы  как механизмы управления развитием  муниципального образования

 

Грамотно разработанная  концепция развития существенно  облегчает разработку и принятие конкретных целевых программ развития муниципального образования, которые  являются важнейшим механизмом реализации задач социально-экономического развития. Существует множество видов целевых  программ, которые можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации. По статусу  целевые программы делятся на федеральные, межрегиональные, региональные и муниципальные.

По назначению различают  комплексные целевые программы, обеспечивающие социально-экономическое  развитие страны, региона или муниципального образования, и проблемные целевые  программы, обеспечивающие решение  одной определенной проблемы. Среди  муниципальных программ преобладают  проблемные.

Проблемные муниципальные  целевые программы могут разрабатываться  по разным направлениям:

• создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;

• нормативно-правовые преобразования;

• формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения;

• оздоровление окружающей среды и предупреждение чрезвычайных ситуаций;

• содействие реформированию промышленности;

• развитие инфраструктуры транспорта, связи и обеспечение бесперебойной работы жилищно-коммунального хозяйства;

• развитие межрегиональных и международных связей муниципального образования и т.п.

Программа создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата предполагает проведение институциональных  преобразований, направленных на развитие финансовой инфраструктуры: создание муниципальных или привлечение  на территорию филиалов бизнес-центров, консалтинговых фирм, страховых компаний, залоговых фондов; упрощение процедуры  регистрации и лицензирования (реализация принципа одного окна, создание условий  для развития малых и средних  предприятий). Программы нормативно-правовых преобразований подразумевают урегулирование специфики трудовых отношений, создание прозрачных и стабильных правил осуществления  экономической деятельности, стимулирующих  развитие предпринимательской инициативы, дебюрократизацию экономики — упорядочение регулирующих, контрольно-ревизионных  функций органов местного самоуправления, сокращение административного вмешательства  в предпринимательскую деятельность, повышение эффективности управления муниципальной собственностью.

Социальные программы  могут включать: развитие и техническое  переоснащение объектов здравоохранения; развитие службы охраны материнства  и детства; проведение мероприятий  по борьбе с социально опасными заболеваниями; развитие материальной базы объектов образования; строительство и техническое  переоснащение объектов культуры, физкультуры  и спорта и т. д.

Экологические программы  могут предусматривать проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды и предупреждению чрезвычайных ситуаций, мониторинг зон кризисного состояния, оценку экологического состояния  территории и его влияния на здоровье населения, стимулирование инвестиций, направленных на снижение негативной нагрузки на окружающую среду. Программы  содействия реформированию промышленности включают разработку мер содействия техническому перевооружению и модернизации предприятий, находящихся на территории муниципального образования. Программы  развития инфраструктуры предусматривают  мероприятия по развитию городского транспорта, связи, обеспечению бесперебойной  работы жилищно-коммунального хозяйства, внедрению энергосберегающих технологий, повышению эффективности работы систем жизнеобеспечения, предотвращению аварий техногенного характера. При  разработке муниципальных целевых  программ необходимо оценивать каждое программное мероприятие по ряду критериев: цель и решаемая проблема, планируемые объемы производства продукции  или услуг (для инвестиционных проектов), сроки реализации, объемы и источники  финансирования, показатели эффективности (платежи в бюджеты всех уровней, сроки окупаемости, количество новых  рабочих мест) и т. д.

По срокам реализации различают  краткосрочные (1 год), среднесрочные (3— 5 лет) и долгосрочные (10-15 и более  лет) целевые программы. По направленности решаемых проблем различают социальные, экологические, экономические, научно-технические  и иные целевые программы. По механизму  реализации различают заказные целевые  программы с заранее определенными  исполнителями и конкурсные, когда  исполнители выбирают комиссией  после утверждения программы  и объемов ее финансирования. Целевая  программа представляет собой увязанный  по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных  и других мероприятий, обеспечивающий эффективное решение задач в  области государственного, экономического, социального и культурного развития.

Поскольку в большинстве  муниципальных целевых программ принимают участие организации  различных форм собственности, базовым  принципом построения механизма  их реализации является принцип «баланса интересов», подразумевающий обеспечение  соблюдения интересов всех участников.

Важнейшей составляющей механизма  реализации программы является определение  возможных источников и способов финансирования мероприятий.

При реализации муниципальных  целевых программ могут использоваться:

• средства федерального и регионального бюджетов;

• средства местного бюджета;

• собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления, акционерный капитал, боты, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т.п.)

• средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а так же под гарантии бюджета субъекта РФ и местного бюджета;

• другие внебюджетные источники финансирования.

Участие в разработке и  реализации целевых программ многих муниципальных структур требует  наделения каждой из них определенными  правами и обязанностями и  четкой координации работы.

 

Заключение

 

Формирование рыночной среды  в экономике России оказывает  определяющее влияние на процессы в  обществе, в том числе и на муниципальном  уровне. Реальный опыт трансформирования  и адаптации муниципальных образований  выявил множество проблем, сдерживающих данные процессы. В течение последних  лет в Российской Федерации осуществляется переход к рыночным отношениям. В  этих условиях активизация роли муниципальных  образований в развитии регионов приобретает ключевое значение. От них во многом зависит судьба социально-экономических  реформ, перспективы создания такой  экономической системы, которая  бы обеспечивала динамичный и эффективный  рост и достойный уровень благосостояния народа, дальнейшее развитие регионов и всей страны, возможность ее выхода из тяжелейшего экономического кризиса. На этом пути проблема формирования механизма  управления социально-экономическими процессами на уровне муниципального образования, где последствия децентрализации  управления экономикой наиболее тяжело отразились на экономическом положении, является важнейшей задачей. При  этом необходимо учитывать, тот факт, что ситуации и динамика процессов, складывающиеся на муниципальном уровне имеют существенные особенности  и отличия в сравнении с  региональными и федеральными.

За годы реформ процессам, протекающим в экономике муниципальных  образований, не уделялось достаточного внимания, поскольку интересы федерального центра были сосредоточены на решении  более масштабных задач существующих на уровне страны и регионов. Это  инициировало целый ряд проблем  в социально-экономическом развитии муниципальных образований, большинство  из них связаны с тем, что существующий механизм управления либо не эффективен в сложившихся условиях, либо не адаптирован к ним и не позволяет  эффективно использовать имеющийся  производственный и социально-экономический  потенциал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В.Б. Зотова.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.
  2. Воронин, А.Г. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием/ А.Г. Воронин // Городское управление. 2006. – №1. – С.6-19
  3. Широков, А.Н. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти/А.Н. Широков, С.Н. Юркова // Экономист.
  4. Белокрылова О.С., Киселева Н.Н., Хубулова В.В. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009. 240 с.
  5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: МарТ, 2007. 448 с.
  6. Ермошина Г.П. Региональная экономика: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2009. 576 с.
  7. Зотов В.Б. Система муниципального управления: Учебник для вузов. СПб.: Лидер, 2008. 493 с.
  8. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. М.: Мысль, 2002. – 247 с.
  9. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. В.Е. Рохчина. — М.: РИЦ Муниципальная власть, 2000. – 152 с.
  10. Васильев А.А. Муниципальное управление. Конспект лекций. - Н.Н., 2000. – 530 с.

 



Информация о работе Управление экономическим развитием муниципальных образований