Типы структур муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать типы структур управления на муниципальном уровне.
Задачи работы:
-изучить специфику муниципального управления;
-исследовать разновидности типов структур управления муниципальным образованием;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………

4
1.1 Сущность и понятие муниципального управления……………...
4
1.2 Виды и структура органов местного самоуправления…………..
6
1.3 Типы структур муниципального управления…………………….
13
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТИПОВЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ………………………………………………………….


23
2.1 Организация работы Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского МР…...
23
2.2 Совершенствование работы комиссий на базе органов местного самоуправления в области повышения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях……………………………………………….......


29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...
37

Файлы: 1 файл

Курсовая по ГМУ 4 курс.docx

— 85.41 Кб (Скачать файл)

По закону представительный орган власти формируется только на основе выборов. На практике существует несколько форм избирательной системы. В уставе муниципального образования может быть установлена любая из них. Наиболее распространенной в России является мажоритарная система выборов в одномандатных избирательных округах. Ее основное достоинство в том, что депутаты наиболее приближены к своим избирателям, хорошо знают свои избирательные округа, существующие проблемы и интересы жителей. Население округа знакомится со своими депутатами, их личностными и политическими качествами. Однако применение такой избирательной системы часто приводит к тому, что каждый депутат стремится, в первую очередь, к решению проблем избирателей своего округа, формирование единых целей и задач развития муниципального образования становится затруднительным9.

Разновидностью данной модели являются выборы по единому многомандатному муниципальному округу, депутатами от которого становятся кандидаты в количестве, соответствующем числу мандатов, набравшие наибольшее число голосов среди всех избирателей муниципального образования. Такая система решает задачу выражения депутатами общих интересов населения. Но ее эффективное применение на практике возможно в основном в небольших поселениях, так как в крупных городах при ее использовании возникнет оторванность депутатов от избирателей и их интересов. В больших городах целесообразно разделить территорию на отдельные многомандатные округа, в каждом из которых избирается несколько депутатов.

В муниципальных образованиях, население которых политически структуризировано, отличается высокой политической активностью, формирует множество групп, объединений, целесообразно использование пропорциональной избирательной системы. Хотя данная система значительно ослабляет личные связи и персональную ответственность депутатов перед своими избирателями, она хорошо приспособлена для решения главной задачи представительного органа – выражения общего интереса избирателей всего муниципального образования. В России данная система широкого применения не получила из-за отсутствия устойчивых избирательных объединений на муниципальном уровне.

Существуют различные модификации данных систем, позволяющие сгладить отрицательные стороны каждой из них, при которых часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть – по пропорциональной. В том случае, когда для эффективного выполнения функций представительного органа, управления необходим высокий уровень квалификации, целесообразно использовать систему, при которой за одни выборы переизбирается не весь состав депутатов, а только определенная часть. Такой подход позволяет сохранять преемственность власти.

При формировании эффективной избирательной системы в муниципальном образовании необходимо определить оптимальную численность состава выборных органов, срок полномочий, требования к кандидатам и т.п. В целом, выбор той или иной избирательной системы во многом определяет качественный состав представительного органа и характер его деятельности. Выбор избирательной системы должен осуществляется с целью формирования представительного органа, отражающего интересы всего муниципального образования и способного ставить цели и задачи дальнейшего развития муниципального образования, при этом важно учитывать особенности и величину муниципального образования, тип организационной структуры местного самоуправления.

Для создания эффективной системы местного самоуправления необходимо составить подробный перечень всех функций по обеспечению жизнедеятельности населения данного муниципального образования, включая те, которые на момент составления возложены на органы государственной власти. Это нужно потому, что в случае, если по каким-то причинам данные функции выполняться не будут, необходимость их исполнения автоматически ляжет на население и, соответственно, на органы местного самоуправления.

В составленном перечне функций необходимо выделить те, которые по закону относятся к компетенции других уровней управления, с указанием конкретных органов-исполнителей. Особо следует выделить функции, делегированные данному муниципальному образованию другими уровнями управления, а также функции, делегированные данным муниципальным образованием на другие уровни управления. Далее проводится анализ, каким образом в данном муниципальном образовании будет наиболее эффективно исполняться каждая функция и какими характеристиками должны обладать исполняющие эту функцию органы. Важно, чтобы не осталось функций, за которые не отвечает ни одно из подразделений.

Регулярная деятельность по осуществлению функций местного самоуправления практически невозможна вне системы постоянных органов управления, сформированных из профессионально подготовленных кадров и наделенных компетенцией, необходимой для исполнения возлагаемых на них функций. Поэтому, в зависимости от объема работ, их сложности, специфики выбирается конкретное подразделение местной администрации, которое будет выполнять определенную функцию. Это не означает, что под каждую функцию нужно создавать отдельный орган. К примеру, если в муниципальном образовании имеется только один медпункт, то нет необходимости создавать специальный отдел по вопросам здравоохранения. В таких случаях соответствующие функции могут исполняться укрупненными структурными подразделениями, имеющими более широкую специализацию, например, управлением социального обеспечения. Таким образом, путем обобщенного анализа функций определяются органы, образующие структуру управления и формулируются основные отношения и взаимосвязи этих органов.

Для выполнения функций, делегированных вышестоящими уровнями управления, целесообразно использовать отдельные, обособленные подразделения (военно-учетные и т.п.). Это важно потому, что:

- во-первых, в части исполнения делегированных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны вышестоящим органам государственной власти;

- во-вторых, согласно действующему законодательству, материально-финансовое обеспечение деятельности по выполнению делегированных полномочий достигается соответствующим уровнем государственного управления, что предполагает передачу финансовых ресурсов или закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов.

По характеру выполняемых функций можно выделить три группы структурных подразделений. К первой группе могут быть отнесены подразделения, отвечающие за узкий сектор или отрасль муниципального хозяйства, например, управление коммунального хозяйства. Также существует группа подразделений, деятельность которых охватывает определенный комплекс вопросов муниципального управления, например, отдел финансового планирования, ревизионный отдел и т.п. Кроме того, можно выделить группу подразделений, не обладающих собственной компетенцией и осуществляющих обеспечение деятельности остальных структур. Сюда относятся всевозможные вспомогательные службы и подразделения, например, канцелярия.

При планировании структуры органов управления важно определить, к какому типу структурных подразделений относится функция. К сожалению, при построении структур управления этот принцип часто нарушается, что приводит к выполнению отдельными подразделениями несвойственных им функций, и ухудшению дееспособности всей структуры управления. Так, очень часто функции финансового и бюджетного планирования, исполнения и контроля за исполнением бюджета передаются одному и тому же органу, что приводит к смешению функций и сводит роль этого органа к пассивной бухгалтерии, что снижает эффективность финансового управления.

Для повышения эффективности желательно, чтобы вопросы, отнесенные к ведению одного из подразделений администрации, носили максимально завершенный характер. Если исполнение функции разнесено по разным структурам или в ходе исполнения данной функции участвуют практически все подразделения, как, например, при бюджетном процессе, важно четко определить место и задачи каждого из подразделений путем разделения отдельных элементов и этапов бюджетного процесса между органами местного самоуправления10.

Для крупных муниципальных образований, имеющих большой аппарат управления, целесообразно использовать как можно более детальное разграничение функций с созданием специальных подразделений для их исполнения. Для небольших муниципальных образований наиболее применима схема, при которой выполняемые функции группируются, при этом в первую очередь должны объединяться функции отраслевых подразделений. Объединение функций подразделений, интересы которых противоречат друг другу, например, таких, как бюджетные и финансовые, в рамках одного под разделения нежелательно. В малых муниципальных образованиях осуществление многих функций, для которых в городах создаются целые службы, может производиться самим населением или на добровольной основе отдельными ответственными лицами.

 

  •  

     

     

     

     

     

  • ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТИПОВЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

  • 2.1 Организация работы Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского МР

     

    Для детального рассмотрения теоретико-практического аспекта темы курсовой работы «Типы структур муниципального управления» наиболее интересным, в нынешних условиях деятельности власти на государственном и муниципальном уровнях, становятся типы 2, 3 и 4 указанные в параграфе 1.3 первой главе работы.

    Совет представительных органов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского МР, принимает после коллегиального обсуждения. Очень важно на уровне каждого отдельно взятого муниципалитета района выстроить систему применения рекомендаций и материалов Совета.

    Информация о работе Совета, о принятых решениях включается отдельным вопросом в повестку заседания Собрания ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского МР. Депутаты, заинтересовавшиеся каким-либо вопросом, имеют возможность ознакомиться со всем пакетом документов Совета. Эффективное использование материалов Совета невозможно без взаимодействия с советами депутатов сельских  поселений. Такое сотрудничество очень важно, т. к. для привлечения инвестиций, для реализации местных, региональных и федеральных проектов и т. п. необходимо создание единого правого поля в районе.

    Для развития местного самоуправления, координации деятельности между Земским Собранием и советами депутатов сельских поселений в 2013 году были подписаны соглашения о сотрудничестве. Предметом заключённых соглашений является:

    - в сфере правотворческой деятельности – анализ практики применения и контроля за исполнением областных законов;

    - организация обмена опытом деятельности представительных органов муниципальных образований;

    - организация учёбы депутатов и специалистов, обеспечивающих деятельность совета  депутатов.

    Подробнее о механизме работы Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского МР (табл.2.1).

    Таблица 2.1

    Примерный план работы Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского МР на март-июнь 2013 года

    № п/п

    Рассматриваемые вопросы

    месяц

    1

    Об избрании секретаря Совета представительных органов

    март

    2

    Об утверждении плана работы на 2014 год

    март

    3

    О нормативном правовом регулировании представительными органами сельских поселений подготовки и принятия градостроительной документации, организационного и финансового обеспечения ее разработки

    март

    4

    О создании условий для обеспечения жителей сельских поселений услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания

    март

    5

    Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

    март

    6

    Обзор изменений федерального и регионального законодательства

    март

    7

    Контрольные функции представительных органов местного самоуправления

    июнь

    8

    О порядке осуществления земельного контроля на территории сельского поселения

    июнь

    9

    О контроле содержания дорог

    июнь

    10

    Об организации предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Ленинградской области

    июнь

    11

    Об информации о деятельности Совета представительных органов муниципального района Ленинградской области

    июнь


     

     

    Источник: Выдержка из материалов заседания Совета представительных органов  ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского муниципального  района, сентябрь 2013.

     

    Несколько принципов, которыми руководствуется совет депутатов при планировании:

    - при составлении плана используются вопросы из проекта плана Совета;

    - включаются вопросы из нереализованных в предыдущем году;

    - план работы Совета депутатов района увязывается с планом нормотворческой деятельности Областного Собрания депутатов;

    - в план включаются вопросы по реализации законов Ленинградской области и Российской Федерации;

    - включаются актуальные для района и поселений темы.

    Вопросы для заседаний Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского района формируются блоками.

    Следует отметить, что на заседаниях Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского района депутаты стараются рассматривать в той или иной форме практически все рекомендации Совета. На рисунке 2.1 представлено количество заседаний, принятых решений за период 2011-2013 гг.

    Рис. 2.1 Деятельность Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского района в 2011-2013 гг.

    Источник: собственная разработка на основании протоколов заседаний Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского района за 2011 – 2013 гг.

     

    Для того чтобы разработать каждую рекомендацию, приходится работать с периодикой и литературой, выходить через интернет за пределы Ленинградской области, работать с регистром нормативных правовых актов и тратить на все это достаточно много времени.

    Но в итоге получаются реальные результаты, оказывается методическая помощь сельским поселениям в совершенствовании нормативной правовой базы, т. к. ввиду отсутствия у большинства в штате юристов, самостоятельно им достаточно сложно разрабатывать правовые акты.

    Периодически в день заседания Совета депутатов ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,ского района проводятся курсы для депутатов советов депутатов сельских поселений, специалистов, обеспечивающих деятельность представительных органов.

    В ходе обучения специалистов советов депутатов были рассмотрены следующие вопросы:

    - оформление решений и протоколов заседаний представительных органов;

    - подготовка и оформление писем представительных органов местного самоуправления: нормотворческая инициатива, ответы на обращения граждан;

    - подготовка проектов решений о передаче полномочий сельских поселений на уровень муниципального района;

    - нормативные правовые акты муниципального образования: регламент представительного органа; порядок внесения изменений и дополнений в Устав муниципального образования; нормативно-правовые акты, регулирующие формы непосредственного участия населения в местном самоуправлении.

    Информация о работе Типы структур муниципального управления